Об этико-эстетических основах формирования
педагогической культуры
Кризисные явления, охватившие общество, сводятся в конечном итоге, как показывают исследования, к кризису мировоззрения людей. Игнорирование знаний о духовной основе развития общества и человека, его связи с космическими законами жизни привело человечество к многочисленным неизбежным катастрофам.
Анализируя нынешнее положение в обществе, в образовании, встревоженные ученые отмечают тенденцию наступления псевдокультуры, индивидуализма, бездушного прагматизма(1). Это проявляется на всех уровнях государственной власти. Такое положение общества заставляет, в первую очередь, обратить внимание на вопросы воспитания, лежащие в основе тех острых проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков.
Великий педагог Я.А.Коменский считал важнейшими принципами педагогики изучение законов духовной жизни, согласование с ними всех педагогических воздействий.
Нынешним цивилизованным обществом упускается из виду, что на протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве сущего и должного(2). Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного существовало везде и всегда как основа, фундамент жизни, и свобода, которую установило для себя “цивилизованное” человечество от нравственных, духовных законов бытия давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность, что пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющих этическую основу человеческого бытия.
Остро стоящие перед обществом проблемы нравственности тесно связаны с проблемами образования. Установлено, что само по себе накопление знаний еще не гарантирует овладения научным, передовым мировоззрением. Приходится говорить о невежественности образованного человека, которая в сочетании с безнравственностью особенно опасна. Но как остановить деградацию общества? По убеждению академика Д.С. Лихачева, лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру.
“Истинно, спасение в культуре”, утверждал Н.К.Рерих. Великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светоносное значение культуры, обращая наше внимание на этимологию этого слова, что значительно углубляет взгляд на привычное понятие культуры и одновременно конкретизирует его. Если “культ” есть почитание, поклонение, а корень “ур” означает огонь, свет, то уже само слово Культура предполагает творческое горение, поклонение свету Знания и Красоты, писал он. Культура есть синтез Познавательного и Прекрасного, и радуга этого синтеза даст продвижение. Такой подход не позволит разрастись псевдокультуре, подтачивающей сами этические основы жизни, тому суррогату, который зовется массовой культурой. Как отмечают культурологи, именно в рамках ее жанров, таких как детектив, вестерн, мелодрама, комикс создаются упрощенные, примитивные “версии жизни”(3). Все это стимулирует потребительское сознание у зрителя, слушателя, читателя, формирует особый тип обывателя, человека с мещанской психологией, живущего сугубо личными интересами, далекого от понимания Культуры и Общего блага.
Культура умолкает там, где сердце немо, гласит мудрость. Сердце - средоточие человеческих чувств, и без культуры сердца как без культуры чувств нет и самой культуры. Кроме того, чтобы успешно преподавать, давать знания, необходимо говорить с собеседником по его сознанию, а для этого надо обладать таким бесценным качеством, как сердечность.
О значении развития чувств, об их приоритете по отношению к воспитанию ума, о необходимости развития чувства Прекрасного говорилось еще в древние времена. Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге, предупреждали мудрые. Изучение закона есть благородное дело, если оно соединяется с каким-либо искусством, всякое же занятие, не сопровожденное художеством, ни к чему не приводит(4).
Учить художеству - значит воспитывать у ребенка хороший вкус, чувство и понимание изящного, красивого. И это является самым насущным принципом жизни. Развитие чуткости и чутье к Прекрасному станут духовной защитой и ориентиром молодому человеку в сложном, изменчивом мире, окружающем его, в обществе, переживающем жестокий кризис цивилизации.
Этическое переплетаясь с эстетическим, отражается в триединой формуле, на которой строятся принципы педагогики: Добро-Истина-Красота. Взаимосвязь этих понятий сегодня воспринимается как аксиома, ибо со времен Платона людям известно, что Красота - категория не только эстетическая, но и нравственная. Стало крылатым выражение: Красота спасет мир. Но сама по себе Красота не может спасти - необходимо ее осознание. Уберечь молодое поколение от увлечения внешней, бессодержательной красотой, рассчитанной на эффект, дать понятие духовного содержания Красоты - вот благородная и прекрасная задача педагога.
Необходимо помнить, что истинное понимание красоты выступает и как предпосылка объективных, истинных знаний. Принцип Красоты - один из древнейших методологических принципов познания. Это интуитивно очевидный компонент культуры, к которому обращается ученый, исследователь в своей специально-научной деятельности(5). В нем содержится идея тесной взаимосвязи бытия человека и того явления, которое он анализирует, идея представления Красоты через выполнение требования соразмерности, порядка, ритма, простоты, истинности, а также полноты выражения гармонии. Это дает основание многим ученым говорить о художественно-образном восприятии как одном из типов восприятия научных проблем.
Осуществляя обучение и воспитание на принципах Красоты (что можно при желании делать на каждом уроке и в любом учебном предмете), духовно возделывая сады Культуры, педагог воспитывает чувства и мысли не только в детях, но и в себе. Воспитания без самовоспитания не бывает, утверждал Л.Н. Толстой.
Процесс самосовершенствования - это процесс развития культуры чувств и мышления, что становится началом формирования самой педагогической культуры. Слагаемые этой культуры многочисленны. Помимо уровня развития профессиональных знаний, а также степени развитости психологических качеств эмоционально-волевой сферы, в нее на правах определяющего компонента входит мировоззренческий аспект, в котором главенствующее положение занимает мысль, вернее, работа над мыслью.
По словам В.И. Вернадского, мысль выдвигается вперед, как важная и глубокая основа слагающегося нового научного мировоззрения(6). Суть его отражается в учении о ноосфере, сфере разума, для которой характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления. Учение оказало огромное влияние на гуманистическую, культурную парадигму, явилось серьезной, глубокой теоретической основой роста сознания человечества в целом(7), и поэтому каждый, кто считает себя приобщенным к Культуре, не вправе игнорировать эти знания.
Воспитывать, культивировать мысль, осознать значение красоты мысли - все это породит прекрасные действия и преобразит жизнь. Культура мысли (“венец человеческого существования”(8)) и культура чувств - понятие взаимосвязанные. “Проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены и логически”, считают ученые.
Содействовать развитию культуры чувств и мышления призвано искусство, которое служит возвышению сознания человечества. Давно установлено, что человек возвышается, приближаясь к Прекрасному. Однако, эта древняя истина до сих пор не достаточно осознана. “Эстетическое наслаждение наше должно расшириться, чтобы вместить искусство во всей ее полноте. Все музы должны быть призваны к участию”(10). Нельзя забывать, что именно м у з ы, способствуя воспитанию чувств, развивают и мышление. Не случайно, “муза” означает “мыслящая”, а матерью муз была богиня памяти.
Нашим современникам необходимо осознать взаимосвязь и единство науки, искусства и этических учений. Открыть для нас этот спасительный одухотворяющий синтез Познавательного и Прекрасного помогает постижение истинного понимания и значения Культуры.
Если наука, гордая своими достижениями, не помогает найти человечность, а искусство не повышает сознания - значит, в мире неблагополучно.
(Из творческого наследия Рерихов).
В этих мудрых словах в полной мере отражается положение дел в духовной сфере общества и одновременно указывается на пути преодоления сложившегося кризиса.
___________________________________
1. Человек и образование в современной России: Социол. очерки: Сб. статей / Под ред. Л.А. Вербицкой и др.- СПб: Изд-во СПб гос. ун-та, 1998. - с. 3-9.2. Большая Советская Энциклопедия. Т. 3. - М., 1978, с. 291.
3. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997, с. 254.
4. Н.К. Рерих. О Вечном, М., Политиздат, 1991, с. 80.
5. С.В. Котина. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс... д-ра фил. наук. М., 1992.
6. В.И. Вернадский. Начало и вечность жизни. - М., 1989. - с.108.
7. Культурология. XXI век. Энциклопедия. Т. 1, с. 114.
8. Е.И. Рерих. Письма. 1.3.29.
9. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997, с. 219.
10 Е.И. Рерих. Письма. 10.09.38.