Культуротворческое мировоззрение
как основа профессионально-личностного самоопределения учителя

Н.Н. Никитина

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики УлГПУ,

зав. кафедрой педагогики и психологии ИПК ПРО при УлГПУ.

г. Ульяновск

 

Понятие "культуротворческое мировоззрение" впервые введено А. Швейцером. Он рассматривает его как основу Культуры, как важнейшее условие позитивной ориентации человека в окружающем мире. Профессионально-личностное самоопределение учителя как процесс и результат выбора им своих жизненных и профессиональных целей и задач, осознания своего "Я", своих возможностей и предназначения, своего отношения к миру, к своей профессиональной деятельности и к личности ученика, во многом зависит от развития культуротворческого мировоззрения.

По мнению А. Швейцера, культуротворческим является такое мировоззрение, которое отвечает следующим требованиям:

1. Оно должно быть мыслящим, то есть выработано личностью в процессе осмысления бытия и своей сущности, своего жизненного предназначения.

2. Оно должно быть оптимистичным и этичным, жизнеутверждающим.

3. Оно должно формироваться не путем внушения, а в результате личностного выбора тех идей и ценностей, которые придают смысл своей и окружающей жизни.

4. Оно одновременно должно быть направлено на совершенствование себя и окружающего мира. Активность человека, направленная вовне, и активность, направленная вовнутрь себя, должны быть уравновешены. (1)

Культуротворческое мировоззрение учителя прежде всего проявляется в особом характере и структуре ценностей, определяющих смысл его жизни и профессиональной деятельности.

Можно выделить различные типы ценностей, определяющих смысл жизни современного человека: ценности "обладания" и ценности "созидания", ценности "служения" и ценности "самореализации" и "самоактуализации". Духовное развитие личности происходит тогда, когда она движется к обретению смысла жизни, лежащего вне своего собственного "Я", стремится к продолжению себя, к единству с Миром, Человечеством, Космосом.

Рассматривая путь духовного роста человека как единственно возможный в свете Великих Космических Законов, Тейяр де Шарден утверждает, что на этом пути мы должны пройти три последовательных шага, три фазы нашей персонализации:

1) сосредоточиться на себе - найти себя и самоосуществиться;

2) сместить центр на другого - цель жизни в любви и служении другим;

3) сконцентрироваться на чем-то большем, высшем, чем ты сам — служение Человечеству, Богу, реализация своей жизненной миссии, задачи. (2).

Как соотносится с данной типологией содержание и структура смысложизненных ориентаций выпускников педагогического вуза, тех, кто вступает на трудный и ответственный жизненный путь учительства? С целью ответа на данный вопрос нами было опрошено 45 выпускников факультета иностранных языков.

Ранговый ряд жизненных ценностей-целей, выстроенный в соответствии с предпочтениями студентов, ориентированных на педагогическую деятельность (22% от опрошенных), показал, что именно у этой группы преобладают гуманистические, альтруистические ценности, ценности самоотдачи в структуре смысложизненных ориентаций ("дарить радость, добро людям", "помогать другим находить свой смысл жизни"). Вместе с тем настораживает недостаточно высокий ранговый вес такой жизненной ценности, как "самосовершенствование", без которого невозможна ни самореализация личности, ни ее самоотдача другим.

Что касается других выпускников, то у них прослеживается явная ориентация на себя, свою семью, карьеру в любой высокооплачиваемой сфере деятельности. Гедонистическая направленность и прагматизм, иногда граничащий с цинизмом ("главное в жизни деньги, остальное все покупается"), проявляются в высказываниях студентов и в их жизненных планах. Вот наиболее яркий образец одного их них: 1) карьера (бизнес), 2) создание семьи, 3) служение Богу, благотворительность (в будущем).

Наблюдается явное несоответствие между стремлением будущих учителей к самореализации и профессиональному росту и слабой направленностью на самосовершенствование, прагматизм современного молодого поколения, отсутствие высоких жизненных идеалов, без которых невозможно духовное развитие и совершенствование личности учителя, а следовательно, невозможно быть Учителем в истинном смысле этого слова.

Признавая формирование культуротворческого мировоззрения учителя важнейшим условием его профессионально-личностного становления, необходимо сосредоточить внимание педагогического образования на данной проблеме. Создание условий для реализации данной цели возможно только в процессе погружения студентов в различные философские концепции, осознания сущности и смысла человеческой жизни вообще и своего места в окружающем мире, своего жизненного предназначения. Именно на это должны быть ориентированы такие курсы, как философия, культурология, педагогика.

Особое значение приобретает осмысление учителем в различных концепциях культуры такой основополагающей ценности, как призвание, которое рассматривается в качестве жизненной задачи человека, определяющей программу его жизни. Выход за пределы узкоматериалистического понимания мира и жизни человека позволяет видеть в призвании смысложизненную задачу как сверхличное задание, поставленной перед человеком Богом (религиозное понимание) или Законом Кармы (Живая Этика). Только в таком понимании призвание перестает восприниматься учителем как абстрактная личностная характеристика и приобретает роль смыслообразующей жизненной ценности, побуждая переосмыслить с этой точки зрения свой жизненный и профессиональный выборы.

Развитие культуротворческого мировоззрения стало одной из ведущих задач, реализуемой нами в курсе "Основы самосовершенствования личности учителя", в постоянно действующих семинарах "Ценности и ценностные ориентации личности", "Личностная культура учителя", которые проводятся в Ульяновском государственном педагогическом университете, а также институте повышения квалификации ПРО. Анализ ценностно-смысловой подструктуры жизненных ориентаций учителей-участников данных семинаров показывает, что их духовное наполнение во многом связано с направленностью на самосовершенствование, непрерывный профессионально-личностный рост. Практически во всех анкетах просматривается следующая система жизненных и профессиональных ценностей и планов:

1. Духовное совершенствование.

2. Самореализация в своих детях и учениках, других людях ("извлечь максимальную пользу из своих возможностей для коммуникации, дружбы и любви").

3. Воспитание в детях творческого отношения к миру, помощь им в совершенствовании себя ("увлечь как можно больше людей стремлением к духовному совершенствованию").

4. Изменение окружающего мира.

В высказываниях этих учителей отражается их оптимистичное и жизнеутверждающее мировоззрение, звучат мысли, которые должны быть жизненными принципами любого учителя, если он стремится стать духовным наставником своих учеников: "стать лучше и изменить мир к лучшему", "учиться и любить, делиться тем, что имеешь, служить Красоте и Истине".

Результаты проводимой нами работы еще раз убеждают, что единственно возможный путь профессионально-личностного самосовершенствования учителя - это путь его духовного развития, становления культуротворческого мировоззрения, которое проявляется в обретении смысла жизни, осознании своей педагогической деятельности как реализации своей миссии, своего человеческого предназначения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М., 1992, с. 73-78.

2. Тейяр де Шарден П. О счастье// Человек. - 1991. -N 2, с. 108-115.