Роль культурологического образования

в формировании гуманистической ориентации

школьников в современном мире

Г.А Кузьмина.,
канд. пед. наук,
доцент кафедры художественной культуры
Рос. Гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена.

 

В условиях новой парадигмы образования, направленной на демократизацию, гуманитаризацию, гуманизацию, интеграцию и фундаментализацию знаний, выделены приоритеты и ценностные ориентации, нашедшие воплощение в государственном образовательном стандарте и рекомендациях Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования - определена необходимость подготовки в педагогических университетах учителя культурологии (специальность 035px800, культурология).

В чем же состоит значение изучения культурологии в современом вузе и введения учебного предмета “Культурология” в содержание школьного образования?

Объяснение этому находим в самом понятии “культурология”, т.е. наука о культуре. Этимология этого понятия раскрывается через универсалии культуры. Универсалии культуры сохраняют исторически накопленный социальный опыт, в системе которого человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир. Универсалиями культуры являются следующие категории: свобода, совесть, долг, вера, надежда, любовь, красота, истина, добро, справедливость, честь, достоинство, милосердие, труд, страдание, страх, Человек, общество, Я, Другие, Сознание, Космос, Природа и т п. Универсалии культуры воплощаются в деятельности, поведении и общении человека и преломляются в религии, искусстве, технике, политике и т.п.

В жизнедеятельности человека можно выделить две функции универсалий культуры. Во-первых, они обеспечивают своеобразную сортировку многообразного исторически изменчивого социального опыта, отсеивают многие феномены культуры, которые не согласуются с ценностями и смыслами данной эпохи. Во-вторых, – выступают базисной структурой человеческого сознания, в которую люди всегда вкладывают свой личный смысл в соответствии с духовным опытом, в результате которого формируется индивидуальное мировоззрение.

Таким образом, культурология как наука и как учебный предмет:

Все тайны и загадки культуры раскрываются через человека. Человек – это душа и сердце культурологического знания. Изучение культурологии на всех ступенях общего и профессионального образования должно помочь человеку стать Челом – века и нести ответственность за состояние мира.

Осуществление подготовки будущего учителя культурологии в высшей школе и введение предмета “Культурология” в содержание среднего общего образования на основе разработки принципов научного проектирования целевого, содержательного и технологического ее аспектов, позволит успешно решить проблему гуманитаризации и гуманизации школьного образования.

Показателями целевого и содержательного компонента учебной дисциплины “Культурология” на всех ступенях общеобразовательного учреждения являются:

Знания, отобранные с учетом принципа природосообразности из соответствующей науки “Культурология”.

Знания, специально отобранные и признанные государством Российской Федерации, в качестве источника, необходимого для развития личности гражданина России, живущего по принципу диалога культур; способного понять, во имя чего существует мир культуры и он сам, творить мир по законам истины, добра и красоты.

Знания, предусматривающие региональный аспект культуры, обеспечивающий формирование национального самосознания, преемственность в культурных традициях всех времен.

Изучение культурологии нацеливает образовательный процесс не только на формирование широко просвещенных, но и гуманных людей, позволяет решить две важные задачи: обеспечить целостность образования и повысить реальную возможность формирования личности гражданина России.

Культурология интегрирует разнообразные знания большинства учебных дисциплин, обеспечивающих гуманитаризацию образования на современном этапе (краеведение, культура родного города, мировая художественная культура и др.), способствует формированию восприятия целостной картины мира. Цели, содержание, методика преподавания и изучения данного интегрированного курса “Культурология” на каждой ступени образования целесообразно разрабатывать на основе идей алгоритмизации. В обобщенном виде алгоритм можно представить таким образом:

1. Построение прогностической модели ученика.

2. Прогностический отбор содержания специальной учебной дисциплины..

Классификация и систематизация отобранного учебного материала.

Разработка учебно-программной документации.

Обоснование стиля и технологии педагогического взаимодействия как процессуальной стороны обучения.

Наиболее значимым при этом является сопоставление и анализ науки “Культурология” с конкретной учебной дисциплиной.