Дошкольное воспитание в новом веке

Валерий Ашиков,
Центр непрерывного воспитания
и развития семьи “Семицветик”
г.Троицк, Московской обл.

 

Мир входит в новый век, в новое тысячелетие. Каким оно будет? На этот вопрос ответить непросто, но мы верим, что оно будет лучше уходящего. Этой верой в лучшее будущее живет человек, этой неосознанной верой, подсознательным чувством полны дети. Мы, педагоги и воспитатели, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет Человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей. От этих основ зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества.

Мир обременен проблемами. Кризисы и катаклизмы охватили всю нашу планету. Мир ждет спасения. В чем оно? Опять-таки все зависит от Человека, от всех нас. Без нас, без нашего участии само собой ничего не произойдет. Нужно включение всей нашей энергии, всех наших мыслей, чуств, поступков. Нужен единый Путь, который выведет нас к Свету. Этот Путь объединяет все то истинно доброе, благородное, прекрасное, к чему мы стремимся. Мы, воспитатели нового поколения, должны встать и идти по этому Пути. Устремляясь по нему, мы должны увлечь за собой детей. Именно увлечь. Потому что ценно только то, что рождается внутри человека добровольно, без насилия, становится его самостоятельным выбором. Но чтобы увлечь, нужно нечто такое, что притягивает, вызывает уверенность, а значит, спокойствие и решимость. Древняя притча гласит: странники увидели пастуха, за которым шло большое стадо. Они спросили его, как ему удается управлять таким большим стадом? Пастух ответил: “Просто я живу с ними и люблю их, и они чувствуют, что за мной идти безопасней”. Так же и дети всегда чувствуют, за кем идти безопасней, кто их любит и живет вместе с ними их жизнью. Самый безопасный путь — это Путь к Свету. Он полон трудностей и терний, так же как и любой путь в гору, но он самый верный и единственный для человеческого духа.

Многие истины, о которых мы начинаем вспоминать сегодня, известны человечеству уже тысячелетия. Наша задача — вспомнить о них и претворить их в своей жизни с новой энергией, в новых сочетаниях. Так, один из ключевых факторов обновления и возрождения воспитания детей в новом веке был ясно и четко сформулирован еще Львом Николаевичем Толстым: “Нет проблемы воспитания. Есть проблема самовоспитания”. Признать это легче, чем осуществлять в своей жизни. Сегодня это одна из основных проблем педагогики. Мы все больше и больше устремляемся к каким-то технологиям, методикам, вся наша подготовка педагогических кадров связана только с приобретением различных знаний и умений! Но вот о самой сути — о личности человека, о его внутренней культуре, мировоззрении, духовно-нравственном потенциале - мы забываем. А именно эти свойства человеческой личности в первую очередь влияют на детей, и в особенности на малышей. По этому поводу замечательно сказал В. Одоевский: “Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка. Не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами”. И еще: “Воспитыватъ — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя” (А. Острогорский).

Еще одним краеугольным камнем воспитания в новом веке должна стать Красота. Посмотрим, что говорили по этому поводу гении человечества и великие педагоги. “Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается... От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей — к красивой жизни. А от красивой жизни к абсолютной красоте” (Платон). “Через красоту — к человечности”. (В. А. Сухомлинский). “Красота — это обещание счастья” (Т. Гоббс). “Нравственность должна выступать в форме красоты” (Гегель).

Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без Красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но, чтобы все это испытать, ребенок должен увидеть Красоту и воспринять ее, так как невоспринятая Красота сама по себе ничего не даст. Можно сколько угодно стоять, например, перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия Красоты. Но для этого мы сами должны уметь замечать Красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать. Ребенок через нас, взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами.

В чем же мы видим Красоту, где ее находим? Конечно же, прежде всего мы вспомним о природе. Не стоит говорить, сколько Красоты в ней можно найти, сколько вдохновения, очищения и прекрасных ощущений она в себе несет. Воспитание в новом веке без природы мы себе не представляем. Нам следует больше к ней стремиться, и наши детские сады должны стать настоящими садами, маленькими оазисами живой природы. Вместе с детьми мы с радостью станем встречаться с Красотой природы, которую каждый раз будем отыскивать и в которой будем находить все новые и новые грани. Не забудем и о небе, в котором также живет Красота — целый мир красок, ощущений, образов, питающих детское восприятие и воображение.

Далее в поисках Красоты от Красоты нерукотворной мы переходим к рукотворной Красоте. Конечно, это мир искусства. Вспомним Сухомлинского: “От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи”. Литература, поэзия, живопись, музыка — источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться и которые дают много импульсов для жизни и творчества. Среди всего этого мы честно должны выбирать то, что нас самих не оставляет безразличными, тогда и дети скорее что-то увидят и почувствуют.

В чем же еще есть Красота? Если под Красотой понимать то, что способно возвышать, воспитывать, облагораживать и очищать душу, делать человека лучше, то третьей ипостасью Красоты станет Красота Человека, его внутренняя Красота — Красота его духа, всей его жизни, высшее проявление которой — подвиг. Воспитание нравственности и чувства Красоты хорошо осуществлять на примерах народных героев разных стран и времен и жизнеописаний великих людей планеты, живо и интересно пересказанных для детей. По этому поводу русский философ и педагог Н. В. Пелгунов писал: “В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история предоставляет мало примеров героев?”

Такова триада Красоты, которая может быть положена в основу воспитания в новом веке. Несомненно, что красивым должен быть интерьер помещений, где мы будем заниматься с детьми, и сами здания должны быть красивыми. Дети поверят в Красоту, если они увидят ее связь с жизнью, увидят ее в самой жизни. Красивыми будут и внешний вид воспитателей, и их речь, и взаимоотношения с детьми.

Еще одним существенным фактором нового воспитания будет предельно возможное снижение запретов в жизни ребенка. Запрет для ребенка — тормоз. Он останавливает действие его психической энергии и плохо влияет на развитие и здоровье. В маленьком человечке бушует океан энергий роста, развития, познания. Эти мощные энергии помогают ему в короткий срок преодолевать целые эволюционные периоды, и поэтому торможение любой энергии ребенка путем запрета не приносит ему пользы. Конечно, так проще, но лучше и полезнее для ребенка, если мы сумеем отвлечь его внимание от чего-то негативного и переключить это внимание на более полезное и привлекательное. Это непросто и требует большого напряжения и способностей, но все же возможно.

Мы должны также отказаться от попыток переделать характер ребёнка , который появляется у него с первых дней жизни. Переделать характер невозможно, сломать можно, но зачем? Можно облагородить его, а для этого нужны большое терпение и срок, который у каждого ребёнка свой. У природы свои календарные сроки, и их она заложила в человека. Не секрет, что в определённые сроки в ребёнке созревают те или иные возможности и качества. Есть сроки, упустив которые очень трудно что-либо сделать. Так, первые семь лет жизни есть самый важный период для воспитания и развития ребёнка, и его нельзя пропустить. Поэтому все мы с большой ответственностью и серьёзностью должны подходить к дошкольному воспитанию. В системе образования этому периоду необходимо уделять самое большое внимание. Это следует понять обществу и государству. Огромные средства, которые государство тратит на борьбу со всё возрастающими пороками в среде детей и подростков, могли бы быть сэкономлены, если бы в самом начале жизни в детях были бы заложены основы нравственности, культуры, кругозора, воспитан интерес к жизни и открыт её высший смысл.

В новом веке смысл жизни откроется каждому воспитателю и педагогу. Он должен стать неотделимым от воспитания и образования детей. Без понимания смысла жизни вся педагогика рискует стать беспочвенной . Возможно, для этого в новом веке много сделает наука в союзе с искусством, религией и философией. Может быть, то, что в прошлые века они не смогли сделать в отдельности, они сделают вместе. Главная концепция воспитания в новом веке будет строиться на понимании смысла жизни и предназначении человека. Очень важным положением в этой концепции станет представление о более совершенном человеке, человеке-созидателе новой жизни. Исходя из этого можно будет строить всю систему нового воспитания и образования, создавать разнообразные программы и методики.

Размышляя о новом человеке, мы можем с уверенностью сказать, что это будет более нравственный, более творческий, более широко мыслящий человек. Его мышление станет планетарно-космическим, и это будет совершенно естественно, так как изначально мир един в своем многообразии и рожден в пространстве космоса, от которого все мы неотделимы и с которым связаны тысячами невидимых нитей. Единство Человека и Природы также станет естественным явлением, ибо иначе быть не может. Естественное единство человека с природой то же, что единство матери и дитя. Вообще расширение сознания и кругозора — одна из главных задач воспитания в новом веке. Чем шире будет мыслить человек, чем больше знать и вмешать в своем сознании, тем менее разрушительной станет его деятельнось. Человек, способный житъ в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа “Не навреди”, сыновнего отношения к нему — такой Человек достоен стать целью воспитания в новом веке.

Все наши размышления о дошкольном воспитании в новом веке не фантазии, они имеют прочную основу — все то лучшее, что накопила советская и российская педагогика, мировая практика гуманистического воспитания и образования за всю свою историю. И не только это, но и весь духовный потенциал Культуры человечества, накопленный за тысячелетия, ляжет в основу воспитания нового Человека.

Само понятие “воспитание” в новом веке будет более глубоко осмыслено и осознано. Великий русский язык хранит десятки и сотни слов высокодуховного, нравственного и философского содержания. Если мы с любовью, знанием, уважением и бережностью заглянем в смысл русских слов — нам откроется целый учебник жизни, по которому смогут учиться многие поколения людей, для которых русский язык родной. Так, слово “воспитание” есть не что иное, как особое питание души и сердца ребёнка всем возвышенным и утончённым, а значит – Прекрасным.

Будем верить в будущее, в себя и в детей, и тогда многое претвориться уже сегодня!