Корректирующая функция Культуры в развитии общества
"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей - к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте".
Платон
Следствием происходящих в стране социально-политических и экономических преобразований явилось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр характера, содержания, форм и методов образования и воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр образовательного процесса было поставлено развитие личности на основе гуманной педагогики. Достижение этой цели требует признания главенствующей роли воспитания в социально-экономической и политической жизни общества.
В наше время объективно возникает необходимость выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Только Культура в состоянии урегулировать противоречия между человеком и техникой, т.к. разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьезную нравственную проблему.
В области методологии культуры ученым еще много предстоит потрудиться. Нельзя не учитывать, что, согласно исследованиям социологов, из научных представлений о культуре уходят мотивы, придававшие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности. Когда логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному, нарушается древний принцип воспитания и образования: сначала - воспитание чувств и только потом - воспитание ума. Воспитание есть питание всем возвышенным и утончённым, гласит Восточная Мудрость.
Необходимо возродить первоначальное значение Культуры для того, чтобы всецело использовать для людей духовный потенциал несметных культурных сокровищ, накопленных человечеством на протяжении веков. Как отмечал великий художник и гуманист Н.К. Рерих, Культура есть почитание Света. В самом этом слове (культ есть почитание, ур - огонь, горение, свет) заложено почитание благих начал - Красоты, содержащей в себе Свет, и Знания, несущего просветительскую функцию.
Культура есть синтез Знания и Красоты. Наука, искусство, духовно-этические Учения, составляющие основу Культуры, не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, что важно учитывать в педагогическом процессе. Единство Священного, Познавательного и Прекрасного - тот спасительный синтез, осознание которого и даст продвижение.
Сегодня многие понимают, что этические, духовные основы должны быть заложены с самого раннего детства, т.к. в руках безнравственных людей прогресс может быть обращён в свою противоположность.
Как известно, особую роль в воспитании чувств и в целом в формировании культуры личности и общества играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и себя, что и является по сути целью воспитания и самовоспитания личности.
В последние годы педагогической наукой разрабатывается концепция этической и художественно-эстетической педагогики как условия, обеспечивающего позитивное влияние искусства на миропонимание, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности, то есть одной из обязательных основ современного общего образования.
Наблюдающееся в наше время тесное переплетение, взаимосвязь и взаимозависимость этических, психологических, социологических, культурологических, юридических, педагогических понятий свидетельствует о переосмыслении с новых методологических позиций представлений о ребенке, детстве, отрочестве, юности, о роли семьи, школы, государства в жизни растущего человека, о смысле и назначении обучения, образования, воспитания и, в связи с этим, новой педагогической компетентности . Все это позволяет говорить об идущем в настоящее время процессе этизации образовательного пространства, а принципы этической и художественно-эстетической педагогики становятся исходными положениями новой парадигмы образования.