Темы предложенные для обсуждения на конференции

«Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании»:

Санкт-Петербург, 9-10 января 2001 года

I. К у л ь т у р а как система художественных образов, нравственных категорий и научных понятий. Осмысление Культуры как синтеза Красоты и Знания в процессе образования.

Корректирующая функция Культуры в развитии общества.

Воспитание как элемент общечеловеческой Культуры. Приоритетная роль воспитания в социально - экономической политике государства и жизни общества.

О приоритете духовно-нравственного воспитания в школьных образовательных про-граммах.

Этизация образования средней и высшей школы как категорический императив современ-ности.

Этико-эстетический подход к формированию педагогической культуры.

II. Значение и с к у с с т в а в формировании и развитии способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам Красоты.

Развитие творческого мышления через художественный образ как задача образования. Зна-чение художественного образа в усвоении знаний.

Роль художественного образования в нравственном воспитании общества.

Красота как критерий просвещения.

Духовные критерии красоты в образовании.

Развитие художественного вкуса, чувства меры и ритма через искусство.

Использование художественных образов в науке на примере деятельности великих людей

(М.В. Ломоносов, А.Л. Чижевский, А.П. Бородин и др.) как проявление единства познаватель-ного и прекрасного в творчестве.

Значение народного творчества в формировании национального самосознания в процессе образования.

Социокультурный синтез и общечеловеческое содержание школьных дисциплин.

III. В о о б р а ж е н и е и общее значение его функции обеспечивать познание.

Формирование способности к творческому воображению как важнейшая задача образова-ния.

Развитие воображения у детей и формирование творческого мышления как подготовка и обеспечение психологической защиты ребенка в сложном и изменчивом мире.

Об особой роли и значении развития музыкальности в процессе образования .

Психологические особенности воспитания воображения - развитие внимательности, наблюдательности, представления, способности мечтать о прекрасном и т.д.

О психологически обоснованной последовательности усвоения компонентов культуры в образовании по возрастным категориям.

Метод недосказанности как наиболее действенный образовательный прием развития мышления (некоторый не раскрытый объем тайны мобилизует творческие потенциалы воображения).

Об особенностях языка творчества - образности, утонченной простоте и поэтичности выражений - как необходимом условии формирования творческого мышления.

IV. Разработка и опыт использования в педагогической практике интегрированных образовательных курсов - Уроков постижения Красоты.

Поиски новых педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность художественно-воспитательной деятельности в образовании и оценивать ее результаты.

Определение эффективности воспитательной работы - успешности подготовки молодых членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, готовности и способности личности к самовоспитанию и самообразованию.