Рерих Н.К. Мадонна Защитница
«Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно – в защиту Родины приносятся опыт и познания. Небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью».
Н.К. Рерих «Оборона»
Традиционно ежегодный День Культуры проходит под определенным девизом и посвящается какому-либо этико-эстетическому аспекту воспитательного процесса.
15 апреля 2025 года День Культуры предлагается провести под девизом «Защита Культуры есть оборона Родины». Этот девиз посвящен важнейшим датам этого года: 80-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию подписания Пакта Рериха – первого международного договора, предусматривающего защиту исторических памятников, объектов культуры, науки и образования и их персонала как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.
В ситуации, когда Россия вынуждена противостоять гибридной (объединяющей многие направления) агрессии важно не забывать, что забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, является одной из главных задач общества, так как они – дети, подростки, все молодое поколение вместе со взрослыми остро переживают этот трудный период и готовятся внести свой творческий, созидательный вклад в будущее России.
Помочь молодому поколению осознать духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит трудная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя, родителей. Знание и нравственность, духовность и красота – те вершины, к которым достойно стремиться на пути поиска нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, осознание своего «Я».
Призываем педагогов и воспитателей, родителей и всех творческих людей, присоединиться к проведению международного Дня Культуры 15 апреля — когда в школах и других образовательных учреждениях одновременно, просвещённо напомнят об культурных сокровищах человечества, о выдающихся примерах человеческого творчества, об улучшении и украшении жизни.
Пакт Рериха – пробный камень единения человечества, и призван послужить расцвету Культуры. Культурные ценности должны быть осознаны и востребованы, и они должны быть доступны.
Миссия Культуры
Сегодня Россия стоит перед необходимостью решить целый ряд серьезных внутренних и внешних проблем, угрожающих ее существованию. Но решение этих проблем невозможно без консолидации всего общества. И время показывает, что для этого нужно осознать недостаточную эффективность действий по сплочению, используя только экономические и законодательные инструменты. При этом главная проблема объединения перед угрозами экзистенциального характера – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая остается без должного внимания.
Решение же заложено в сущности самого человека, в основе его внутреннего мира, в стремлении постичь высшие смыслы окружающего его мира, приблизившись к которым он неизбежно осознает преимущество, которое дает идея Общего блага, ведущая в итоге к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
Общее благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных индивидов. В основе Общего блага заложен критерий, определяющий соответствие общим целям и задачам развития всего человечества. И невозможно прийти к согласию в вопросе о том, чтó же является Благом для всех людей, если не определить цель и смысл жизни. И тогда Общее благо выражается не как преходящая точка зрения той или другой исторической эпохи, а как вечный, непреложный Закон Добра, который определяет собою путь мирового развития и остается истинным совершенно независимо от того, готовы или не готовы люди к его пониманию.
Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.
И путь этот – путь Культуры, культурного развития общества и каждого человека.
Однако в обществе эта миссия Культуры еще далеко не осознана, несмотря на то, что она пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является Культура.
Обозначая особую миссию Культуры, современные отечественные ученые-культурологи дают следующее ее определение.
Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях.
Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку управление сложными политическими, социальными, финансовыми системами, разработка и использование высоких технологий требуют также и высокого культурного уровня человека [1], осознания им своей ответственности перед обществом.
Фальшивые ценности «массовой культуры»
Многотрудному процессу познания явлений Культуры противостоит так называемая «массовая культура», специфическую продукцию которой потребляет ежедневно каждый цивилизованный житель земли.
Ученые-культурологи, как правило, обозначают «массовую культуру» как эрзац-продукт, или суррогат (предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального), это явление лишь внешне напоминает Культуру, а также характеризуют её как псевдокультуру (от слова псевдо – мнимый, ложный).
«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные ценности Культуры на фальшивые, и, поскольку является действительно массовой, имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основой бытия. В этой подмене и заключается пагубное влияние «массовой культуры».
Сегодня важно учитывать, что инструменты «массовой культуры» активно применяются против населения России в гибридной внешней агрессии.
В прицеле дети России (фрагмент видео) |
Дети с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, жадность, трусость...
Если эти нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их заменена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия, такие как Родина, Любовь, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само Здание Жизни окажется без фундамента, и человеческое сообщество окажется у критической черты своего существования. Во многом мы уже наблюдаем этот процесс по тому нарастанию общего кризиса и проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.
Опасность этого явления для общества заключается также и в том, что, вместо того, чтобы совместно противостоять «массовой культуре», нам попросту предлагают адаптироваться к этим условиям, и такая точка зрения встречается даже в среде ученых.
Необходимо осознать, что человек вне энергетического поля Культуры существовать не может – он перестает быть человеком.
Атрибуты (признаки) Культуры
Однако, увидеть границы, разделяющие явления «массовой культуры» от собственно Культуры, для многих бывает крайне затруднительно – подчас эти границы тонки и размыты, и нужно иметь, как говорится, «особого рода зрение», поскольку отклонение от этических норм в «массовой культуре» происходит не только в грубой, циничной форме, но и весьма утонченно. Потому нужны методы по выявлению признаков Культуры. Эти признаки, существенные, неотъемлемые свойства Культуры (атрибуты) являются одновременно, по сути, признаками духовности, присущей Культуре в целом.
Наиболее важные признаки Культуры, приведенные ниже, тесно связанные между собой, требуют глубокого осмысления и побуждают к дальнейшему изучению свойств Культуры.
Знание и Красота – неотъемлемые элементы Культуры – они лежат в самόм её основании. Воспринимаемые в единстве, синтезе, понятия Знание, Истина, Красота помогают в жизненно необходимом процессе распознавания сути вещей и явлений. Там, где Культура, – там исключены всякого рода безвкусие, фейки, формализм, прагматизм, цинизм и любая недобросовестная работа.
Красота и Знание тесно связаны с нравственностью, этикой. Тезис о том, что прекрасное и нравственное неразделимы, известен еще со времен Платона.
Этика, выделенная когда-то в отдельную науку, должна вернуться в сознание людей и утвердиться как основа самой жизни, как ее атрибут и как неотъемлемое свойство явлений Культуры. Не в виде пустого, заученного этикета, а именно живой этикой – когда в мыслях и в поведении человека утвердиться как норма уважительное отношение к окружающему миру.
«Культура есть почитание Света» – света знаний, красоты, духовных начал. Искусство, наука, религия (то, что составляет Культуру), всё познавательное, прекрасное и священное в единстве, синтезе – важнейший отличительный признак и Знак Культуры. «Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений», – писал Н.К.Рерих.
Синтез как познавательный метод позволяет видеть явления действительности в их целостности и взаимосвязи. В науке психологии есть утверждение: в мыслительном процессе «анализ без синтеза порочен» – тем самым подчеркиваются духовные, этические аспекты умственной деятельности.
«Культура в основе своей есть Эволюция», – утверждала Е.И.Рерих. Только то, что способствует эволюции, что развивает человека и общество, то, что возвышает и облагораживает дух человеческий, относится к явлению Культуры. И этот её отличительный признак – тоже один из главных. Меньше всего развитием духа озабочена «массовая культура» («прислужница цивилизации»), которая сегодня, как мы видим по окружающей действительности, поистине, торжествует.
Умение самоотверженно трудиться на Благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание трудиться возникает лишь у того, кому свойственно стремление к совершенствованию. Совершенствуясь сам, человек способствует тем самым Благу Общему. Хорошо, когда это происходит сознательно. Нельзя не вспомнить, что в Лицее, где воспитывался А.С.Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, немало потрудившиеся и внесшие вклад в отечественную и мировую Культуру, был девиз: «Для общей пользы».
Гуманизм, человеколюбие, человечность – также свойство явлений, принадлежащих Культуре, культуре личности. Человечный – значит, достойный человека, гуманный, отзывчивый, добрый, сердечный. Качества человечности: дружелюбие, доброжелательство, чувство долга, ответственность, совесть, достоинство, терпение, милосердие, сострадание, великодушие, внимательность, бережливость, заботливость и т.п. качества, – все они, связанные с нравственно-волевой сферой личности, являются качествами сотрудничества. Совместный труд людей на благо общества, для его прогресса, требует этих особых человеческих качеств. Наличие и выработка их в себе означает эволюционно более высокую ступень развития человека и, соответственно, всего общества.
Труд – в Культуре – определяющее понятие. Нет ни одного явления, которое люди относят к Культуре и в которое не был бы вложен труд – сознательный, напряженный, радостный, творческий. Этот атрибут Культуры сопровождают понятия: «мастерство» и «качество труда», «высокий уровень исполнения».
Данный перечень атрибутов Культуры может быть продолжен другими отличительными свойствами Культуры. Например, такие понятия, как любовь, добро, радость, имманентно присутствуют в явлениях Культуры и могут стать в ряд ее признаков. Так, творческий труд невозможен без любви, побуждающей к творчеству; созерцание Красоты всегда сопровождается радостью, а отношения человечности самым прямым образом связаны с понятием добро. Они будут присутствовать одновременно во всех перечисленных выше атрибутах Культуры – подобно тому, как в капле океана проявляются все его свойства.
«События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры» – в этих словах Н.К.Рериха обозначено еще одна существенная черта, характеристика Культуры – ее защитное свойство.
Щит – как особый, выразительный атрибут Культуры требует отдельного осмысления. И требует понимания того, что и сам щит тоже надо охранять.
Человек, сознательно приобщившийся к Культуре, нередко из почитателя культурных ценностей, постигая их значимость, становится их деятельным защитником. Тем самым, изучая и охраняя Культуру, стремясь к преображению мира, человек преображается сам.
Так становится вполне очевидным тот факт, что Культура есть мощный двигатель и инструмент преобразования общества и всей жизни на планете, и каждому человеку необходимо уметь отличать ее от подделок, которые активно навязывает «массовая культура» в угоду цивилизации, отвлекая от наинужнейшего. Но никакими просчитанными приемами, которые использует «массовая культура», не достичь высот Культуры.
Перечисленные выше атрибуты Культуры будучи осмысленными и утвержденными в каждодневности как жизненные принципы, помогут людям планеты определить путь эволюции как путь Культуры. И это будет возможно лишь на пути развития человеческого сердца – его чуткости и утонченности, дающих распознавание.
Защита Культуры есть оборона Родины
Всему миру предстоит испытание восприятием Культуры. Воспринять Культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и признанию ее основополагающей роли в развитии общества. Именно от степени понимания культуры зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. Понимание значения и сущности Культуры становится задачей и обязанностью общества. В этом заключается особенность нашего времени.
Существует множество определений Культуры. С точки зрения разных наук – Культура может рассматриваться и как состояние (уровень), и как процесс. Распространенным является деятельностный подход к осмыслению культуры как совокупности человеческих достижений в материальной и духовной сферах деятельности, а также аксиологический, ценностный подход – когда культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей. Критерием культурной ценности явлений выступает их гуманистическое содержание.
Воспитание и образование, базирующееся на осознании культурных ценностей, позволяет выработать молодому человеку стойкий иммунитет, умение отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей.
Культурные ценности, освоение которых способствует развитию человека, утончению его чувств и расширению его сознания условно можно разделить на материальные и духовные.
К материальным культурным ценностям можно отнести объекты, предметы, произведения художественного, исторического или научного значения, которые олицетворяют собой или отображают достижения человечества в поисках гармонии и совершенства.
Духовные культурные ценности находят свое воплощение в объектах, предметах, произведениях художественного, исторического и научного значения; в нормах, идеях гуманистической направленности (теории, цели, идеалы, традиции), а также в нравственных и волевых качествах личности, проявляющихся в единстве (человечность, доброжелательство, честь и достоинство, мужество, патриотизм, самообладание, оптимизм, трудолюбие и т.п.). Именно проявление высшей степени различных нравственных качеств людей позволило создать все остальные культурные ценности и преодолеть многие, порой трагические, препятствия на пути эволюции человечества. И именно эта категория культурных ценностей сегодня подвергается наибольшим нападкам и высмеиванию со стороны «массовой культуры».
Ценности имеют основополагающее значение в системе мотивации деятельности и, наряду с оценкой, являются критериями при выборе целей деятельности, определения путей и средств. Какой жизненный путь выберет человек или общество, какие при этом будут использоваться средства достижения целей – от этого будет зависеть судьба как отдельного человека, так и общества в целом.
Поэтому, для того, чтобы Россия имела шанс решить возникшие перед ней глобальные проблемы, необходимо всеми мерами укреплять сотрудничество в области охраны материальных культурных ценностей и утверждении в жизни духовно-нравственных принципов.
В связи с этим, необходимо отметить очень важные решения руководства России в этом направлении – Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (№ 809 от 9 ноября 2022 года).
В этом документе указывается, что «Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации <…> в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В Указе приводятся также следующие положения:
«Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России <…>.
К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России <…>.
Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала».
Такие решения и Указы необходимо доводить до всех членов общества еще и потому, что сегодня не только в средствах массовой информации, но даже и в среде профессионалов-гуманитариев нередко можно услышать суждения примерно следующего содержания:
«Мы живем в эпоху плюрализма и свободы, когда каждый имеет право на выражение своей точки зрения и когда жесткие границы между истиной и ложью, добром и злом, высшим и низшим, светом и тьмой безнадежно уходят в прошлое. Поэтому надо учиться жить в атмосфере терпимости и толерантности, бесконечного разнообразия мнений и мировоззрений, воздерживаясь от жестких ценностных суждений и тем более от всяких осуждений. Если так называемая духовность и существует – то она состоит в абсолютной свободе твоего самовыражения и в признании такого права за другими людьми».
Насколько разрушительны и опасны даже малые уступки такой духовной всеядности и и утверждениям об относительности знаний (ценностному релятивизму), хорошо видно на примере современных западных стран.
Поэтому сегодня жизненно необходимо осознать, что важнейшим аспектом обеспечивающим единение и укрепление России, ее способность противостоять, как внешним, так и внутренним угрозам, является защита Культуры, духовных и материальных ценностей, и воспитание Человека Культуры. Иначе ситуация будет только усугубляться.
Гуманистическая миссия Пакта Рериха:
(к 90-летию Пакта Рериха)
В 2025 году исполняется 90 лет подписанию Пакта Рериха – первого международного договора, предусматривающего защиту исторических памятников, объектов культуры, науки и образования и их персонала как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. Пакт был инициирован великим русским художником, ученым, мыслителем, путешественником и общественным деятелем Николаем Рерихом и подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями 21 страны. Пакт Рериха стал основой международного права в области охраны культурного наследия и внес значительный вклад в его развитие. После Второй мировой войны основные его положения нашли отражение в правовых документах ЮНЕСКО, в частности, в Гаагской конвенции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Тем не менее, современная ситуация во многом безответственного отношения к общечеловеческому культурному достоянию, как в мире в целом, так и в нашей стране, заставляет вновь обратиться к идеям Пакта Рериха, в котором Николай Константинович, предвидя серьезные проблемы в духовно-нравственной сфере общества, призывал к безусловной охране самого главного и необходимого для эволюции человечества – духовных ценностей и культурного наследия.
Понимая Культуру как синтез Знания и Красоты, как определяющее начало развития общества и каждого человека, Рерих видел в ней спасение от разрушений и войн и основу для лучшего будущего, считая культуру профилактикой всех бед человечества. Он писал: «Истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать.<…> Не для нас самих, ибо мы уже это знаем, но для подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры».
Идеи Н.К. Рериха о гуманистической направленности культуры органично соединялись с необходимостью всеобщего принятия Пакта об охране культурных сокровищ. «Пакт для Защиты Культурных Сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».
Приветственные слова в адрес Пакта писал лауреат Нобелевской премии, бельгийский писатель Морис Метерлинк: «Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами». Рабиндранат Тагор, индийский писатель, поэт и художник, общественный деятель, также лауреат Нобелевской премии, назвал «великою гуманитарною работою во благо всех народов» Пакт Мира с его знаменем для защиты культурных сокровищ: «Он будет иметь огромные последствия на культурную гармонию народов». Министр народного просвещения китайского Нанкинского правительства в своем приветственном слове писал: «Пакт представляет собою неисчислимо гуманитарную ценность, ибо сокровища искусства являются мировым достоянием и принадлежат не одной стране. Сожалею лишь о том, что об этом не было помыслено ранее».
Несмотря на многочисленные научные исследования, посвященные разнообразным граням творчества Николая Рериха, «Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно», – отмечала исследователь творчества семьи Рерихов, директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, видный ученый Л.В.Шапошникова. «Пакт Рериха – это целое явление, связанное с эволюцией человечества. В нем существует несколько уровней: эволюционный и исторический, земной и космический, философский и политический. И в нем, как в фокусе, сошлись все основные линии, связанные с развитием человеческого общества. Пакт Рериха это не только слова, написанные на бумаге. Это, прежде всего, действие, направленное на защиту Культуры от невежества и разрушения.
За строками параграфов Пакта стоит обширное литературное наследие Н.К.Рериха; анализ его очерков, посвященных вопросам сохранения культурного наследия, позволяет говорить об их программном характере. Пакт послужил основой международного движения за сохранение культурного наследия.
Пакт Рериха и его символ – Знамя Мира (Знак Культуры) содержат главную, основополагающую идею: охраняя материальные ценности культуры, ограждать ценности гения человеческого, тем самым сохраняя духовное здоровье общества и каждого человека, жизнь всей планеты.
Разъясняя значение Знака, Рерих писал: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры».
Главная цель Знамени Мира, – писала Елена Ивановна Рерих, которая внесла своим трудом огромный вклад в движение Культуры, – это «объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания… Многие, вернее, множества, не отдают себе отчета в неотложности не только принятия, но и в поднятии Знамени Мира для внедрения в сознание народа и грядущих поколений великого значения охраны Сокровищ Культуры для всей мировой эволюции. Без охраны достижений Культуры человечество вернется к временам варварства худшего вида, ибо будет обладать всеми разрушительными средствами…».
Называя Знамя Мира Знаком спасения, используя яркий, образный язык с целью доходчивости, призывая людей доброй воли к важнейшим, определяющим будущее действиям, Е.И.Рерих писала: «Знамя Мира, как Маяк в бурю. И посев Культуры, как противоядие».
Выдвигая воспитательную идею Пакта, Николай Рерих с самого начала подчеркивал его главные, принципиальные положения: «Теперь человечество… предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе… – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира».
Именно в этой задаче – воспитании в подрастающем поколении уважения к культурным ценностям, которыми живо человечество, заключается педагогическая функция Пакта, наряду с другими фунциями, которые выделяют ученые: гуманистической, законотворческой, просветительской, охранительной, миротворческой и др.
Пакт Рериха приобретает сегодня особую актуальность вследствие значительного ослабления принципов и области применения последующих за Пактом правовых актов в защиту культуры по сравнению с ним.
Если сравнить Конвенцию 1954 года с Пактом Рериха, нельзя не увидеть, что Конвенция не защищает научные и образовательные учреждения, также она не защищает все культурные объекты, не охраняет и персонал всех этих учреждений. Конвенция защищает только в случае вооруженных конфликтов, но не в мирное время.
Пакт же защищает исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, а также и их персонал, причем защищает как во время вооруженных конфликтов (международных и внутренних), так и в мирное время. Такой максимальный охват защищенных объектов и самый высокий уровень защиты до сих пор не предполагает ни один другой международный договор.
Следует особо отметить, что без применения положений Пакта в мирное время его механизмы защиты оказываются малоэффективны и в военное время, о чем свидетельствуют разрушения памятников Культуры в Европе в ходе проведения военной операции НАТО в Югославии, вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, на севере Африки, в Ираке, Афганистане, Сирии...
Следовательно, для защиты культурного наследия всех народов мира, необходимо распространять принципы Пакта Рериха с его максимальным охватом культурных объектов и их безусловной защитой.
Пакт Рериха – пробный камень единения человечества, и он должен послужить расцвету Культуры.
Составлено по материалам:
1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 года http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
2. Уварова Л.И. Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект // Журнал РАО «Педагогика». – № 1. – 2021. – С.102-110.
3. Уварова Л.И. Атрибуты культуры: Образовательно-просветительский аспект.Доклад на Международной научно-общественной конференции «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия». Москва, Международный Центр Рерихов, 9–10 октября 2021 г.
4. Куцарова М.П. Пакт Рериха: эволюционные, исторические и юридические аспекты // 80 лет Пакту Рериха: Материалы Междунар. науч.-обществ, конф. 2015. – М.: Международный Центр Рерихов, 2022. – С. 104-115.
[1] Культурный человек не может быть безответственным.
Быть культурным – значит быть способным к сотрудничеству, и это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.
Одной из главных причин всех бед человечества считается невежество (незнание духовных законов развития человека и общества и нежелание познавать их), поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, мстительность, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.
Характерной чертой культурного человека является стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному. Также расширение и утончение мышления, развитие чувства красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек.
Может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?
Так что же отличает культурного человека?
– цивилизованность и образованность;
– интеллигентность и ответственность;
– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала;
– уважительное отношение и любовь к людям, к Природе, к Родине;
– признательность и умение быть благодарным;
– преклонение перед Прекрасным и развитый художественный вкус;
– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству;
– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство;
– сердечная преданность ко всему новому, созидательному;
– утонченность и культура сердца...
Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:
– он никогда не солжет;
– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому;
– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.