Ш.А. Амонашвили,
УРОКИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он не открылся другим, всё равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нём.
Действительный образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть, в первую очередь, процесс образования души и сердца ребёнка, развитие и образование в нём умения духовной жизни. В душе и сердце ребёнка должны быть поселены:
Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создаёт свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены, умножены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.
Нынешние перемены в обществе обостряют вопрос о воспитании правильного отношения детей к вещам и собственности. Пристрастие к вещам и собственности, поглощенность заботами о личных материальных благах и приобретениях обедняют духовный мир человека, суживают сознание, огрубляют сердце, рождают в нём асоциальные мысли, мотивы и поступки.
Речь не идёт о создании вокруг себя комфорта, стимулирующего и умножающего труд и творчество, о бездумной раздаче богатств, приобретённых на правовой основе, трудом и талантом, об их умножении. Речь идёт о духовных опорах пользования собственностью, о том, чтобы человек освободился от ядовитого дыхания собственности. Можно иметь вещи, богатство и не унижать себя чувством собственника, можно владеть богатством без страсти к владению. Чувство собственности измеряется не самими вещами, но мыслями. Чувство превосходства над другими, вызванное собственностью и материальными благами, унижает не других, а возгордившегося.
В «Школе жизни» следует ставить и разумно осуществлять образовательную задачу воспитания у учащихся понимания унизительного значения чувства собственности. Пусть кто-нибудь отдаст больше, он больше и получит.
В «Школе жизни» уроки духовной жизни создают в ребёнке условия для рождения личности, семена которой в нём были заложены изначально.
Содержание «Уроков духовной жизни» должно быть соразмерно возможностям и опыту детей.
Ниже даётся примерный перечень вопросов и тем, на основе которых можно строить программу этого образовательного курса.
Что такое Духовная жизнь человека?
Дух. Душа. Духовность. Сердце. Сердечность.
Что такое ж и з н ь и как она могла возникнуть?
Качества духа - воля, свобода, творчество, познание.
Человек - кто он? Зачем и для чего рождается? Что значит человек?
Миссия каждого отдельного человека в земной жизни.
Миссия общества.
Служение своей Миссии.
Человек среди людей; люди вокруг человека.
Высшие и низшие качества человека.
Отрицательное отношение к грубостям и хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам.
Размышления над притчей: «Однажды ученики спросили Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?» Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал его упрекать в собственности. Другой - оставался в окружении вещей, но не заслужил упрёка». Как понять: «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями?»
Самопознание и саморазвитие, самоутверждение и самовоспитание.
Развитие и совершенствование духовных сил.
Стремление к возвышенному.
Красота Блага и возвышающая сила творения Блага.
Сила Духа, смелость Духа, бесстрашие.
Сердце - дом Духа.
Вся жизнь протекает через сердце.
Ничто иное не может так утончить сердце, как беспредельное духовное даяние; пусть каждое сердце источает потоки даров духа.
Какие бывают сердца у людей?
Как воспитывать своё сердце?
Переживания Сердца. Предчувствия сердца. Сердечность.
«Что сердце подскажет», «Как велит сердце», «Чувствую сердцем», «Вижу сердцем» - что означают эти высказывания?
Мудрость. Сердце - хранитель чаши мудрости.
Следовать мудрым советам.
Любовь. Как любить.
Духовная жизнь и внешняя Жизнь - их взаимосвязь.
Творчество, труд, созидание, науки, искусства, общение - проявления духовной жизни людей. Человеческая культура - материализованная форма духовной жизни людей.
Стремление совершенствовать и обогащать жизнь в окружающей среде для себя и для других; забота и мысли об улучшении жизни на Земле.
Природа - её красота, многообразие, её бесконечное движение.
Целесообразность в природе. Горы, долины, камни, реки, моря, леса, цветы, животные, люди, небо, Солнце, Луна, звёзды, - их единство.
Космос творит нашу планету. Забота о природе на планете Земля, о здоровье самой Планеты.
Космос, Вселенная, дальние миры.
Вечность и Беспредельность в Космосе. Тяга к дальним мирам. Мысленные полёты к дальним мирам. Созерцание звёздного неба.
Легенды о Высших существах, помогающих людям в эволюционном движении.
Жизнь и Смерть - приход человека в земную жизнь и уход из жизни.
Что такое воплощение? Бессмертие?
Человек стремиться к совершенствованию, чтобы стать Богочеловеком.
Какие существуют религии? К чему они призывают людей? Верить в Бога, верующий, - что это значит?
Мыслить, думать - суть духовной жизни. Мышление рождает мысли, мыслеформы, мыслеобразы. Они бывают светлые и тёмные, добрые и злые, радостные и грустные, высшего духовного плана и низшего духовного плана. Постоянное, неугасимое, непрерывное мышление людей - поколения за поколениями - населяет пространство огромным количеством мыслеформ и мыслеобразов разного качества и рода, создаёт Ноосферу планеты.
Важно уберечь Ноосферу от загрязнения тёмными, злыми мыслеформами и мыслеобразами, обогатить её светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответственен за свои мысли.
Умение управлять мышлением, думанием, знать, о чём и как думать.
Этот перечень вопросов и тем не является строго последовательным и полным.
Основные способы проведения уроков Духовной жизни это:
- о самом себе,
- о близких и родных,
- о добре и зле в жизни человека,
- об улучшении в жизни людей;
В «Школе жизни» в третьем и четвертом классе рекомендуется посвятить часть уроков чтению таких произведений как «Маленький принц», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
На уроках духовной жизни предлагается возвращаться к этим произведениям для более глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости, философии духовной жизни.