Культура есть эволюция
Культура вовсе не модное, стильно фешенебельное понятие.
Она есть глубочайший устой жизни,
скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции.
Н.К. Рерих
Культура… Такое знакомое всем слово, и в то же время еще во многом не познанное явление. Если задать вопрос: «Что такое культура?» – то чаще всего ответ придет в виде отдельных граней ее проявления, минуя саму глубинную сущность. В науке о культуре накоплены сотни ее определений, но все же нечто важное остается в них несказанным, недодуманным. Может быть, поэтому огромное количество объяснений не в силах вывести культуру из состояния отвлеченности и бездейственности. А ведь всякое востребованное определение должно содержать в себе потенциал осознанной действенности.
Наиболее полное определение культуры может возникнуть лишь на уровне осмысления ее сущности, но не отдельных ее выявлений. Однако в постижении этой глубинной природы и состоит проблема, так как в данном случае мы выходим на уровень мировоззренческого подхода к пониманию культуры. Сам исторический путь формирования науки о культуре свидетельствует о важности и необходимости учета мировоззренческой составляющей в ее становлении. Говоря о мировоззрении, нельзя забывать о том, что культура неотъемлема от самой сущности человека, который, пытается постичь ее природу. Следовательно, очень сложно понять суть культуры, пренебрежительно относясь к ее основам, например отрицая новое знание и препятствуя свободе творческого познания.
Без познания человека культуру осмыслить невозможно, но при этом важно выбрать точку зрения, которая находится в пространстве Единства космического, которая учитывает всю тонкость и многообразие эволюционных связей между человеком – носителем культуры – и Космосом в самом широком его понимании. Природа этих связей бесконечна: и в своей красоте, и в самой сущности.
По материалу: Соколов В.Г. Культура и космическая эволюция человека»:
Международный Центр Рерихов; Москва; 2012
Понимание культуры становится
задачей и обязанностью общества.
Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях,– такое определение культуры дают отечественные ученые-культурологи, обозначая тем самым ее миссию. Однако в обществе эта миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни.
Мысль о том, что культура есть совершенствование, можно встретить в трудах многих выдающихся людей прошлого и современности.
«Перед нами стоит задача развития более совершенного человечества, создания более совершенной жизни», – эти слова в ХХ веке, известным художником и просветителем Святославом Николаевичем Рерихом, который постоянно подчеркивал в своих выступлениях, что существует общая и единая для всех задача – воспитывать более совершенного человека[1]. Образ этого более совершенного человека указывают нам все философии мира, – отмечал он, – в эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры.
«Мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления… Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается». «В конце концов, к чему мы стремимся? К более совершенному человеку. Который имел бы все положительные качества, для всех очевидные. Главное – понять, что мы сами держим в руках ключ ко всему. От нас самих зависит, по какой дороге мы пойдем: по той, где можно потерять, или по той, где можно найти… Красивые образы вызывают красивые мысли, а красивые мысли способны построить более красивую жизнь. Так считал Платон»[2].
Таким образом, цели эволюции, развития человечества, его истории, культуры определены задолго до того, как человек подошел к осмыслению культуры.
Неоценимый вклад в постижение сущности Культуры, Красоты и Знания внесен выдающимся деятелем мировой культуры Николаем Константиновичем Рерихом. В своем творчестве он постоянно подчеркивал, что сущность Культуры нужно искать в этимологии самого слова «культура», что дает ключ к раскрытию тайн. Культура, – писал он, – это почитание Света; иначе говоря, это почитание того творческого огня, который сопровождает каждый творческий порыв. «Культура имеет два корня – первый друидический, второй восточный. Культ-Ур – значит Почитание Света»[3]. Свет, в данном случае, как понятие духовное понимается как противоположение тьме, невежеству, отсутствию знаний, некультурности.
В трудах Н.К. Рериха определяется понятие культурности, как личностного аспекта, включающего лучшие качества духа. Определяя путь, по которому человек достигает культурности, Н.К. Рерих писал: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение, и после этого синтез открывает врата высокой культуры».
Рассматривая сущность культуры, особенности и пути ее восприятия, нельзя не коснуться главной проблемы, которая связана с осмыслением обществом такого важнейшего явления, как новое сознание, или новое мировоззрение. Именно с этих, современных, позиций можно выйти на глубинные, сущностные характеристики культуры как основы эволюции человечества.
Новое мировоззрение опирается на достижения научной мысли великих русских учёных-космистов, на нахождения философии Серебряного века российской культуры и на Учение Живой Этики, которая собрала всё в систему и дала космическому миропониманию ту методологию, с помощью которой формируется новая теория Познания. Положения Этики выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что было связано с космологическим характером восточной и античной философии. Среди этих положений Культуре, как одному из устоев космической эволюции человечества, отводится особая роль.
Исследователь творчества семьи Рерихов, ученый, философ, писатель Л.В. Шапошникова, анализируя в своих трудах проблемы, связанные с взаимоотношениями культуры и цивилизации, отмечает: «Н.К. Рерих выработал совершенно новую концепцию Культуры… Среди различных достижений мысли ХХ века эта реальная концепция, связанная с проблемами космической эволюции, была одним из важнейших его нахождений»[4].
В трудах Н.К. Рериха множество статей и очерков посвящено Культуре, которую он писал с большой буквы и которую называл панацеей, средством оздоровления, спасения от всех бед.
В них он обозначил основные признаки, свойственные Культуре:
– Культура – то лучшее, что создано человечеством, это культурные ценности, достояние общества, которое люди должны оберегать сообща, и приумножать в творческом труде;
– Культура – это синтез духа и материи, всего священного, познавательного и прекрасного, единство этики, знания и красоты, союз религии, науки и искусства;
– Культура есть средство развития и совершенствования человека и общества;
– Культура есть средство достижения мира, средство спасения общества от девиаций, войн, разрушений, это способ мирного построения жизни;
– Культура есть просветительство;
– Культура есть то, что устремляет человека к Высшему началу;
– Культура содержит только высокие этические и эстетические понятия, включающие в себя человеколюбие и природолюбие;
– Культура – это высокое качество труда, творческого и созидательного (умственного и физического), радостного и вдохновенного, направленного на общее Благо, на пользу обществу, на развитие природы и человечества, на самосовершенствование;
– Культура есть подвиг, творимый в жизни ежедневно;
– Культура – жизнеутверждающее начало, несущее Свет;
– Культура есть почитание Света, служение Свету;
– Культура – это духовность, во всех произведениях и явлениях Культуры присутствует огонь сердца («Культура умолкает там, где сердце немо»);
– Культура – вечна и неистребима, в отличие от цивилизаций;
– Культура – целостна и едина;
– Культура – не является антиномией цивилизации, при гармоничном взаимодействии культура и цивилизация – взаимодополняющие начала;
– Культура есть Эволюция.
Таким образом, Культура собирает все высшие понятия. Все эти сущностные характеристики Культуры и составляют понятие Культуры, выявляют ее содержание и эволюционную функцию.
Культура должна стать сущностью жизни, войти в каждодневность, сделаться практическим жизненным началом, необходимо превратить это отвлеченное понятие в действительность, – писал Н.К. Рерих. «Самое реальное учение жизни превращается искусной риторикой в недосягаемую абстракцию… Сделать эти искусственно созданные великие абстракции реальностью и сущностью жизни есть ближайшая задача Культуры». «Перенос действительности в абстракцию есть одно из прискорбных преступлений против Культуры»[5].
[1] Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. / Пер. с англ. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2004. – С.130.
[2] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – С. 91-99.
[3] Рерих Н.К. Латвийскому обществу имени Рериха // Знамя Мира: Сборник. – М.: МЦР, 1995, с.45.
[4] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003, с. 5-165.
[5] Рерих Н.К. О Вечном… Книга о воспитании. – М.: Политиздат, 1991. – С.162, 173.
По материалу: Уварова Л.И. Культура и Управление (социологический аспект) //
Педагогика Культуры № 18 (2013)