ГБОУ школа № 334 Санкт-Петербурга
мероприятия, посвященные Международному
Дню Культуры 15 апреля 2023 года
«В Россию нужно верить!»
На протяжении многих лет наша школа участвует в мероприятиях, посвящённых Международному Дню Культуры. За эти годы сменилось не одно поколение детей, но темы, вопросы, поднимаемые Оргкомитетом Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, остаются актуальными и сегодня. Нам близки и понятны цели и задачи, направленные на воспитание любви и уважения к историческому наследию России, к приобщению подрастающего поколения к общекультурным ценностям.
Тема этого 2023 года актуальна как никогда – «В Россию нужно верить!» Именно нужно, потому что наша вера, поддержка, участие каждого из нас в жизни страны дадут ей ту силу, которая поможет выстоять, выдержать и обязательно – победить, что так необходимо нам всем сейчас. Да мы и не можем не верить, ведь Россия – наша Родина, любовь к которой безгранична и навсегда.
«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество…» – писал Н.К. Рерих.
Наша школа, школа №334, в течение уже долгого времени осуществляет просветительскую миссию – уделяет большое внимание эстетическому, нравственному и патриотическому воспитанию, вопросам воспитания Граждан Великой Страны посредством приобщения юного поколения к культурным ценностям. Мы ставим перед собой задачу воспитать достойных людей, людей, для которых слова культура, творчество, честь, достоинство, уважение, толерантность, память не просто слова. А слова глубокие по сути своей, слова, за которыми встают конкретные люди и события – словом, уроки истории, способствующие объединению общества «в устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству».
И главное – не надо ждать конкретного праздничного дня: ребенок должен становиться человеком в течение каждого дня своей жизни, а не от праздника к празднику.
Понимание идей Дня Культуры невозможно без большой подготовительной работы. Да и к самому празднику школьник должен подойти осознанно, у него должно возникнуть желание быть участником, а не сторонним наблюдателем. Его надо не привести на мероприятие – он должен захотеть быть там, ведь этот День – квинтэссенция всего Прекрасного, что спасет мир.
В этом году подготовка к Международному Дню Культуры началась у нас с выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов, которую предоставило школе Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов, за что мы хотим выразить глубокую благодарность. Как написал один третьеклассник: «К нам в школу приехал музей, и теперь на перемене хочется не бегать, а любоваться прекрасным». Да, картины, представленные на выставке, произвели на ребят большое впечатление, дали повод для разговора на самые серьёзные и важные темы сегодняшнего дня.
«Самобытный художник, человек планеты, мировоззрение которого было положено в основу международного закона об охране культурно-исторических памятников – Пакт Мира или Пакт Рериха, как его принято называть – Николай Константинович Рерих был удивительным человеком…» – этими словами начинали экскурсию по выставке юные экскурсоводы.
«… мне показалось, что картины Рериха – это какой-то посыл; может быть, не дошедшая ранее до нас, но очень важная весть, которую сегодня мы обязательно должны услышать… Услышать и о многом задуматься…» (Елизавета, 11 класс)
«Глядя на полотна художника, я почему-то задумалась о будущем… своём будущем… Хотя, понятно,что это должно было произойти уже давно… Но именно выставка натолкнула меня на эти мысли: к чему я иду, чего хочу в этой жизни и что для этого должна сделать… должна!...» (Дарья, 9 класс)
«… Всегда был уверен, что я абсолютно ничего не понимаю в живописи… И вдруг, стоя перед картиной «Вестник от Гималаев», я увидел в ней себя. Или, наоборот, увидел себя «в ней»… Да, я иногда люблю посидеть в одиночестве и подумать… И тут я стоял перед ней один на один и… думал… Получается, что эта картина «выбрала» меня…» (Максим, 9 класс)
« Мне иногда не хватает тишины… Когда мы пришли на выставку, учитель предложила нам для начала просто посмотреть на картины и попытаться «почувствовать» свою, и я сразу увидела «её», будто знала, что ищу… «Воин света» – её название» ( Дарья, 9 класс)
«Я никогда не был в Индии, не видел Гималаи, но картины напомнили мне мой родной дом, землю моих предков, где такие же горы, устремлённые своими вершинами в вечность, горные реки, свободные и независимые, чистый, словно прозрачный, воздух… Я как будто бы побывал дома и ненадолго ощутил счастье…» ( Мубориз, 9 класс)
«Я посмотрел на картины Рериха и неожиданно для себя понял, что очень хочу рисовать… и именно пейзаж, и прямо сейчас… Пришёл домой, достал краски, и всё получилось: и небо, и горы, и монастырь. И мне стало хорошо!» (Лев, 6 класс)
«… Я давно знакома с творчеством семьи Рерихов: посещала музей на Васильевском острове, кое-что читала о них… Меня притягивает в их картинах, ярких и красочных, всё: и удивительное сочетание цветов, и живые сюжеты, и глубоко философский смысл… В них – гармония окружающей среды, удивительный баланс между «скалистостью гор», зеркальной гладью вод и "лёгкостью" неба. Эти разные "текстуры" идеально дополняют друг друга, создают завораживающую, будто неземную атмосферу… В них – момент единения человека с природой. И жизнь ощущается по-другому: всё – от формата до цвета – даёт ощущение покоя… И с каждой минутой, затаив дыхание, на эти картины хочется смотреть всё дольше, и дольше…» (Инна, 11 класс)
«Небо – действующее лицо от автора… Свет и тьма как символы добра и зла… Только объединившись в своём стремлении к благим целям можно одолеть зло... Картины эти заставляют мыслить, а это, по-моему, и есть цель любого художника: воспитать мыслящего зрителя». ( Максим, 11 класс)
«Я несколько лет занимаюсь в художественной школе, где мы не только знакомимся с творчеством разных художников, но и изучаем теорию живописи… Конечно, имена Н.К. и С.Н Рерихов, некоторые их картины мне знакомы, но здесь, на выставке, я вдруг открыла для себя новый, совершенно незнакомый для меня мир: мир красок, чувств, мыслей…Каждый день, уходя из школы, я подхожу к ставшим любимыми для меня картинам, чтобы ещё раз подышать их воздухом» (Александра, 8 класс)
Выставка стала знаковым событием в нашей жизни; показательно то, что именно дети предложили объявить конкурс рисунков, написанных по впечатлениям от полотен великих художников. И детская выставка «По дорогам большого пути» тоже состоялась… Вот только победителей мы решили не определять: каждый из юных авторов по-своему «увидел» мир Н.К.Рериха и по-своему изобразил его на своих полотнах. А лучшие работы и сегодня радуют читателей Центральной районной библиотеки им. Л.Соболева, где оформлена наша выставка.
Конкурс чтецов «Берегите Россию! В ней – Спасенье и Свет!» тоже стал традиционным в нашей школе, и проходит он накануне 15 апреля. Открывает его стихотворение Марианны Озолини «Берегите Россию»:
В зове предков пророческий слышим завет:
Берегите Россию! В ней – Спасенье и Свет!
которое звучит очень символично в контексте этого конкурса.
Стихи о матери, Родине, России, нашем общем доме – планете Земля... Главная мысль – любовь к людям, объединение их в стремлении к самосовершенствованию и сотрудничеству. Стихи разных авторов звучали в этот день в зале, и это, скорее, напоминало литературный праздник или литературный журнал, где каждый мог поговорить о поэзии, обсудить выступления, поделиться своими мыслями.
Традиционный общешкольный конкурс сочинений прошёл в этом году под девизом Международного Дня Культуры «В Россию нужно верить!» Тема этого года очень глубока и многогранна. Поэтому и беседы, которые предшествовали конкурсу, дали возможность обратиться ко многим актуальным вопросам современности. Учащиеся 5-11 классов писали о том, что волнует их сегодня, что вызывает споры и помогает найти истину, рассказывали о своих близких и рассуждали о вечном… Названия работ говорят сами за себя: «Я – россиянин!», «Мы любовью Родины богаты (Н. Рерих)», «Я люблю тебя, Россия!», «Память хранится в сердце», «Пока я помню, я – живу!», «Будущее – в твоих руках…», «Человек – это звучит гордо!», «Россия – Родина моя!»… В основе сочинений – такие понятия, как духовность, великодушие, человеколюбие, милосердие, добропорядочность – те нравственные понятия, без которых не может, не должен жить современный человек.
В создании творческих работ ребятам очень помогли мероприятия, проведённые в рамках школьного проекта «Сначала было Слово», приуроченные к Международному Дню Культуры: беседы, традиционные Уроки нравственности, литературные пятиминутки, создание копилок самых главных слов, работа и защита презентаций, тематические встречи в Центральной районной библиотеке.
Круглый стол для учащихся 6 класса «С чего начинается Родина?»
Почему слово «Родина» пишется с заглавной буквы? Какие чувства и эмоции оно вызывает у вас? Что конкретно вы вкладывают в это понятие? Как год от года, с вашим взрослением, меняются пространственные границы Родины? Одна ли у человека Родина?
На эти и многие другие непростые вопросы шестиклассники высказывали свое мнение.
Интересно, что у ребят возникло желание и обратиться к мнению известных исторических деятелей, и высказать своё:
«Родина – это место, за которое ты, не задумываясь, отдашь свою жизнь». (Настя)
«Я горжусь, что родился и живу в России. Это чувство привили мне мои родные, за что я им бесконечно благодарен». (Даниил)
«Без моей Родины не было бы и меня». (Владимир)
«Моя малая Родина – это Санкт-Петербург: парящие через Неву мосты, голос блокадного Ленинграда – Ольги Берггольц, величественная Дворцовая площадь, уникальный центр культуры – Мариинский театр». (Дарья)
«Моя Родина – Азербайджан. Есть множество причин, почему я безгранично люблю эту страну, но главная такова: это земля моих предков и моих родственников». (Мурад)
Результатом большой работы стал общешкольный Праздник – «Там, где Культура, там и Мир», проходивший в Центральной районной библиотеке им. Л.Соболева. Сотрудники библиотеки подготовили экспозицию книг, посвящённых жизни и творчеству Н.К.Рериха и его семьи. В зале оформили тематические выставки работ учащихся нашей школы. Гостями праздника стали представители Совета Ветеранов, почётные читатели библиотеки, сотрудники Культурного Центра «Троицкий». Лейтмотивом литературно-музыкальной композиции стали слова из стихотворения Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»: «Да, история России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Но мы – мирные люди, и мы хотим жить в мире! И к миру мы придём через Культуру, в чём был абсолютно уверен Николай Константинович Рерих».
Материал подготовили учителя словесности
школы № 334 Невского района г. Санкт- Петербурга
Андрейчук Г.Б. и Жеренкова Е.В.
Полный вариант статьи в журнале «Педагогика Культуры»