Методические аспекты воспитания качеств личности,
способствующих духовному развитию человека

(в контексте темы героизма)

Все более становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования ведет общество к хаосу и саморазрушению, и это требует обратить особое внимание на укрепление в сознании людей нравственных установок.

Помочь детям постичь прекрасные черты души своего народа и его духовное богатство, увидеть красоту произведений творчества отечественной и мировой культуры – это значит заложить основы культуры, дать нравственные ориентиры молодому поколению, и это значит – указать на красоту подвига.

В наши дни ученые ставят задачу раскрытия культурологической сущности феномена подвига, осмысления героизма как особой универсалии в сфере культуры [6]. Определяя культурный уровень человека, каждой отдельной личности, культурологи выделяют крайние его проявления: высшее, когда речь идет о герое – человеке подвига, самоотверженно действующем во имя Общего блага, и низшее – об антиподе героя – обывателе, живущем сугубо личными интересами [2].

 «Жизнь бесталанна без героя», – говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм!

В процессе школьного образования не только на уроках литературы, истории и обществоведения, но сквозь все уроки каждого предметного цикла может проходить тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре. В изучении любой школьной дисциплины есть возможность обратить внимание учащихся на достижения культуры в данной конкретной науке или в данном виде искусства, сферы деятельности, отметить имена выдающихся личностей, указать на их особые качества человечности. Такие уроки, являя сплав любви, красоты и знания, есть воспитывающее обучение.

Пусть дети получат задание найти в энциклопедиях и справочниках, собрать в литературе и в жизни эти лучшие имена: от сказочных героев и героев преданий до духовных водителей, правителей и просветителей, древних и современных подвижников науки и искусства – философов и ученых, художников, композиторов, деятелей искусства и науки, отметят имена самоотверженных общественных и религиозных деятелей, способствовавших расцвету отечественной мысли, развитию народного духа, внесших вклад в мировую Культуру.

Из словаря по Этике они узнают, что героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг; что герой – отдельная личность или группа людей, или нация, которая берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудности задачи, возлагает на себя бóльшую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. «Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным – там разложение, – утверждала Е.И. Рерих. – По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма» [3, с. 220].

О подвиге в словарях сказано: это поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. В своем творчестве великий русский художник и мыслитель Н.К. Рерих многократно подчеркивал особое значение этого понятия. Он писал: «Непереводимое, многозначительное русское слово "подвиг"… Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения… Оно означает больше, чем движение вперед… Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс – это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность… Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру» [5].

«Жизнь героя ведет человечество», – гласит мудрость.

Можно предложить детям самим составить Календарь памятных дат, где будут отмечены все светлые дни великих подвигов – они, по одному меткому выражению, «как цветы весенние, могут обновлять сознание».

В воспитательной работе помогут следующие вопросы для бесед с учащимися:

1. Чем отличаются понятия «подвиг» и «риск ради собственного благополучия»?

2. Кто является антиподом героя? (Обыватель, человек, живущий сугубо личными интересами)

3. Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу? (Любовь к тому, ради кого или ради чего совершается подвиг; ответственность; совесть; самоотверженность; стремление к справедливости и общему благу; честность; убежденность)

4. Какие качества формируют мужество? (Сердечность, чувство долга, терпение, выдержка, стойкость, решительность, устремленность, воля, бесстрашие, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность добру и т.п.)

Все перечисленные выше качества личности могут быть использованы для проведения деловой игры-дискуссии «Что значит быть культурным?», где участникам игры предлагается, после обсуждения, выбрать из упомянутого перечня качеств десять наиболее важных, составляющих такое, например, многосложное понятие, как мужество, (см. выше п. 4) и включить их в «Матрицу предпочтения» для выявления путем ранжирования самых значимых (подробнее об игре – в материалах сайта «День Культуры» [8] ).

В такой совместной работе во время занятия по составлению образа Человека Культуры, обладающего самыми важными качествами, можно сложить своеобразный Словарь Добра из этих качеств-параметров, где качеству «мужество» и его составляющим будет отводиться особое место.

Способность к подвигу – свойство личности как врожденное, так и приобретенное в процессе воспитания и развития тех качеств, которые упомянуты выше; в перечень этих параметров могут быть также включены: великодушие, уравновешенность, умение владеть собой, готовность делать добро, бескорыстие и другие.

Все эти качества (представляющие из себя культурные ценности), многократно повторяемые и уточняемые во время обсуждения в процессе составления параметрической модели и дальнейшего их ранжирования, укрепляются в сознании юного человека, становятся для него более понятными и значимыми, входят в его лексикон, что имеет огромное воспитательное значение.

Немаловажно также обсудить с учащимися и те свойства личности, которые мешают проявиться лучшим человеческим качествам, и так же включить их в отдельную игровую таблицу для выявления свойств характера, наиболее мешающих самосовершенствованию. Среди них: нетерпимость, раздражительность, грубость, высокомерие, несдержанность, привычка осуждать, зависть, корыстолюбие, легкомыслие, самомнение, обидчивость, опрометчивость, горячность, вспыльчивость.

Нужно подчеркнуть в процессе обсуждения, что больше всего мешают проявиться лучшим чертам в человеке каждое из следующих трех взаимосвязанных качеств – невежество (отсутствие знаний о духовных основах жизни и нежелание постигать эти знания); ложь (со всеми ее вариантами – обман, лицемерие, лукавство, неискренность, фальшь и т.п.); а также страх и все его разновидности (беспокойство, малодушие, тревожность, мнительность, робость, трусость, нерешительность, излишняя осторожность и т.п.).

Перечисленные выше отрицательные свойства личности проявляют себя в текущей, ежедневной жизни в виде привычек, порождаемых эгоизмом-самостью. Известно, что привычки – это малые действия, не контролируемые сознанием. В воспитании и самовоспитании они имеют огромное значение, так как формируют характер человека.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский называл привычки рычагом воспитательной деятельности.

Обращая внимание учащихся на необходимость работы над собой для достижения успеха в развитии и указывая на определенные свойства личности и привычки, в первую очередь, следует подчеркнуть такое значимое для формирования личности качество, как трудолюбие. Привычка трудиться вырабатывается на практике с годами, но прежде надо укрепить в сознании правильное отношение к труду как основе жизни – именно в труде эволюция. Понимая труд как целесообразную деятельность человека, требующую умственных и физических усилий, напряжения, можно утверждать, что всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – как в области развития воли, так и в области развития чувств и мышления [7]. И именно в труде формируется выносливость, целеустремленность, упорство, а также такое важнейшее качество личности, как ответственность – это качество лежит в основе каждого подвига.

Приобщая детей с малых лет к понятиям «подвиг» и «героизм» (через сказки, рассказы, жизненные примеры), необходимо обращать их внимание на то, что подвиг и героизм проявляются не только в бою, но и в труде. И дети должны знать, что в нашей стране с большим уважением относятся к трудовым подвигам: Звание Герой Труда Российской Федерации является вторым высшим званием России и ценится наряду со званием Героя Российской Федерации.

Воспитание таких важных качеств, как чувство ответственности, уважение к труду, преданность добру начинается еще в дошкольном возрасте через приобщение к Прекрасному и продолжается в начальной школе, где учитель может на каждом уроке подчеркнуть добро и красоту в каждом изучаемом предмете, обратить внимание на то, что все достижения людей в науке и в искусстве, в любой сфере человеческой деятельности основаны на труде и высшем качестве его проявления – творчестве. Всё это вызовет ответную реакцию, душевный отклик у ребенка, и он уже в дальнейшем самостоятельно отметит красоту в изучаемом предмете, приобретет привычку мыслить в этом направлении. Так, в самой жизни можно утверждать вечные духовные ценности, воспитывая человека культуры на примерах красоты труда и подвига.

 

Деятельность педагога, стремящегося приобщить ребенка к труду, работе над собой и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Средства массовой информации, коммерческие издания, рекламная информация, не соответствующая действительности, и прочее – всё это эрзац-продукт, суррогат, подделка под культуру, отмечают ученые-культурологи. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для Общего блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, игнорируя какие-либо высокие понятия, нередко искажая и уродуя их содержание, в особенности, труд, героизм и подвиг, и всемерно культивируя качества антипода героя (т.е. обывателя, живущего сугубо личными интересами, о чем было отмечено выше).

Озабоченные современным состоянием образования, ученые на своих форумах констатируют, что «деструктивная информация, характерная виртуальным коммуникациям», доступная потребителю в гораздо большем объеме, чем полезная и позитивно-созидательная, «приводит к существенным деформациям духовного мира человека» [1, с. 41].

«Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо», – отмечала в своих трудах Е.И. Рерих [4, с. 394].

Понимая всю важность воспитательной работы в образовании, которая способствует формированию качеств духовно развитой личности – что обеспечивает защиту юному поколению, – необходимо использовать все возможности и уже имеющийся, наработанный опыт в педагогической практики в этой области.

 Уварова Л.И.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И. ХХ век: цивилизационной опыт рационализации образовательного пространства // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сборник научных трудов – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – С. 37-45 [Электронный ресурс] URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/kirvel-strelchenko-xx-vek-tsivilizatsionnyj-opyt

2. Культурология: Краткий словарь / Ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 1995. – 45 с.

3. Рерих Е.И. Письма. Том 2. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 576 с. (Письмо от 11 июля 1934 г.)

4. Рерих Е.И. Письма. Том 7. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007. – 472 с. (Письмо от 14 авг. 1946 г.)

5. Рерих Н.К. Подвиг // Н.К.Рерих. Душа народов. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – [Электронный ресурс] URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-dusha-narodov/ogni-ispytaniya/157-podvig

6. Соколова Б.Ю. Культурологическая сущность феномена героизма. Автореф. дисс. кандидата культурологии. – Харьков, 2011. – 20 с. [Электронный ресурс] URL: https://pedagogika-cultura.ru/images/Stories/N_13/Sokolova_avtoreferat.pdf

7. Уварова Л.И. Педагогические аспекты подготовки восприятия эволюционной роли труда в развитии человека и строительстве культуры. [Электронный ресурс] URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/osnovy-novogo-kosmicheskogo-myshleniya/uvarova-pedagogicheskie-aspekty-evolyutsionnoj-roli-truda

8. Что значит быть культурным? Игра-дискуссия. – [Электронный ресурс] URL: https://www.culturaspb.ru/2003-god/igra-diskussiya