День Культуры – 2021

«Объединим сердца в хоровод согласия»

 
 

Человек мыслящий, в какие бы времена он ни жил, не может не оценивать окружающее и не использовать при этом мерило красоты. Сегодня, к сожалению, не прекрасное, но безобразное становится привычным в СМИ, в досуговой сфере. Безвкусие выступает нормой. В этой ситуации многие из нас в тревоге за молодежь, за чистые детские души, которые от рождения устремляются к свету и красоте.

Можем ли мы сегодня оставаться в стороне от поиска путей защиты Культуры?

Кому как не интеллигенции доступно понимание истинного значения красоты и этики в жизни. Но понять – значит, действовать, значит, защитить. За красоту и нравственность объединяются честные люди, не равнодушные к проблемам молодежи, проблемам воспитания.

Само понятие «воспитание» уже ставится под сомнение, словно питание всем возвышенным и утонченным (что и означает это слово) не нужно современному юному поколению.

Надо спешить защитить Прекрасное, иначе еще одно поколение нынешних молодых людей будет отлученным от истинной Красоты и, взращенное в псевдокультуре, породит и заполнит этот разноцветный мир серостью, уродством и безобразием. Наверное, никто из нас не хотел бы такого будущего для своих детей, для своего народа. Как сказал один из выдающихся педагогов современности, дети – это очень серьезно.

Все, что создано лучшего в искусстве, в науке, в духовных учениях – должно быть осознано людьми и защищено от забвения. Но в этом может участвовать лишь добрая воля людей. Безволие же, ставшее характерной чертой многих представителей нашего общества, в том числе и лучшей ее части – интеллигенции, породило психологию обывателя, которая сводится к еде и развлечениям. Такая жизненная позиция захватила сознание и стала милой сердцу для большинства нашего населения.

«Сон разума порождает чудовищ» – когда-то художник Гойя создал картину с таким названием. Сегодня безобразие в полный рост замаячило на горизонте как перспектива развития общества. Пора проснуться от тяжелого сна.

Альтернатива безобразному может быть только Прекрасное. «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, – говорили великие, – от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте». Научиться красоте мышления и культуре чувств и научить детей красиво мыслить и тонко чувствовать, значит спасти от тьмы разрушения наше достояние – Культуру, спасти новое поколение и наше будущее.

Только наш внутренний свет – огонь души и сердца – сможет победить тьму безобразия.

С детьми можно говорить лишь на языке сердца.

 

О значении сердца

Важнейшую роль сердца в духовной жизни человека с разных сторон освещали все основные мировые религии. Неисчислимо количество упоминаний о сердце и обращений к нему в православной литературе. Трогательны и мудры эти древние напоминания о великом значении сердца.

Существует крылатое выражение: «Дети думают сердцем». Действительно, взрослым важно помнить о том, что дети живут именно сердцем, чувствами. Эта особенность должна быть принята во внимание как учителя, так и родителей, всех воспитателей и педагогов. Через эту характеристику во многом можно приблизиться к пониманию значения детства.

Сердце есть мерило всего. И с этой точки зрения, можно считать, что «дети – это большие люди», как выразился выдающийся педагог современности М.П.Щетинин, а взрослый – это «уменьшившийся до социальной функции, как бы минимизированный, человек, который со щемящей тоской вспоминает свою огромность, утраченную в детстве у оставленных синих гор». Если подходить к пониманию детства с этих позиций, то вполне справедливыми можно признать и такие слова: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, открытие которой составляет гордость позднейших лет» (Дж.Рёскин). Истину можно постичь только сердцем.

 

Сердце – духовный аспект сознания

Великий смысл, который несет в себе сердце, заключается в том, что оно, является духовным аспектом нашего сознания. Когда человек обращается в сознании своем к лучшему и прекрасному, то в этом деянии участвует человеческое сердце, но не рассудок.

Духовный аспект сердца – его способность сосредотачивать в сознании самые высокие человеческие чувства в ответственные моменты принятия решения человеком.

Важно особо уделять внимание педагогике воспитания сердца, исходя из того, что философия сердца – форма космического мышления в педагогическом сознании, в педагогике будущего.

Понимая сердце как особый орган, символ души, центр наших чувств, переживаний, настроений и понимая под лучшими из чувств Любовь и Добро, можно представить, что противоположное им будет бессердечие. Всем известно, что войны, междоусобицы, всякого рода раздоры, происходят именно от неразвитости сознания людей, недостатка духовного воспитания. В сердце, забывшем о добре, в сердце холодном и неотзывчивом гнездится грубость, жестокость, в нем легко поселяются зависть, обидчивость, мстительность, агрессивность, а за ними – желание воевать, захватывать, и тогда насилие (притеснение, гонение, нажим) воспринимается как норма.

Истинное совершенствование общества и каждого отдельного человека может осуществляться лишь путями духа, где нравственный, моральный, духовный аспект сознания играет главенствующую роль.

 

Наука о сердце

Постепенно к теме «Сердце» в наши дни подходит и наука. В научно-просветительских изданиях стали появляться работы, в которых сердце понимается как эмоционально-духовный центр, средоточие внутренней жизни человека.

Раскрывая методологическую функцию понятия «сердце», ученые выделяют духовный и моральный аспекты в его понимании как определяющие. Главными характеристиками понятия «сердце» являются: свобода, воля, любовь, основные моральные принципы, совесть, творчество, интуиция, ответственность за все, что происходит, самоуважение, которые определяют сущностное достоинство личности.

Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.

Нравственно-духовная сущность личности (то, что связывают с понятием «сердце») является принципом, который согласовывает индивидуальные стремления и интересы с общечеловеческими и общественно-значимыми духовными ценностями и нуждами, сохраняя свободу и ответственность личности, оберегая достоинство каждой индивидуальности, раскрывает ее место в обществе.

Также научно обосновано понятие «сердечность»; оно понимается как метод взаимосвязи человека, мира и общества, метод, который раскрывает разные процессы жизнедеятельности личности как обусловленные морально-духовными ценностями и принципами. «Сердечность» – своеобразный метод постижения действительности.

В повседневной работе с детьми, с юным поколением пусть больше говорится о Доброте в ее истинном понимании; о том, что мысль есть основа совершенствования; о великом значении Сердца и явлений Прекрасного в жизни; об очищении мысли и чистоте сердца; о нравственных качествах личности, которые есть психозащита, и о том, что все это является основой здорового образа жизни.

Пусть и дети и взрослые помнят о том, что Сердце есть сокровище, которое надо беречь, как самую дорогую ценность.

 

От сердца к сердцу – таков закон единения и сотрудничества

Ход развития современной цивилизации с его явным уклоном в сторону развития технологий, цифровизации, искусственного интеллекта неизбежно привел к приоритету логики, рассудка, прагматизма и отодвинул в сторону духовные аспекты развития общества – все это значительно усложняет эволюцию человечества. Проблема заключается в непонимании того, что истинное совершенствование общества и каждого отдельного человека может осуществляться лишь путями духа, где нравственный, моральный, духовный аспект сознания играет главенствующую роль.

Поэтому, для того, чтобы человечество имело шанс решить возникшие перед ним глобальные проблемы, необходимо всеми мерами утверждать идеи эволюционного значения Культуры и Общего Блага, которые должны стать доступными для понимания и осознания подрастающим поколением как самые передовые и необходимые.

Без преувеличения можно сказать, что весь мир делится по границе личного и Общего Блага. И сегодня очевидно, что человечество будет все больше и больше увязать в бесконечных проблемах и конфликтах до тех пор, пока не утвердит приоритет Общего Блага над своекорыстными интересами.

Принцип Общего Блага как идея, имеющая чисто гуманистическую основу, может рассматриваться как высшая духовная ценность, как эталон, с которым соизмеряются другие ценности – такие как свобода, равенство, право, закон и которые, в принципе, служат для осуществления идеи Общего Блага.

Общее Благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных индивидов. В основе Общего Блага заложен критерий, определяющий соответствие общим целям и задачам развития всего человечества. И невозможно прийти к согласию в вопросе, чтó же является благом для всех людей, если не определить цель и смысл жизни. И это не столько усложняет понимание принципа Общего Блага, сколько показывает тесную взаимосвязь эволюции человека с законами природы, законами Космоса. И тогда Общее Благо выражается не как преходящая точка зрения той или другой исторической эпохи, а как вечный, непреложный закон добра, который определяет собою путь мирового развития и остается истинным совершенно независимо от того, готовы или не готовы люди к его пониманию.

Выдающийся художник и просветитель ХХ века Святослав Николаевич Рерих постоянно подчеркивал, что существует общая и единая для всех задача – воспитывать более совершенного человека. Образ этого более совершенного человека, – отмечал он, – указывают нам все философии и религии мира, в эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры.

Если цель развития общества – совершенный человек, человек культурный, то и средства, которыми достигается столь великая цель, должны быть соответствующие – это культурные ценности, которые должны быть осознаны людьми по достоинству и которые помогают осознать смысл жизни.

Для чего живет человек?Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, чтобы стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.

Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте – иные бы подрастали поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного девиантного поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму.

Стремление к Общему Благу и самосовершенствованию возможно лишь при усвоении главных понятий эволюционного развития, самих устоев жизни – принципов единения и сотрудничества. И это единение всего человечества будет проходить не через интеллект и логику, которые могут быть подчинены не самым лучшим качествам и стремлениям человека, а через тончайшие нити сердец, сияющих доброжелательством, взаимопомощью, радостью жизни, стремлением к беспредельной Красоте и Гармонии.

Сколько человечеству нужно перестрадать, прежде чем оно осознает пользу и необходимость единения! Сегодня необходимо действенное и решительное утверждение сердечного единения и всеобщего сотрудничества на всех уровнях взаимодействия людей, организаций, стран.

Невозможно надеяться на расцвет и победу Добра там, где царит разъединение.

Но именно сотрудничество открывает все возможности совершенствования личности и строительства гармоничного общества.

Люди, объединяющиеся во имя Культуры, во имя утверждения новых отношений в мире, сознавая всю напряженность момента и понимая свою ответственность, строят эти отношения уже сейчас, среди общественно полезных дел проводя новые знания в жизнь. И строительство это дается нелегко. Важно, чтобы совпадали цели потенциальных сотрудников и их представление о методах достижения этих целей. Выполнение этих условий позволит выстраивать все действия целесообразно и гармонично.

В каждом объединении людей – семье, трудовом коллективе, стране, союзе народов – заложено стремление к улучшению жизни, к сотрудничеству, к миру. Нет предела совершенствованию в этих устремлениях, и каждый труженик на Общее Благо становится созидателем, творцом будущего. Мысль о возможности улучшения жизни будет импульсом к радостному труду. Любое объединение людей будет успешно развиваться, если каждый его член будет отдавать свое мастерство на дело общее. Но для этого необходимо дружелюбие. Во всех духовных учениях указано единение и сотрудничество как основа успешного продвижения вперед. И лучшее достижение возможно, если есть уверенность в единении и согласии сотрудников, в дружественных взаимоотношениях. Путь жизни есть взаимная помощь, и созидатели светлого будущего не могут быть человеконенавистниками.

Сознательное сотрудничество может утвердить правильное отношение к труду. Около понятия труда накопилось много искажений. К труду относятся как к вынужденной необходимости, а многие виды труда считаются вредными для здоровья и даже презираются. Нельзя проклинать или наказывать трудом – общественно полезный труд должен быть критерием общественного признания человека и самооценки. Не труд вреден, но невежественные условия труда. Если цель работы будет ясна и понятна, а условия труда будут человечны, то и качество будет высоким. С малых лет нужно приучать к постоянному полезному и качественному труду. И лучшее будущее построится на труде как на мере ценной.

Стремление людей к созданию единого гармоничного узора жизни образно передаёт понятие Хоровод.

 

Хоровод – модель гармоничного, творческого взаимодействия людей

Хороводы отражают стремление людей к созданию гармонии, неразрывную связь поколений, взаимодействие с пространством и движущихся внутри него потоков Жизни.

Хоровод – основной элемент многих народных праздников. Хороводы водились для гармонизации человеческих энергий, чтобы не терять ощущения целостности со своими сородичами и единения с Природой. Хоровод – это не просто незамысловатая забава, это – Танец Жизни, состоящий из символов вселенского лада. Каждый его участник, способен как познать принципы Мироздания, так и распутать спутанные петли своей жизни. Таким образом – Хоровод является мощной и вместе с тем уникальной психотехникой, бережно передаваемой из глубины веков. Наши предки хороводили в лугах и полях, на берегу рек и озёр; участники, взявшись за руки, плавно, в медленном темпе двигались по кругу (рядами, парами, извивающейся цепочкой и т.п.), иногда выстраивались в линии друг против друга, иногда темп движения убыстряли... Хороводами передавали родовую мудрость; терапевтический эффект Хороводов сложно переоценить, скорее можно недооценить.

Хороводы – одно из древнейших обрядовых действий. Большое символическое значение имеет форма круга, она воплощает в себе временной цикл, божественное начало и вечный круговорот всего сущего. Это изначальный, объединяющий обряд, пробуждающий подсознание участвующих, вызывая тем самым глубинное переживание единства Космоса и всех его частей, находящихся в полной гармонии и взаимосвязи.

Все участвующие в Хороводе выходят духовно окрепшими и просветленными, с чувством осознания того, что не передать никакими словами или их письменным выражением.

В Хороводах гармонично сочетаются: музыка, песня, танец, слова, ритм, темп. Поэтому «водя круги» внутренний космос каждого человека приходит до ладу, всё вокруг умиротворяется, гармонизируется, во внутреннем мире человека подсознательно выстраивается модель гармоничного, творческого, приносящего щедрые плоды взаимодействия в социуме.

Хороводы невозможно водить одному или «самому по себе», поэтому личность каждого научается самобытно проявляться, не нарушая границы других людей, не вразрез с природным жизненным укладом, с почтением и уважением к миру каждого человека, совместно водящего Хороводы.

Во время вождения Хороводов люди научаются слышать и чувствовать друг друга, действовать слажено, ценить отличия функций мужчины и женщины.

Хороводы невозможно водить не со-настроившись друг с другом, не научившись понимать ход мысли друг друга, не чувствуя друг друга и не умея мгновенно реагировать на изменения ситуации и настроений.

Все водящие Хоровод становятся единым целым, сохраняя свою уникальность, которая влияет на ход Хоровода, совместно с другими уникальностями создаёт единый целостный гармоничный мир Хороводов.

О хороводе. Источник: https:// ladstas.livejournal.com/150542.html

 

Использованные материалы:

1. Уварова Л.И. Защитим Красоту! // День единения в Культуре: Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры. – СПб: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – С. 4-7.

2. Бильчук Н.Л. Кордоцентризм как методологический принцип целостного понимания человека и его места в обществе. Автореф. диссерт. ... канд. филос. наук. Харьков, 2001.

3. Лебеденко А.А. Философия Сердца в концепции Гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005.

4. Дети нового сознания: Материалы междунар. научно-обществ. конференции. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007.