Идея Общего Блага как культурная ценность
Надземное, 264
С.Н. Рерих
Весь мир находится в процессе беспрерывного развития – в нем все течет, все движется, все изменяется. И сегодня уже нельзя продолжать жить, замкнувшись в кругу своих малых личных интересов, так как происходящие в разных странах события затрагивают буквально всех. Жизнь огромного человеческого коллектива любой страны для каждого из ее граждан становится общей, и в ней принимают участие все, вольно или невольно втягиваясь в круговорот конфликта личных эгоистичных интересов с принципом Общего Блага.
Без преувеличения можно сказать, что весь мир делится по границе личного и Общего Блага. И сегодня очевидно, что человечество будет все больше и больше увязать в бесконечных проблемах и конфликтах до тех пор, пока не утвердит приоритет Общего Блага над своекорыстными интересами.
Необходимо собрать и обобщить все достижения великих мыслителей в области познания и развития идеи Общего Блага как общеполезного эволюционного принципа. При таком подходе Общее Благо предстанет не просто в виде моральной категории, но как онтологическое понятие – одновременно и как путь и как цель развития человечества. В своем высшем аспекте понятие Общего Блага может быть проявлено как в виде коллективного духовного опыта людей, так и в виде развития внутренних качеств отдельной личности. Стремление к Общему Благу, которое человек приобретает на пути своего развития, делает предельно ясным и понятным для любого, даже самого простого человека жизненную необходимость совершенствования и нравственно-духовного восхождения. Придавая понятию Общего Блага духовный смысл, не нужно исключать и его материальные жизненно-необходимые аспекты, связанные в сознании человечества, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, преодолением разрушительных для людей явлений природы, ростом разумного комфорта и благополучия.
Принцип Общего Блага как идея, имеющая чисто гуманистическую основу, может рассматриваться как высшая духовная ценность, как эталон, с которым соизмеряются другие ценности – такие как свобода, равенство, право, закон и которые, в принципе, служат для осуществления идеи Общего Блага.
Следовательно, было бы целесообразно, с учетом исторического опыта, использовать принцип Общего Блага как один из основных критериев при принятии решений на всех уровнях взаимодействия субъектов общества, в том числе и на уровне государств. Однако, сегодня духовно-нравственный принцип Общего Блага, как и многие другие культурные ценности, подменяется на чисто материальное понятие публичных благ (частично бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.п.). Вследствие чего развивается культ индивида. И теперь не индивидуальное "Я" ориентировано на достижение высших целей, а само это "Я" определяет эти цели по своему усмотрению. Таким образом, индивид наделяется правом устанавливать, что есть для него благо, а что нет, исходя из своего уровня развития и потребностей. К извращению принципа Общего Блага как метафизического понимания высшего предельного понятия приводят и процессы глобализации, когда материалистическая интерпретация Общего Блага плюс логика мирового масштаба глобализации приводят к тому, что в качестве общих благ называются: вода, воздух, озоновый слой, источники энергии и т. д., т. е. в первую очередь – природные богатства планеты, в которых человечество испытывает дефицит. В соответствии с теорией глобализации, они должны принадлежать всем, всему человечеству. Потому что, по определению, Общее Благо – это вещь, которая принадлежит всем. Тогда становятся понятными претензии мирового сообщества на природные ресурсы других стран, которые следует передать так называемым эффективным государствам, которые воспользуются ими более рационально, нежели современные их обладатели.
Однако человечеству не стоит забывать, что постижение принципа Общего Блага есть результат духовного прозрения и предстоящая ступень эволюции человечества, имеющая не только земную, но и космическую сторону своего значения. В нравственном мировоззрении всех народов в большей или меньшей степени выражается сознание основного нравственного начала: благо человека не в эгоистическом обособлении, а в солидарности с другими людьми, причем этот принцип выражается во всей своей полноте и широте в христианской заповеди всеобщей человеческой любви, т. е. такой солидарности, которая не ограничивается одною сферой человеческих действий, но охватывает собою и внутренний духовный мир человека.
Общее Благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных индивидов. В основе Общего Блага заложен критерий, определяющий соответствие общим целям и задачам развития всего человечества. И невозможно придти к согласию в вопросе, что же является благом для всех людей, если не определить цель и смысл жизни. И это не столько усложняет понимание принципа Общего Блага, сколько показывает тесную взаимосвязь эволюции человека с законами природы, законами Космоса. И тогда Общее Благо выражается не как преходящая точка зрения той или другой исторической эпохи, а как вечный, непреложный закон добра, который определяет собою путь мирового развития и остается истинным совершенно независимо от того, готовы или не готовы люди к его пониманию.
Известный художник и просветитель ХХ века Святослав Николаевич Рерих постоянно подчеркивал, что существует общая и единая для всех задача – воспитывать более совершенного человека [1] . Образ этого более совершенного человека указывают нам все философии мира, – отмечал он, – в эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры.
«Мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления… Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается». «В конце концов, к чему мы стремимся? К более совершенному человеку. Который имел бы все положительные качества, для всех очевидные. Главное – понять, что мы сами держим в руках ключ ко всему. От нас самих зависит, по какой дороге мы пойдем: по той, где можно потерять, или по той, где можно найти…» [2] .
Если цель развития общества – совершенный человек, человек культурный, то и средства, которыми достигается столь великая цель, должны быть соответствующие – это культурные ценности, которые должны быть осознаны людьми по достоинству.
Об особенностях морально-нравственного, духовного развития человека говорится в работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)» Елены Ивановны Рерих – русского философа, автора многих трудов, посвященных темам эволюционного развития общества, его культурного совершенствования. Этапы этого развития, о которых говорится в упомянутой статье, можно пояснить следующим образом.
Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения (см. рис.), соответствуя животному плану развития (животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов /Сл. русск. яз./). Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда мы становимся нравственными – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.
Духовность заключается в совершенстве моральном, нравственном.
Для чего живет человек? – Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.
Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, иные бы подрастали поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму.
Чтобы осуществить мечты человечества о лучшем будущем, необходимо жить ради всеобщего блага, необходим великий жертвенный труд, постижение и воплощение в жизнь космических законов, пламенное стремление действовать согласно Космическому Праву.
________________________________________
[1] Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. / Пер. с англ. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2004. – С.130.
[2] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – С. 91-99.