15 апреля 2015 года 80 лет подписания Пакта Рериха (Пакта Мира)

15 апреля 2015 года   День Культуры

в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Мир через Культуру»

«Все мечтают о мире, о крепком мире,
но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами.
Мир может заложиться в сердце человеческом,
но оно может преисполниться доверием лишь через Культуру.

Мир через Культуру – наш постоянный девиз
».
Н.К. Рерих
 
Мир (1) – 1. Вселенная. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Звёздные миры. 3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.
Мир (2) – 1. согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. 3. Спокойствие.
Война – 1. Вооружённая борьба между государствами или народами, 2. перен. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-н.
Вражда – неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения.

 

Одним из самых больших и, казалось бы, неисполнимых мечтаний человечества является мир всего мира. И не смотря на очевидность того, что человечество находится в периоде постоянных войн, оно все-таки продолжает верить в достижимость этого мира. Так что же мешает исполниться этой заветной мечте? Из определения понятия «МИР» мы видим, что это такое состояние взаимоотношений в обществе, которое характеризуется отсутствием войн во всех ее видах, а также наличием дружеских доброжелательных отношений и отсутствием вражды и разногласий. Здесь важно отметить, что отсутствие состояния войны еще не является достаточным условием МИРА, т.к. существование вражды и ненависти между людьми, а также между народами, государствами и различными объединениями людей неизбежно приведет к разного рода насилию (идеологическому, информационному, экономическому и т.д.), которое рано или поздно перейдет в агрессию. В то же время отсутствие вражды и наличие искренних дружеских отношений, т.е. доброжелательства, взаимопонимания и уважения исключает проявление насилия, а тем более возникновения войны при решении своих проблем народами, странами и государствами. И тогда становится понятным, почему любой мыслящий современник, проводя анализ вставших перед обществом глобальных катастрофических проблем и задаваясь вопросом: «Где же тот общий враг, на борьбу с которым должно подняться человечество единым строем?», находит единственный ответ – это сам человек. Только изменив взгляды человека на жизнь, его поведение и мировоззрение, можно рассчитывать на построение на планете общества мирного гармоничного сосуществования. 

Даже если сегодня кажется невозможным достижение мира во всем мире, то не будем отвергать того, что в будущем произойдет сдвиг к разумному пониманию бытия. Очень важно, чтобы среди туч ненависти раздавалось ободряющее слово, принадлежащее будущему.

Также нужно понимать разницу между действительным миром и мнимым. Можно наблюдать, какое разложение сознания вносится мнимыми понятиями, получается массовая ложь. Если люди полны ненависти, но уверяют, что они живут в мире – они никогда не достигнут действительного мира. 

Война считается позором человечества. Но еще с древних времен мудрецы предупреждали, что может быть время хуже войны.

Разложение сознания человека будет хуже войны и землетрясений, хуже всех бедствий. Оно подкрадывается незаметно и люди теряют признаки своего достоинства. Они становятся не только злее, они забывают о том, что должны созидать для будущего поколения – как созидали для них их отцы и деды. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди теряют свое человеческое лицо; доверие и доброжелательство становятся редкостью и вызывают насмешки. Безразличие и бессердечность становится нормой в обществе, и люди превращаются в безответственных эгоистичных потребителей.

Жестокость, грубость, лицемерие. ложь препятствуют продвижению человечества. И если наука, гордая своими достижениями, не помогает найти человечность, а искусство не повышает сознания – значит, в мире неблагополучно.

Невозможно мыслить о мире, не искоренив пороки, миру вредящие.

К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами [1]. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужно обновленное более широкое понимание мироздания, а также переосмысление самих основ жизни.

Новая эпоха принесет, как завещано, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу. Новый Мир звучит утверждением космических законов Любви, Красоты и Действия. Но прежде необходимо сказать о Сердце! Только сердцем можем постигать Красоту мироздания.

Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом [2] . Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир.

15 апреля 2015 года прогрессивной частью общественности будет отмечаться юбилейная дата – 80 лет со дня подписания Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира (Пакта Рериха). При подписании Пакта, которое состоялось в Вашингтоне 15 апреля 1935 года, президент США Ф. Рузвельт сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».

В основополагающих принципах, предложенных Н.К. Рерихом для подписания Пакта Мира, говорится о двух мотивах заключения Пакта:

• во-первых, о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества»;

• во-вторых, о том, что «учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира».

В этих словах подчеркивается значение развития культуры для всего человечества. Особо следует отметить, что весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Н.К. Рерих предложенный им флаг называет «Знаменем Мира». Этим отличительным знаком предполагалось отмечать защищаемые объекты Культуры.

К числу особых принципов Пакта Рериха следует отнести положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Эти положения носят безусловный характер. Они не ослабляются оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны в условиях военных действий. В этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагской конвенцией 1907 года и Гаагской конвенцией 1954 года. Н.К. Рерих выражал уверенность, что его Пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов, подвергающих опасности памятники культуры.

Однако история наглядно демонстрирует – какими бы совершенными ни были международно-правовые нормы, принятые в защиту культурных ценностей они не могут хотя бы в какой-либо приемлемой степени решить эти проблемы. Можно привести множество примеров, когда эти нормы попирались при вооруженных конфликтах и цинично обходились в корыстных целях в мирное время.

Чем же определяется та грань, переступив которую человек становится разрушителем? Эта грань находится внутри самого человека и называется ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Именно это качество, наряду с такими как образованность и интеллигентность, определяет культурный уровень человека, а, следовательно, его отношение к высшим достижениям культуры.

Таким образом, для сохранения мира и культурного наследия как одной страны, так и всего человечества, важно, помимо усилий по созданию нормативного инструмента защиты Культуры, особое внимание уделять многогранному процессу воспитания в людях человечности. Только развитие этого нравственного качества может дать устойчивые результаты в решении жизненно-важного вопроса сохранения лучших достижений человеческого творчества и мирном строительстве.

Если человек, получая в процессе образования необходимые знания, сориентирован на то, чтобы воспитывать умение совершенствовать себя, реализовать свою индивидуальность, связывать самопознание с самоопределением – он, в конечном итоге, должен стать личностью, способной творчески преобразовывать окружающий мир и, в первую очередь, самого себя, быть не только потребителем Культуры, но и ее творцом.

Постепенно, в процессе работы над собой и освоения пространства Культуры, у человека складывается такое мировоззрение, которое является культуротворческим.

Молодому поколению необходимо твердо усвоить, что есть Основы, без которых, как без фундамента, никакое жизненное построение не устоит – такими основами лучшего будущего являются: устремление к Высшему началу, мирное построение жизни и доброжелательство.

Культура не может существовать без естественной связи с высшим. Платон, Я.А.Коменский и целый ряд выдающихся имен в публикациях Антологии Гуманной педагогики (подготовленной Издательским Домом Шалвы Амонашвили) представлен в подтверждение мысли о том, что прежняя педагогика была выстроена на духовности, на устремлении сознания к Высшему началу, которое проявляется в этическом и эстетическом отношении к миру: к природе, к людям и к их творчеству. Воспитание именно такого отношения к окружающему миру было изначально заложено в целях образования – без этого оно вырождается, предупреждали великие.

Может ли культурный, образованный человек являть безразличие к Источнику, который питает все сущее на Земле? Будем считать этот вопрос риторическим: среди создателей лучших творений человечества таких людей мы не найдем.

Стремление к самоусовершенствованию будет также стремлением к Высшему началу.

Мирное построение жизни – не утопия, но возможная действительность. Мир (в доме, в коллективе, в обществе) начинается с осознания того, что доброжелательство и дружелюбие есть основа быта.

Что же мешает людям проявлять сердечную теплоту по отношению друг к другу, хотя бы в семье, или в ученическом и трудовом коллективе? – Незнание основ или неумение понять другого? Самомнение и эгоизм или нетерпимость? Губительная раздражительность или легкомыслие? Так или иначе, человек с малых лет должен быть настроен на работу над собой, но такая работа, прежде всего, – это работа над мыслью. Все начинается с мысли – и культура человека, и его дела, и его творчество. Также и сама Культура, в конечном итоге, творится возвышенной и красивой мыслью ее созидателей, – мыслью, воспитанной сердцем.

Доброжелательство и дружелюбие (а этому никогда не поздно учиться) проложат дорогу к миру во всем мире – такой мир есть «великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли» [3]. Но до этого должна совершиться перемена не столько в политике, сколько в сознании, в самом сердце человека.

Стремление к совершенствованию, работа над собой продвигают человека к Культуре, и это одновременно является нужной психопрофилактикой личности, которая обеспечивает человеку духовное здоровье и душевное равновесие, сохраняет драгоценную психическую энергию, без которой нет и физического здоровья. В природе и обществе все взаимосвязано, и человек, вступающий в жизнь, должен знать об этом с самого ее начала.

По определению Н.К. Рериха, продвижение человечества, каждой личности к Культуре осуществляется этапами. От невежественности сначала достигаем цивилизованности, осваивая механические достижения общественного развития и используя их для получения образования как необходимой ступени развития личности. Образованному человеку надо также стать и интеллигентным, где, кроме суммы знаний и развитого интеллекта, присутствуют духовно-нравственные характеристики: честь и честность, признание достоинства в себе и в других, волевые проявления утверждения добра и справедливости в жизни и многое другое. При этом, стремясь к знаниям и нравственным вершинам, идти путем утончения духа через развитие душевных нюансов – восприятия и передачи чувств. После этого сознание синтеза приведет к принятию понятия культуры. (см. статью Н.К. Рериха «Знамя Мира» // Знамя Мира [Сборник статей и документов]. – М.: МЦР, 1995. – С.72) 

Придти к Культуре можно лишь через ТРУД.Эволюционные преобразования как в обществе, так и в человеке можно осуществить лишь посредством труда.

Следовательно, проблемы мирного строительства тесным образом связаны с темами воспитания и самовоспитания, а также с важнейшим вопросом о смысле жизни.

Для чего живет человек? – Чтобы стать лучше и совершеннее, чтобы подняться к вершинам своего «Я», чтобы отдать обществу, миру лучшие свои достижения, тем самым выполняя свою главную жизненную задач – внести свой вклад в эволюцию человечества.

Если бы такие истины мог услышать, познать, осознать каждый, кто ежедневно садится за школьную парту – иная была бы статистика по количеству правонарушений, и вряд ли сегодня так остро стоял бы вопрос о наркомании и другом отклоняющемся поведении.

Кто может указать вступающим в жизнь молодым людям эти истины, указать на цели и задачи существования человека на земле? – Только тот, кто сам их осознал, глубоко усвоил и устремился к их достижению. Познать, постичь духовные начала бытия призван каждый учитель, каждый воспитатель, чтобы помочь вступающему в эту сложную жизнь подрастающему поколению не заблудиться в ней в самом начале.

Исходя из вышесказанного и в связи с 80-й годовщиной Пакта Рериха,

День Культуры 15 апреля 2015 года предлагается проводить

под девизом «МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ!»

«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества». 

«Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны», – писал Николай Константинович. – «Будем же утверждать и всемирный День Культуры, когда во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»[4]

______________________________

[1] Русская философия. Словарь – М.: Терра-Кн. Клуб, Республика, 1999, с. 240
[2] Письма Елены Рерих. Том 1. – Минск: 1992, с.320 – 12. 12. 1934.
[3] Н.К . Рерих. Врата в будущее. – Рига, «Виеда», 1991, с.11.
[4] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. – С.83, 106, 68.