Культура и цивилизация
Культуру часто считают синонимом слова «цивилизация».
Отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их противопоставление. Культура и цивилизация не являются синонимами или антиномиями (взаимоисключающими понятиями, или противоречиями) – они взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в Культуре.
Это неразрывное единство, синтез материального и духовного обеспечивает явлениям Культуры ее вечное существование. Иначе говоря, то, что рождается на духовной, культурной основе, становится навсегда достоянием человека (его внутреннего мира), общества, цивилизации.
«Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить» [1] – в этих словах заключается глубокий философский и жизненный смысл.
ЦИВИЛИЗАЦИИ РАЗРУШАЮТСЯ, А КУЛЬТУРА, КАК ИСТИННАЯ ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ, БЕССМЕРТНА
Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух.
В справочной литературе по философии, социологии, культурологии часто поднимается вопрос о соотношении Культуры и цивилизации, указывается, что цивилизация связана не столько с творчеством, созданием культурных ценностей, сколько с их потреблением . Как правило, отмечается, что развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа жизни людей: со стремлением к комфорту, созданием красивых и надежных машин, домов, участием во множестве развлечений, приобщением к «массовой культуре».
Исходя из ныне существующих представлений о ценностях цивилизации следует, что люди, увлекаясь ее «дарами», все дальше «уходят в лес» от жизненно важных Основ, теряя ориентиры Света духовности, все больше погружаясь в сумерки механического стандарта. Стремление к материальному благополучию – это путь в никуда, вернее, в пропасть, порожденную ненасытностью человеческих желаний. К тому же, механическими построениями, стандартами и шаблонами, эволюция не строится – лишь творчеством духа человечество может продвинуться в Будущее, в лучшую, достойную, счастливую жизнь. Но для этого нужна опора – опора на Знания и Красоту.
И снова Культура служит проводником на этом пути.
Суть единства Культуры и цивилизации, их взаимообусловленность взаимодействия заключается именно в том, что гуманистические ценности Культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации, в свою очередь, высокая цивилизация может быть построена только на основе культурного творчества – в этом заключается необходимость гармонизации отношений между культурой и цивилизацией, так же как между духом и материей человеческого бытия. Необходимо подчеркнуть, что в прежние времена резкого разделения между культурой и цивилизацией не существовало – оно возникло впоследствии, в XX веке, и это привело человеческое сообщество к острейшему кризису. «Материя, по ряду причин, заняла господствующее положение, выразив себя в техногенной, бездуховной цивилизации, использующей мощные технические средства вне зависимости от каких-либо нравственных установлений», отмечают исследователи [2].
Такое положение могло возникнуть лишь вследствие опережающего развития цивилизации, особого внимания к технической оснащенности за счет игнорирования проблем культурного строительства.
«Пренебрежение к Культурным ценностям есть позорное преступление невежества... Без всякого преувеличения можно утверждать, что ни одно правительство не станет прочно, если оно не выразит действенное почитание всеобъемлющей Красоте и высокому Знанию» [3].
Если взять историю государств, можно увидеть, что они терпели ущерб не столько от внешних врагов, сколько от того, что «содействовали... разрушению своими собственными внутренними мерами... "Ищите ближе" – так сказано самыми Мудрыми» [4].
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НЕ ТОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЦИВИЛИЗОВАНЫ, НО ОНИ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ И ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ
Необходимо помнить, что духовные условия создаются на внутреннем плане, и внешний мир лишь отражение его.
Преобладающий сегодня материалистический (то есть узкопрактический, утилитарный) подход к жизни, направленный только на личные интересы, грозит нашему обществу большими катастрофами, поскольку рождает тенденции к безудержному потребительству и наживе, сметающим на этом пути все нравственные табу. Об этом с тревогой пишут многие ученые в своих исследованиях. При таком подходе нет этических понятий и вопросов: «Можно или нельзя?(что достойно и справедливо?)», «Что является моим общественным долгом?», а также «В чем смысл жизни?».
Узкий, односторонний практицизм, получивший распространение почти повсеместно, особенно недопустим в педагогике, так как вступает в полное противоречие с социокультурным содержанием целей образования, делая неосуществимым сам процесс развития личности, когда у преподавателя или педагога нет более важной задачи, чем заработать деньги.
Переживаемый нашим обществом кризис – это проблемы, связанные с развитием цивилизации, точнее, проблемы взаимоотношений Культуры и цивилизации [5]. Они могут быть успешно решены, если изменится отношение к Культуре – науке, искусству, духовному воспитанию, – и она займет достойное место в жизни, если каждым членом общества будет усвоено незыблемое правило: условия жизни не только должны быть цивилизованы, но они должны носить и признаки культуры [6]. Ныне же происходит губительный перекос в сторону развития цивилизационных процессов: все более усиливается и поддерживается интерес к техническим и экономическим достижениям общества за счет снижения внимания к темам духовного развития.
Безусловно, совершенствование науки и техники, которое принято связывать с успехами цивилизации, приносит людям облегчение в рутинном труде и высвобождает время для творчества, что не может не радовать любого здравомыслящего человека. Но в том ли направлении работают умы изобретателей, и заботят ли их социологические проблемы? Знакомы ли они с законами красоты и действием законов духа, несоблюдение которых неотвратимо приведет к катастрофе, как это было уже не раз в истории человечества? Давно известно, что незнание законов не освобождает от ответственности.
Если развитие науки и техники происходит не в интересах всего общества, и технические изобретения применяются в корыстных целях, если открытия в области новых технологий используются независимо от хода общественных процессов – это неизбежно приведет к углублению общего кризиса, и чтобы обозначить пути выхода из него, обществу надо твердо осознать: впереди развития цивилизации должна идти Культура.
Если Знание и Красота, образованность и художественный вкус идут в тесном единстве, это обеспечивает и прочность знаний, и этическую направленность будущих творений – лишь в этом случае общество может быть спокойным за свое будущее.
* * *
На вопрос школьника: «Как пишется слово "цивилизация"?», ответим полушутя полусерьезно: «Только через "и", причем пусть "и" пишется перед словом "цивилизация" и после слова "Культура"».
Пусть оба слова вместе и именно в такой последовательности – Культура и цивилизация – запоминаются подрастающему поколению. И тогда давняя мечта человечества о синтезе Культуры и цивилизации претворится в жизнь, и это будет основой построения будущего.
* * *
Культура есть двигатель общественного прогресса, синтез возвышенных и утонченных достижений, она есть Ведущее начало в жизни.
В связи с этим необходимо особо обратить внимание на такое явление действительности, порожденное быстро развивающимися цивилизационными процессами, как «массовая культура».
_________________________________
[1] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная - Рига: Виеда, 1991,с. 63.
[2] Шапошникова Л.В.. Этическая философия космической эволюции. –В кн.: Живая Этика/ Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999, с.13.
[3] Рерих Н.К. Культура и цивилизация - М.: МЦР, 1994, с. 28, 46.
[4] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. - Рига: Виеда, 1991, с. 33.
[5] О закономерностях, действующих в рамках этих взаимоотношений, а также об особенностях Культуры как самоорганизующейся системы– см. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: МЦР, 1996, с. 288-315.
[6] Рерих Н.К. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. - Рига: Виеда, 1992, с. 107.