Будущее, которое мы создаём своими руками…

День Культуры в школе № 326 Санкт-Петербурга

           

В 2015 году вся мировая общественность будет отмечать событие особой важности – восьмидесятилетие подписания Пакта Рериха. И сам день подписания Пакта – 15 апреля – в нашем городе является праздником – Днём Культуры. Не может не радовать то, что с каждым годом всё больше школ участвуют в праздновании этого Дня, что растёт и число участников ставшего традиционным городского конкурса сочинений.

Наша школа тоже начинала с участия в этом конкурсе: темы, предложенные Оргкомитетом, заинтересовали своей глубиной, давали возможность порассуждать на актуальные, волнующие молодых людей вопросы. Для нас, учителей словесности, стало очевидным, что это – плодородная почва для воспитания современных школьников.

Но, чтобы говорить с детьми на подобные, очень серьёзные темы, необходимо было продумать сопутствующие формы работы. Очень важно помочь нашим детям понять, прочувствовать и принять сердцем такие понятия, как милосердие, бескорыстие, духовность, порядочность, совесть, честь, долг; способствовать «формированию у них представления о человеке как неотъемлемой части мира, находящегося с ним в неразрывном единстве, и воспитанию культуры чувств». Так и возникли Проекты «Я – петербуржец, а это значит…» и «Чтение – вот лучшее учение», а это: ученические конференции, диспуты, беседы, конкурсы творческих работ. Необходимо было и учитывать специфику нашей школы: здесь учатся дети более десяти национальностей, многие из которых плохо владеют русским языком, не знакомы с русской культурой. А, как известно, именно культура – «лучший связной между народами». Или, как писал Д.С. Лихачёв, «культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из просто населения – народом, нацией». 

На своих уроках, на классных часах мы говорим с детьми о правах Культуры: право на защиту, на уважение, на бережное отношение к себе. Говорим о людях, являющих собой образец истинного петербуржца, по-настоящему культурного человека. Говорим об ответственности каждого из нас за всё происходящее на планете. Нам важно помочь детям определиться в своём будущем, найти своё место в жизни. Ведь так грустно, когда ученики выпускного класса за два-три месяца до окончания школы понимают, что ещё «не определились» в этой жизни, не знают, чем хотят заниматься, куда поступать… Надо ли говорить, откуда « получаются» безграмотные экономисты, ненавидящие детей педагоги, бездушные врачи… Как не вспомнить здесь Н.К. Рериха, который призывал постоянно задумываться над тем, что есть главное в человеческом существе – это «жизнь души», и его слова: «Любите Родину… Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные… Даны дарования во всех областях искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремлённость к обновлению жизни». А М.Б. Пиотровский назвал культуру «ДНК человечества».

В этом учебном году все дела, в том числе и традиционные, проводимые Методическим объединением учителей словесности, посвящены Году Культуры. Неделя русского языка и литературы, в рамках которой был проведён терминологический диктант, конкурс сочинений «Культура – это движение вперёд», уроки внеклассного чтения «Не позволяй душе лениться!», старт исследовательской деятельности «Прояснение слова», прошла под девизом «Культура – врата в будущее».

Культуре вообще и духовной культуре, в первую очередь, было посвящено и главное дело этого учебного года – общешкольное мероприятие Родительский День в библиотеке: итог большой работы по изучению проблемы чтения в современной школе, проблемы общения, воспитания, взаимоотношений в семье… Участники Дня – дети, родители, педагоги, сотрудники библиотеки, гости – говорили о духовных ценностях: о памяти, о традициях, о культуре отношений… В работе Дня приняли участие Учёный Совет, Совет родителей, Экспертный Совет старшеклассников, Совет юных читателей. Выставки, театрализованные действа, презентации, литературно-музыкальная композиция, интервью с участниками и гостями, конкурсы – всё это было на празднике (а именно праздником и стал для всех этот День).

Каждый год, являясь участниками городского конкурса, в своих сочинениях наши дети рассуждают о русской истории и её богатырях, о духовных подвижниках России и о нашей планете Земля, но темы этого года заставили ребят размышлять о главном, философском – для чего живёт человек, что значит быть культурным? Лучшие работы стали участниками городского конкурса «Лишь культурными ценностями живо человечество».

В этом году день 15 апреля начался с радиопередачи, посвящённой Дню Культуры в Санкт-Петербурге. 

В этот день прошли классные часы:

– Что такое КУЛЬТУРА и почему надо беречь культурные ценности?

– Пакт Рериха и его мировое значение.

– Культурная столица. Культурные петербуржцы?..

– Быть культурным – это значит… 

– Н.К. Рерих и Д.С. Лихачёв – великие гуманисты мира

Ученики седьмых классов на уроке « Д.С. Лихачёв – «символ духовности» и гордость русского народа» обсуждали книгу «Письма о добром». А старшеклассники размышляли о вечных ценностях, работая в семинаре «Проявление милосердия и великодушия в современном мире».

В рамках общешкольного Проекта «От слова – к слову» ученики 6–7 классов продолжают подготовку к майской конференции «Прояснение слова». Один из традиционных конкурсов этого Проекта – «Сначала было Слово» – предложил ребятам поразмышлять над словом КУЛЬТУРА. Многогранное и необыкновенно ёмкое – духовная культура, культура речи и культура общения, великая русская культура… – оно нашло отражение в работах детей. Результатом конкурса стала открытая в этот день выставка творческих работ учащихся.

    

   

И общешкольная газета «Калейдоскоп» посвятила свои страницы Дню Культуры в Санкт-Петербурге. Юные корреспонденты взяли интервью у одноклассников и сотрудников школы; рассказали о Пакте Н.К. Рериха и Декларации прав культуры, предложенной Д.С. Лихачёвым, об истории памятной даты; напечатали выдержки из лучших сочинений.

И как отрадно было слышать такие ответы ребят на вопрос, как они понимают значение слова КУЛЬТУРА:

– Культура – это то, что делает людей людьми.

– Культура – это вечное движение вперёд, это жизнь.

– Культура – это то, чего многим из нас, к сожалению, не хватает…

– Культура – это показатель истинного петербуржца.

– Культура – это гордость и богатство страны, это то, что надо беречь, чтобы передать другим поколениям.

Эти высказывания вселяют веру и надежду на светлое будущее. Будущее, которое мы создаём своими руками.

 

Андрейчук Галина Борисовна, Жеренкова Елена Вячеславовна
учителя русского языка и литературы школы № 326, 
Санкт-Петербург, 2014 год.

​