Идеи русского космизма и русская философская поэзия XX века

Бессонова Т.Л.

Интерес к месту человека во Вселенной, его связи с космосом наиболее ярко прослеживается в русской поэзии, начиная с творчества Г.Р. Державина, Ф. И. Тютчева, Е. А., Баратынского, А.А. Фета, хотя он нашел выражение и ранее в русской иконописи, живописи, музыке.

Русский космизм соединяет в себе традиционные ценности русской культуры и современное научное представление о мире. Русский космизм, понимаемый в широком смысле, социокультурный феномен, в узком – естественнонаучная школа.

Русская философская поэзия выразила задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. И. Чижевского чувство планетарного сознания, глубокой органической связи человека со всей Вселенной, космосом. В свою очередь философские идеи русского космизма, вызрев в лоне русской культуры, получили живой отклик в отечественной философской поэзии XX века.

Основная черта русского космизма – идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек – существо сознательное, творческое, но несовершенное, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу. Космисты обосновали нравственную и объективную необходимость активной эволюции и ионосферы, дали дальнейший толчок развитию научной и философской мысли.

На заре XX века поэтическое сознание символистов, выражало космические идеи в русле оппозиции " хаос-космос", в стремлении к вселенскому синтезу, что нашло свое яркое выражение в учении о "всеединстве" Вл. Соловьева. Однако практика символистов показала, что, обращаясь к символу как знаку, связывающему этот мир и потусторонний младшие символисты пренебрегали реальным миром. В то же время они стремились "творить" жизнь, преобразовывать ее в соответствии с христианским идеалом.

Путая искусство с жизнью, поэты стремились к преобразованию жизни по законам искусства, провозглашая теургию. В этом заключалась историческая ограниченность философской мысли символистов, так как русский космизм предполагает не только устремление в космос, но и высшую степень познания реального мира как части Вселенной.

Стремясь преобразовать мир по законам искусства, символисты не смогли выполнить эту задачу, а также преодолеть индивидуализм.

Символизм и Футуризм – полярные миросозерцания и эстетические системы. Пытаясь преодолеть отчуждение человека, они предлагали различные варианты "творчества жизни". Первые выдвигали идею религиозного синтеза, вторые не всегда осознанно ориентировались на искаженно трактованное ницшеанство, обращаясь к "примитивным" эпохам, к якобы еще не "испорченному" культурой человеку.

Особым периодом в развитии русского эстетического сознания явились 20-е-30-е годы XX века. Послереволюционная Россия в некотором отношении ближе ХVIII веку, чем XIX. Сознание новой эпохи "очистилось" от многих противоречий и стала определеннее просветительская идея величия мира и человека. Особенно велико влияние на творчество ряда русских поэтов этого времени /Вл. Хлебникова, Вл. Маяковского, Н. Заболоцкого/ космических, философско-исторических и культурологических идей Н. Ф. Федорова. Его идеи, изложенные в "Философии общего дела", оказались поразительно созвучными умонастроениям и мироощущениям поэтов, чутко воспринимавших трагический разрыв человека и природного мира, краткости жизни отдельного человека и длительности исторического процесса, осознание бессмысленности жизни без борьбы со смертью.

Своеобразное поэтическое преломление в творчестве Вл. Хлебникова нашли суждения Н.Ф. Федорова о почитании предков, о необходимости не просто признания связи поколений, но и реализации этой связи в проекте "всеобщего воскрешения", отрицание линейного социального времени. Заболоцкий тоже уделял большое внимание подобным проблемам. Он переписывался с Э. Циолковским, интересовался "научной этикой" ученого, рожденной наукой о космосе. В своей поэзии Заболоцкий исследовал мир и природу человека как эволюцию, осознавшую саму себя. Особенно близка Заболоцкому была мысль Циолковского, выраженная в "Воле Вселенной", об уничтожении всяких страданий, о том, что космос подобен добрейшему и разумному животному. Заболоцкий понимал, что на пути разумного освоения космоса лежит плоский рассудок и этическая неполноценность. Возможно, "преображению" человека поможет природа, которая будет "давать уроки" человеку.

Арсений Тарковский разделял во многом взгляды Заболоцкого, перекликался с ним в раскрытии отдельных образов и идей. Однако, интересуясь наукой, переписываясь с Вернадским, поэт остается романтиком "постсимволистского" толка. Преодолевая отчуждение человека и мира, свойственное нашей кризисной эпохе, он опирается на идею "всеединства" Вл. Соловьева, понимаемую на социокультурном уровне. То, что не удалось сделать символистам в области достижения единства социума и космоса, в области преодоления ницшеанства и индивидуализма, то по-своему решают поэты средины XX столетия.

 


Мурманский государственный технический университет. Научно-техническая конференция.

Секция "Философия и культурология"
http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section2/section2_14.html

​