Нарушение закономерностей космической эволюции человека как фактор формирования депрессии

Недува Александр Александрович
профессор, доктор медицинских наук,
Действительный член Российской Академии естественных наук, г. Ашдод, Израиль

 

ОТМЕЧЕННЫЙ в конце XX и в первое десятилетие XXI веков резкий рост числа депрессий, ставший одной из самых серьёзных проблем человечества, отмечен многими авторами [1-3 и др.]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) депрессия входит в пятёрку самых распространённых заболеваний, а со временем и вовсе может стать лидером. Установлено, что каждый седьмой житель планеты хоть раз в жизни, но «впадал в депрессию» [1, 2].

Изучающие Живую Этику (Агни-Йога) знают, что резкое обострение всех проблем человечества (в том числе сюда можно отнести и проблему депрессий) связано с переходом земной цивилизации на новый эволюционный виток. На смену энергиям, исчерпавшим свой потенциал, приходят более высокие вибрации космической силы. Возможность ассимиляции их человечеством зависит и от индивидуальных духовных накоплений. Вся планета находится в состоянии крайне напряжённого духовного кризиса. Создаётся необходимость анализа его проявлений в психике человека с целью духовного возрождения, в частности преодоления тенденции всё возрастающей частоты депрессивных расстройств.

Клиническая картина депрессии, её глубина и выраженность весьма разнообразны и зависят от большого количества факторов (наследственные особенности личности, возраст, семейно-ситуационные обстоятельства, интенсивность и степень длительности психической травмы и многое другое). В классическом описании депрессия характеризуется замедлением или угнетением практически всех сторон психической жизни: эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой. Внешне это проявляется в подавленном настроении, замедлении процессов мышления и речи, снижении общей двигательной активности, угнетении влечений (в том числе пищевого и полового инстинктов), подавлении или утрате инстинкта самосохранения (обесценивание жизни, утрата страха перед смертью, суицидальные тенденции) и неспособности получать удовольствие. Выраженность депрессивной симптоматики может в значительной степени варьировать от лёгкого замедления психомоторной активности до появления ступора и других болезненных проявлений. При этом состояние депрессии описывается в рамках различных заболеваний.

Однако в последние годы появляются [3-9 и др.] описания, и указывается на особый рост частоты именно тех расстройств депрессивного спектра, которые не относятся собственно к патологическим, а являются проявлением различных реакций у психически здоровых лиц. Для характеристики этих непатологических состояний многие авторы, стремясь отделить их от психопатологических проявлений депрессии, прибегают к использованию других, нередко заимствованных из художественной литературы терминов: грусть, печаль, тревожность, меланхолия и др.

Известны философские направления (некоторые психодинамические концепции, экзистенциализм и др.), которые рассматривают такие формы депрессии как неотъемлемое свойство человеческой психической жизни, как способ эмоционального существования личности.

В последние годы наряду с психологическими и психоаналитическими концепциями широко распространены исследования биологических механизмов депрессии. То есть в течение ряда лет делаются настойчивые попытки анализа причин и механизмов возникновения депрессивных состояний. Этими исследованиями сделан существенный шаг в понимании механизмов, лежащих в основе формирования патологических депрессивных состояний. Изучены расстройства функционирования различных систем организма при болезненной депрессии.

Все эти многочисленные научные исследования сделали существенный вклад в понимание ряда расстройств, отмечаемых при патологических депрессиях, но они не могли до настоящего времени раскрыть причину формирования непатологических депрессивных состояний, не помогли определить, что же является толчком, механизмом, запускающим развитие этих всё учащающихся, но ещё малоизученных непатологических психологических состояний грусти, подавленного настроения у психически здоровой личности.

Болезненные депрессивные состояния развиваются на фоне указанных выше расстройств, то есть имеют, как и все заболевания, определённую, преимущественно соматическую (иначе говоря, материальную, телесную) основу. Вместе с тем непатологические депрессии – это «болезни души», т.е. такие состояния формируются в так называемой сфере духовной жизни и связаны с высшими проявлениями духовности личности.

Даже самые современные, продвинутые традиционные исследования патогенеза депрессии не могут объяснить этиологии, первопричины значительного большинства тех вариантов стёртых, неглубоких, но обычно стойких депрессий, которые не являются проявлением психической болезни или следствием очевидного стрессового воздействия. Эти варианты депрессий, описываемые, как уже указывалось, как грусть, печаль, хандра и т.д., относятся чаще к свойствам личности без объяснения причин развития этих состояний. Оно и понятно, так как эти проявления не могут быть осознаны обычными традиционными подходами и методиками исследования, которые освещают лишь происходящие в организме процессы, но не касаются тех сторон сугубо человеческой психики, которые относятся именно к духовной жизни.

Указанные выше научные исследования механизмов и психологических проявлений депрессии относятся к категории эмпирических. Они (эти исследования) и сейчас повторяются, внося определённую лепту в уточнение механизмов некоторых «поломок» в организме, но не могут помочь выйти из замкнутого круга эмпирики последствий и подойти к глубинному пониманию сущности энергетического процесса, обусловливающего развитие этих механизмов.

Как справедливо подчёркивает Л.В. Шапошникова [10], «метанаучное, или сверхнаучное знание, как правило, связано с Высшим в Космосе и в силу этого имеет причинный характер, в то время как научное знание, связанное с исследованиями плотной материи, носит характер следствия».

Следовательно, понимание первичной причины такого проявления духовности, как непатологическая депрессия, а не возникающих под воздействием этого фактора вторичных механизмов может быть успешным именно при синтезе методов эмпирического и метанаучного знания.

Эмпирические исследования депрессии уже почти достигли своих пределов возможного и остановились перед невозможностью эмпирики проникнуть в духовную сущность человеческого бытия, так как она может быть понята только при том новом подходе, который даёт созданное великими Рерихами Учение Живой Этики, объединяющей и синтезирующей анализ материального и духовного Начал в человеке.

Для объяснения таких, чисто духовных, до настоящего времени ещё непознанных (интуиция, вера и др.) и непризнанных (телепатия, экстрасенсорные воздействия и др.) понятий, а также предмета данного сообщения – проявления безмотивной тоски, грусти у психически здоровых лиц – должны быть привлечены раскрытые Живой Этикой положения о сложности космической энергетической сущности человека. Согласно этим положениям [11], «…создатели Живой Этики рассматривали мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворённого Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека». Очевидна значимость каждого компонента энергетической сущности, причём не менее значима комплексность и синхронность функционирования всех структур Космоса. Все проявления космической энергии при их совместном синхронном функционировании обеспечивают нормальную жизнь и эволюционное движение жизни.

Воздействие одухотворённого Космоса на ментальность человека представляет собой сложное и многофакторное явление. Это и прямое влияние на происходящие в организме нейробиохимические процессы, что показано в работе Э. Марона [12], это и воздействие Космоса через окружающую природу и общество, о чём писал Л.Н. Гумилёв [13] в своих работах об этногенезе. Т.е. если говорить о формировании ментальности и эмоциональной сферы человека, следует учитывать сложный, многогранный характер космического влияния. На это указывает и Л.В. Шапошникова [11]: «Человек вступает в энергообмен с себе подобными, с объектами, с самой планетой, а также с различными космическими телами… В результате такого обмена энергетический потенциал человека и космических тел меняется, что создаёт условия для их эволюционного продвижения».

Не вызывает сомнений, что гармоничное продвижение человека по путям космической эволюции требует, чтобы все эти виды воздействий выступали синхронно, однонаправленно влияя на эволюционные сдвиги в ментальности человека, его духовности, в его мыслительной и эмоциональной сферах. В современной жизни все эти воздействия не всегда согласованны. Как указывала Е.И. Рерих, говоря о формировании человека [14], «…космическая эволюция представляет <…> возможности, но в какой мере он сумеет воспользоваться ими, зависит от многих обстоятельств и внешнего и внутреннего характера…»

Можно полагать, что многие проблемы формирования гармоничной личности связаны прежде всего с рядом препятствий на жизненном пути в современном обществе, где, к сожалению, ещё много бездуховности, отхода от принципов человеческой гармонии.

При нарушениях законов космической эволюции, выражающихся в том числе в негативных процессах в ментальной характеристике общества в целом и индивидуума в частности, возникает расстройство функционирования различных энергетических составляющих человеческой сущности. Это приводит к различного рода патологическим процессам. Причём в первую очередь нарушается функционирование особо динамичной составляющей энергетической сущности человека – психической энергии.

Проявления указанного расстройства синхронности действий систем, составляющих человеческую энергетическую сущность, на первых порах ещё не выражаются в нарушениях, выявляемых при болезненных депрессиях традиционными лабораторными способами. Вместе с тем указанная десинхронизация энергетических составляющих сразу проявляется в ощущении дискомфорта, грусти, подавленности, неосознанном ощущении «чего-то плохого». Однако если расстройство синхронности энергетики человека углубляется и затягивается, то начинают работать описанные Э. Мароном [15] механизмы космических влияний на нейроэндокринные функции, расстройство которых приводит к проявлениям депрессии, что уже может быть установлено как психологическими, так и традиционными лабораторными исследованиями.

То есть непонятная до настоящего времени тенденция всё возрастающей частоты депрессий является проявлением асинхронного функционирования систем, составляющих сложную энергетическую сущность человека. Наиболее очевидным и самым распространённым проявлением этих нарушений является депрессия, охватившая человечество в последние годы в связи с отходом многих людей от жизни по принципам Космической эволюции человека. Возникающее при депрессии характерное чувство виновности, греховности как бы подталкивает человека вернуться к высшим духовным ценностям и тем самым восстановить прохождение по эволюционному пути к самосовершенствованию. Это означает, что депрессия у психически здоровых людей является проявлением способа стремления Космических Сил корригировать движение общества в сторону эволюционного развития.

При рождении ребёнка в нём происходит слияние материального и духовного аспектов – того, из чего в процессе жизни формируется человеческая сущность. Причём появляется то, из чего формируется личность, которая должна существовать синхронно во всех системах, составляющих энергетическую сущность человека. У детей душа чиста, она не знает ничего о том, что может противоречить духовности, здесь заложена готовность к восприятию добра и любви с неосознанной надеждой на гармоничность всего окружающего. Однако в последующем становление личности осуществляется через целую последовательность этапов, которые характеризуются обретением возрастной, национально-культурной, профессиональной и гражданской идентичностей, каждая из которых продуцирует новые социальные роли и статусы, формирует соответствующие стили и стереотипы поведения. Бесконечность выборов в процессе движения по линии жизни уравнивается всё возрастающим количеством утерянных перспектив и нереализованных возможностей. Человек неизбежно сталкивается, к сожалению, с всё возрастающей бездуховностью современного общества, с утратой духовных ценностей, нередко с грубостью и агрессией. Происходит пересмотр ценностных ориентаций, а иногда и крушение идеалов, формируется конформизм, неизбежный для приспособления к окружающему. В таких условиях заложенные изначально в человеке идеалы эволюции не могут полностью реализоваться.

В результате изменяются характеристики эмоционального существования личности, окрашиваясь в минорные, грустные тона. Сама жизнь, сопровождающаяся расставанием с прошлыми ценностями, разочарованиями в былых идеалах и необходимостью поисков новых для обретения индивидуального смысла бытия, усложняет эмоциональное существование личности, формируя временами грустные, печальные мотивы, иногда же – напротив, позитивные, радостные эмоции, которые могут, чередуясь в зависимости от ситуации, сменять грусть и радость, а могут существовать одновременно, выражаясь в противоречивом соотношении эмоциональности личности с окружением и с самим собой. Разумеется, в жизни происходят и радостные и светлые события, которые вызывают положительные эмоции, однако несмотря на это, в силу невозможности осуществления всех планов, возникает необходимость их коррекции и ограничения, что создаёт определённое эмоциональное напряжение. Все эти моменты приводят и здоровых людей к ухудшению настроения, грусти.

Таким образом, депрессия может быть не только выражением патологического процесса, но также стойкой, практически постоянной личностной особенностью, формирующейся вследствие особых десинхронизаций, дисбалансировок в энергетической сущности человека как части одухотворённого Макрокосма. Именно такой дифференцированный подход может способствовать преодолению не только патологических депрессий, нуждающихся в лекарственном лечении, но и психологических состояний, выражающих возникающие по законам космической эволюции кризисы в духовной сфере человека. Эти кризисы, становящиеся в течение последних десятилетий особо распространёнными (по статистике Всемирной организации здравоохранения), могут быть преодолены только с учётом того, что говорится в Живой Этике.

Актуальность проблемы дифференциации депрессии как, в одних случаях, болезненного нервно-психического расстройства, а в других – непатологического состояния пониженного настроения, связанного со сложностью формирования человеческой личности, обусловлена, помимо теоретической значимости, также конкретными практическими соображениями. Это связано с тем, что до настоящего времени, с одной стороны, имеет место злоупотребление антидепрессантами во всех случаях пониженного настроения, а с другой – можно отметить необоснованное, приводящее к хронификации депрессий воздержание от применения антидепрессантов даже в случаях необходимости, что связано с недооценкой патобиологической сущности болезненных депрессивных расстройств и стремлением к психологизации их проявлений без учёта сложности их нейробиологических механизмов.

В тех случаях, когда подавленное настроение не относится к патологической депрессии, положительный эффект может быть достигнут применением мер социально-психологического характера, к которым относятся положительные эмоциональные воздействия успешного семейного, профессионального, культурно-развлекательного характера (театр, концерты, туризм и др.), различные увлечения (спорт, литература, музыка и другое).

И что особо следует подчеркнуть, при оказании помощи для преодоления переживаний грусти, пониженного фона настроения, являющегося свойством личности, следует отметить не учитываемое до настоящего времени особое значение фактора Космической Эволюции с его сложностью координации составляющих энергетическую сущность человека, приводящей часто к неосознаваемой неудовлетворённости духовной жизнью человека, когда, фигурально выражаясь, «душа просит чего-то Высшего, светлого», что у многих лиц не осуществляется.

Если таким людям объяснить необходимость перестройки жизни, и они обратятся к духовным запросам Добра, Света, Любви (что обычно предлагают служители религии), то их жизнь становится спокойнее – человек «перестаёт маяться». Однако необходимость духовных потребностей и возврат к ним религия объясняет мистически, в соответствии со свойственной данной религии мифологией. А Учение Живой Этики даёт научное объяснение этим явлениям – о космической энергетической сущности человека как части одухотворённого Космоса.

Согласно Учению Живой Этики человек есть микрокосм, соединительное звено миров. Агни-Йога говорит, что причины многих необычных психологических состояний имеют свои корни в связи с нарушениями эволюционного процесса. Но человек, вникнув в Учение Живой Этики, может приобщиться к Законам Высших Космических Сил и тем самым предотвратить пагубные последствия возникшего у него диссонанса между различными формами энергетики человека.

Отсюда становится понятной неэффективность существующего до настоящего времени подхода к проблеме остановки роста распространённости депрессий лишь путём увеличения объёма применения психотропных средств – антидепрессантов, транквилизаторов. Если они, безусловно, показаны и эффективны для лечения депрессий, которые являются отражением нарушений нейроэндокринных механизмов, то для лечения нарушений в сфере духовности эти препараты, несмотря на всё возрастающую массовость применения, либо вообще неэффективны, либо дают временный неглубокий эффект, а иногда даже приводят к формированию различных форм лекарственной зависимости.

Таким образом, более глубокий подход к анализу психических процессов и преодоление такого явления, как депрессия, возможны благодаря формированию в обществе космического мышления и становлению синтеза научных и метанаучных способов познания.

 

Литература:
1. Ustun B.T., Sartorius N. Mental illness in General Health Practise: An international Stady. — N.Y., 1995.
2. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине. Руководство для врачей. — М.: Мед. Инф. Агентство, 2001. 256 с.
3. Мосолов С.Н. Тревожные и депрессивные расстройства. — М., 2007. 54 с.
4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Психиатрия и психофармакотерапия. 2002.
№1. С. 4-7.
5. Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия. Избранные лекции и выступления. —
М., 2003. 432 с.
6. Березин Ф.Б. Психиатрическая и психофизиологическая адаптация человека. — М., 1988. 270 с.
7. Angst J., Gamma A., Bennazi F. Atypical depressive syndromes in varing definitions. Fur. Arch. Psychiatry: Clin. Neurosci. 2006. Vol. 236. Р. 44-54.
8. Angst J., Gamma A., Sellaro R. et al. Toward validation of atypical depression in the community. J. Affect. Disord. 2002. Vol. 72. Р. 125-138.
9. Caspi A., Sudgen K., Hoffit T.E. Influence of life stress on depression // Science. 2003. Vol. 21.
Р. 19-23.
10. Шапошникова Л.В. Познание космической реальности // Труды ОНЦ КМ. Т. 1. — М.: МЦР, 2007.
11. Шапошникова Л.В. Живая этика и научное мышление // Утренняя звезда. 1997. №3/2. С. 115.
12. Марон Э. Человек – отражение космоса: Рукопись доклада на конф., посв. юбилею Е.И. Рерих. — М.: МЦР, 2009.
13. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — СПб., 2002. 639 с.
14. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. Рига, 1940. С. 163.

    Источник: http://svetgrad.ru/2010/03/narushenie.php

​