День Культуры - 2005
«По ступеням человечности – к ценностям Культуры»
В апреле 2005 года прогрессивной частью общественности отмечалась юбилейная дата – 70 лет со дня подписания Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира (Пакта Рериха). При подписании Пакта, которое состоялось в Вашингтоне 15 апреля 1935 года, президент США Ф. Рузвельт сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте»1.
В преамбуле Пакта Рериха говорится о двух мотивах заключения Пакта:
во-первых, о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества»;
во-вторых, о том, что «учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира».
В этих словах подчеркивается значение развития культуры для всего человечества. Особо следует подчеркнуть, что весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Н.К. Рерих предложенный им флаг называет «Знаменем Мира». Этим отличительным знаком, предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры.
К числу особых принципов Пакта Рериха следует отнести положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Эти положения носят безусловный характер. Они не ослабляются оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны в условиях военных действий. В этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагской конвенцией 1907 года и Гаагской конвенцией 1954 года. Н.К. Рерих выражал уверенность, что его Пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов, подвергающих опасности памятники культуры.
Плакат. Гимназия №61. |
Однако, история наглядно демонстрирует – какими бы совершенными ни были международно-правовые нормы, принятые в защиту культурных ценностей, они не могут хотя бы в какой-либо приемлемой степени решить эти проблемы. Можно привести множество примеров, когда эти нормы попирались при вооруженных конфликтах и цинично обходились в корыстных целях в мирное время.
Чем же определяется та грань, переступив которую человек становится разрушителем? Эта грань находится внутри самого человека и называется ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Именно это качество, наряду с такими как образованность и интеллигентность, определяет культурный уровень человека, а следовательно, его отношение к высшим достижениям культуры.
Таким образом, для сохранения культурного наследия как одной страны, так и всего человечества, важно, помимо усилий по созданию нормативного инструмента защиты культуры, особое внимание уделять многогранному процессу воспитания в людях человечности. Только развитие этого нравственного качества может дать необратимые результаты в решении жизненно-важного вопроса сохранения лучших достижений человеческого творчества.
Искусство, наука, религиозные, философские и этические учения разных народов – все это составляет духовную сокровищницу человечества.
Духовные ценности Искусства могут быть оценены и рассмотрены с самых разных сторон, но главная его ценность заключается в том, что во всех своих формах искусство открывает перед людьми путь взаимопонимания и дружбы. Искусство – международно, общечеловечно, интернационально.
Так же и Знания, накопленные людьми за многовековую историю, являются духовной ценностью общечеловеческой Культуры, и еще в древности, наряду с красотой и здоровьем, знания ценились больше всего.
Со временем духовные ценности человечества конкретизировались все более, и сегодня есть все основания для их широкого и углубленного понимания и осмысления. Для чего это нужно? Ответ прост – для того, чтобы сохранить все то лучшее и прекрасное, что накоплено человечеством, что является жизненной необходимостью, основой развития каждого человека и всего общества. Сохранить и приумножить.
ЦЕННОСТЬ – (Словарь русск. языка ) – 1. важность, значение; 2. ценный предмет, явление.
Термином «ценности» люди пользуются с древних времен, но со второй половины Х1Х века появилась особая наука о ценностях – аксиология. Согласно аксиологическому подходу, культура есть система ценностей, иерархия идеалов и смыслов. В связи с этим, особое значение имеют творческий и личностный аспекты культуры, а сама она рассматривается как мера гуманизации общества и человека. С этой точки зрения взаимосвязь понятий Культура и Человечность является очевидной.
Исходя из того, что проведение ежегодного Дня Культуры приурочено к 15 апреля – дню подписания Пакта Мира в 1935 году и учитывая нравственную основу этого документа, День Культуры в школах Санкт-Петербурга в 2005 году проводился под девизом: «По ступеням человечности – к ценностям Культуры».