Совершенствование личности
как основа психопрофилактики
Оглавление
Для чего живет человек? – Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.
Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, иные бы подрастали поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму.
Известно, что каждому обществу свойственно стремиться к развитию, совершенствованию; человек – часть общества, и ему также характерно это стремление. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания людям лучшие представители человечества, определяя направления развития общества. Знание и нравственность, духовность и красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания.
Эти зерна истины важно посеять в том возрасте, когда формируется фундамент личности - мировоззрение человека, когда идет поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, осознание своего «Я». Подростки и молодые люди, не получая ответа от взрослых, которые и сами, в большинстве случаев, не имеют таких ориентиров, остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. И это становится у многих из них причиной ошибочного поведения – агрессивности или подчеркнутой автономии, либо уныния и апатии.
Помочь молодому поколению осознать духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя.
Стремясь к самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в других, педагог помогает людям устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места унынию.
И если темы совершенствования личности станут естественными в образовательном процессе (можно в каждом научно-предметном цикле уделить им время, понимая их важность), станут частью профилактической деятельности в большой работе по оздоровлению общества, это поможет решить многие психологические проблемы.
Сердце мира – вечною тюрьмой,
Если бы судьба вас приковала
К колесу безжалостной рукой.
Но на вас цепей не налагали,
Ваша воля – всяких мук сильней.
В Сердце мира нет людской печали –
Совершенство – цель земных путей.
Арнольд
Самопознание совершает человека
В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.
Но утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
Заря Новой Эпохи занялась над миром – эпохи глобальных перемен жизни человечества, и к этим переменам, к новому восприятию жизни, в течение долгого времени готовили сознание людей выдающиеся мыслители, обозначая цель развития жизни на Земле.
«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.
«Если вы улучшите природу человека, вы улучшите все»,- писал американский ученый, представитель гуманистической психологии А. Маслоу1, а выдающийся социолог Э.Фромм, предлагая проект создания здорового общества, отмечал, что такое общество может начать формироваться лишь на основе проведения глубокой «социальной и индивидуальной терапии».
Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.
«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» - такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.
«Познай самого себя» – наставляли мудрые с древних времен. Сегодня эта формула приобретает конкретное звучание: «Стремись познать свой внутренний мир – через него познается мир внешний, измени себя в лучшую сторону – и мир вокруг преобразится».
__________________________
1 «Прикладная психология», № 5–6, 2002, с. 131–133.
О путях совершенствования
Где же поиски совершенства? – В любви, красоте и действии.
СТРЕМИТЬСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ – СТРЕМИТЬСЯ К КРАСОТЕ
Снова и снова вспомним истину: созерцая прекрасное, слушая прекрасное, мы улучшаемся. Вся культурная сокровищница в распоряжении человека познающего. Культура как совокупность достижений в различных областях человеческой деятельности – не мертвый груз накоплений, но живой организм, полный мощной психической энергии и, наряду с природой, дающий эту жизненную силу каждому, кто устремлен к познанию и совершенствованию.
Культура помогает человеку совершенствоваться, познавать мир и себя. Произведения искусства, шедевры литературы, научные труды и духовные учения всецело способствуют этому. Всматриваясь, вслушиваясь, вчитываясь – мы видим себя. Но для этого надо быть чутким и внимательным, иметь глаза и уши. Не забудем народную мудрость: «Какой прок в книге тому, кто не обладает собственным умом – разве зеркало в помощь слепому?». Добавим, обладать надо не только умом, но и достаточно развитым чувствознанием1.
Познать себя, природу, мир путем Прекрасного можно лишь при том условии, что познающий становится соавтором с художником, мыслителем – создателем произведения, если человек умеет наблюдать и быть при этом благодарным. Благодарность есть великий двигатель, есть средство ускорения пути к вершинам духа. Осознавая, с какой жертвенной любовью приносят мастера культуры людям свой труд и мастерство, свои жизненные наблюдения и понимая, какое это счастье – следить за мыслью гения и чувствовать, что ты становишься богаче, – можно ли остаться в душе неблагодарным к работе духа, поднимающего нас!
Признательность – одно из самых реальных по последствиям понятий, и тому, кто желает совершенствоваться, необходимо это учитывать. Будем помнить и поможем осознать молодому поколению, что благодарность (признательность) проявляется не столько в словах, сколько в поступках.
Думать о красоте жизни, смотреть на нее как на шлифовку лучшей жемчужины в ожерелье нашего духа2 – значит, продвигаться к вершинам.
ТРУД ЕСТЬ ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Согласно словарям, «совершенствоваться» – значит, становиться лучше; «совершенствовать» – возводить качественно на более высокую ступень.
В чем может совершенствоваться, улучшаться человек? Многие ответят на этот вопрос – в своем занятии, работе, профессии; кто-то скажет – хорошо выполнять свою роль матери, отца и в целом, семьянина. Для кого-то совершенствоваться – значит, хорошо выглядеть, красиво одеваться; но другой отметит, что стать лучше – это значит, стать добрее; кому-то важно стать спокойнее, владеть собой – так понимает он задачу самосовершенствования. И каждый по-своему прав.
Ближе к истине будет тот, для кого стать лучше, совершеннее – значит, больше узнать о мире, стать духовно богаче, устремившись к познанию. Благодаря такому устремлению, многие и многие проблемы из жизни уходят. Поэтому, мудрое наставление – «стремиться за пределы известного наверх…» – означает: пополнять качественно, духовно свои знания, и изменяться в соответствии с ними. Здесь – цель и смысл существования, и счастье человека. При этом важно, чтобы в этом наставлении было усвоено важнейшее нравственное правило: «…и помочь друг другу».
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное», – учили мудрые в древности. «Только моральный человек может быть счастливым», – утверждали они 3.
Этимология слова «совершенствование» указывает на действие – совершать, значит, делать. Причем, дело доводить до конца (гласят словари) – довести до лучшего качества, свершить.
Человек с детства должен знать, что главное его назначение – в бесконечном совершенствовании.
Устремленный к совершенствованию достигает в труде наилучшего качества, но это возможно лишь тогда, когда человек любит свою работу. Любя ее, он делает свое дело красиво. Так взаимосвязаны в жизни любовь, красота и действие – в этом заключаются три пути, которые приведут к совершенству.
Все, решительно все может быть исправлено, улучшено, усовершенствовано, не может быть такого труда, который бы не подлежал совершенствованию. Но для того, чтобы оно было успешным, нужно непрерывно учиться.
Труд ученика, и труд учителя – понятия, особенно взаимосвязанные. Эту тему необходимо обсуждать с учащимися, предоставляя им возможность дополнять качества ученика. По поводу труда учителя можно привести слова Л.Н.Толстого: «Совершенный учитель тот, кто соединяет в себе любовь к своему делу и к ученикам». Не забудем и другое крылатое выражение: «Учитель – не тот, кто учит, но тот, у кого учимся».
«НАС ВЕДУТ УЧИТЕЛЯ, И МЫ СТРЕМИМСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ В НАШЕМ ПОЧИТАНИИ УЧИТЕЛЯ»
Не только устремленность к знанию, прилежность и другие свойства личности ведут ученика, но, прежде всего, уважение и доверие к учителю. Если этого нет, создается масса проблем. И они возникают не только в процессе учебы в школе, но во всех сферах общественного взаимодействия. Не решенные на уровне школьного образования, эти проблемы будут и в дальнейшем множиться, пока в самом обществе не созреет понимание достоинства учителя.
Об уважительном отношении к учителю должны позаботиться и государство, и сами учителя. Высокое понятие Учителя, также как и Матери, должно быть осознано и ограждено от унижения. Так, любой культурный человек, научившийся чему-либо полезному у другого, не допустит унижения достоинства того, кто научил его добру.
Само слово «со-вершенствование», в соответствии с этимологией, означает «со-участие», т.е. общее участие в чем-нибудь, совместность (так же, как слово «сознание» – означает совместное знание4, или «совесть» – весть, ведать, знать – т.е. совместное познание – со своим высшим внутренним Я).
Без кого и без чего не может совершенствоваться человек? – Без учителя, без устремления и почитания Высшего начала.
Не может человек без обращения к высоким понятиям, к возвышенному стать лучше, достичь каких-либо высот в своем развитии, добиться достижений – об этом говорили во все времена выдающиеся люди. Человека формирует все великое, писал Гете. О необходимости Высшего начала в жизни мечтал А.Блок5, на это Высшее Начало как на жизненный принцип указывал Платон6; обособленность в сознании от Высшего мира может привести общество к вырождению – об этом писал известный педагог С. Гессен7.
Стремление человека к совершенствованию – естественное явление, и оно есть стремление к вершине, на что указывает само это слово «совершенствование», – стремиться вверх, в беспредельную высь – к Истокам, жизненным основам, к Вечности, к Началу начал. Тем самым, путь возвышенный предопределен человеку, но предназначен он тому, кто устремлен в духе – ведомому огнем сердца. Именно такое, сердечное устремление приведет человека к вершинам, к истинной свободе, к жизни вечной8. На холодном же зеркале разума ВЕЧНОСТЬ не сложишь, как не смог сложить это слово герой сказки Андерсена в снежном королевстве.
СТРЕМИТЬСЯ К ВЫСШЕМУ, БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОМУ, ЗНАЧИТ, УТОНЧАТЬСЯ
Без утончения нет продвижения. Умение тонко воспринимать окружающий мир, обостряя при этом и разум, и чувства, – одно из важнейших качеств, которые необходимо выработать в первую очередь. Известно, что грубость восприятий, бесчувственность приводят к грубости жизни, что задерживает развитие человека и в целом эволюцию9.
Развивать свое чувствознание, восприятие – значит, утончаться, и самым первым подходом к утончению восприятий будет развитие чуткости, внимательности, наблюдательности. Природа и произведения человеческого творчества предоставляют каждому познающему огромные возможности для утончения. Звук, цвет, аромат, форма – во всем этом множество нюансов и различий. Учиться разбираться в этих отличиях, находя все новые и новые оттенки, значит, далеко продвинуться по ступеням развития.
Утончение восприятия и воспитание чувств приведет человека к осознанию совершеннейшего из чувств – к Любви. Но, как справедливо отмечено, любовь без добрых дел мертва. Поэтому тем, кто желает идти путем совершенствования, можно посоветовать: надо действовать, причем действовать красиво и любя. Так действует человек культуры10 – тот, кто своими усилиями вносит вклад в мировую сокровищницу, и тот, кто способствует ее сохранению.
Важно также отметить следующее: стремиться к совершенствованию – это значит, действовать сознательно. Правильно понимая действительность, человек самостоятельно принимает решение, и оно становится непреложным – неизменно, в каждодневности, совершенствоваться шаг за шагом, укрепляя и воспитывая свою волю.
Нужно также сознавать еще одну особенность – постепенность этого процесса: уклад кристаллов, рост цветов указывают нам, как нарастает совершенство.
МЫСЛЬЮ НАДО УПРАВЛЯТЬ
Научиться управлять собой, своими мыслями и воспитать в себе ответственность за них – значит, научиться призывать силы, таящиеся в глубине сознания. Именно так каждый человек может совершенствовать свои силы – признанием их.
Овладение мыслью заключается не только в ее углублении и сосредоточии. Надо отметить, что у некоторых людей бывает особенно развито рабство у своих мыслей. Поэтому так важно научиться освобождаться от тягостных размышлений и несвоевременных, ненужных мыслей. Надо помнить: ничто так не препятствует развитию, как тяжелые, неподвижные мысли. Контроль над мыслью обеспечит и ее очищение – чистой мыслью будет та, которая свободна от своекорыстия, направлена к Общему благу.
Немаловажно осознать значение в нашей жизни устремлений – желаний, помыслов, намерений. Дело в том, что человек своим устремлением к исканию истины и совершенствованию создает в себе своего рода магнит, который имеет свойство привлекать и внешние возможности.
Устремиться к усовершенствованию посредством труда и мышления и приложить к этому все старания – значит, обогатиться мощной жизнедательной силой, накопить психическую энергию. Такие превосходные накопления в будущем не исчезают, напротив, они становятся проводом к дальнейшему развитию и познаванию. Так закладываются основы гармонии жизни.
* * *
Пусть каждый помнит, что устремляясь к совершенствованию, он помогает не только себе, но действует и на Общее благо.
«Совершенство приносит большую радость», писал Томас Манн, а Сократ утверждал: «Я считаю, что нельзя лучше жить, кроме как стараться делаться лучше, и нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать и о котором свидетельствует моя совесть»11 .
Совершенствоваться никогда не поздно, гласит поговорка. Нет предела совершенствованию. Улучшаться же надо стремиться во всем. Но все же главное в работе над собой – подняться до самооценки нравственных качеств и стараться именно к их развитию. Это будет способствовать, в первую очередь, сотрудничеству, а оно открывает кратчайшие пути к совершенствованию.
Так взаимосвязаны в жизни понятия Человек в окружающем мире и Внутренний мир человека.
* * *
Стремясь к совершенству, мы развиваем свои лучшие качества и очищаемся от сора в нашем сознании. «Совершенство человека состоит в том, чтобы внимательно относиться к своим несовершенствам», – говорили великие.
О том, что мешает человеку в его процессе саморазвития – в следующей главе.
________________________________________________
1 Чувствознание есть сердечное постижение мира, так называемое прямое познание действительности – не умом, но сердцем – условно говоря, интуиция, или шестое чувство.Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Развитие чувствознания позволяет видеть сущность вещей. Чувствознанию способствует утончение в процессе развития личности.
2 Е.И. Рерих. Полное собрание писем. – Том3,–М.:МЦР,2001, с. 127.
3 Этика. Учебное пособие – Минск, 1995, с. 14.
4 Словарь по Этике/ под ред А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М: Политиздат, 1989, – с. 322.
5 Блок А. Собрание соч. В 6-ти т. – Л.: Худ. лит., 1980, - том 4, с. 113.
6 Платон. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000 (Антология гуманной педагогики) – с.26.
7 Гессен С.И. Основы педагогики. – М.: Школа–Пресс, 1995, с. 207, 210.
8 Коменский Я.А. – основоположник европейской научной педагогики – о подготовке человека к вечной жизни как о цели воспитания и развития человека – см. Российская Педагогическая энциклопедия. – М.: 1993, т. 1, с. 454.
9 Письма Елены Рерих. – Новосибирск. «Вико», 1992, – Том 1. - с.57 ( 3. 12. 30).
10 Человек культуры – не просто существует в рамках культуры... Человеку культуры «присущ инстинкт культуры», который и заставляет индивида творчески относиться и к социальным структурам бытия – Кругликов В.А. Образ «человека культуры» – М.: Наука, 1998. – с. 12.
11 Энциклопедия мысли. – Симферополь, Таврида, 1996, с. 507.
Оковы привычек
«У меня привычка такая, ничего не поделать!» – говорит человек и отрезает себе путь к совершенству. Он заранее простил себе «слабости».
Привычки обихода делают человека неподвижным, неспособным к духовному росту и к внутренним переменам. Но с таким старым грузом дверь в лучшее будущее не открыть. «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Казалось бы, давно известная истина, но люди, по легкомыслию, значения этому не придают. Иные же настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично.
«ПРИВЫЧКА ОБИХОДА ЕСТЬ ВРАГ ЭВОЛЮЦИИ»
Развитие, совершенствование, эволюция – понятия взаимосвязанные.
В основании эволюции лежит усовершенствование, и задача человека в связи с этим – подняться в своем самосознании до оценки своих нравственных качеств, освободиться от ненужных поступков и действий, сопровождающих человека в каждодневности и ограничивающих его духовный рост. До той поры, пока человек не осознал этого и не избавился от столь вредного груза, он находится на низшей ступени эволюции. «Животный человек есть совокупность привычек» – в этом заключается суть рассматриваемого вопроса.
Проблема состоит в том, что эти, казалось бы, невинные, и, на первый взгляд, малые, неконтролируемые сознанием действия, могут создавать культ рабства, и такое рабство заключается не в купле-продаже, но в утонченном унижении личности. Главное, что это внутреннее рабство, как правило, самой личностью не осознается. Но враг, о котором не ведаем, намного опаснее явного вредителя – «малый скорпион поражает не меньше большого, если он не замечен», гласит мудрость.
Кроме того, малые привычки самости – главные помехи сотрудничества, а оно – это важно осознать – является основой продвижения. Пока большинство людей не овладеет искусством великого творчества отношений между людьми, обществу не построить Новый Мир – мир красоты, мир высокой культуры.
Основой творчества взаимоотношений являются искренность и простота – эти качества ценятся людьми больше всего. Однако проявиться им в жизни мешают вполне определенные, но мало осознанные действия и поступки – привычки самости.
«ОТМОЙТЕ ГРЯЗЬ ПРИВЫЧЕК»
«Привычки к добрым и недобрым делам исключительно властвуют над людьми», замечено мудрецами. Привычки связаны с образом жизни людей и проявляется через потребности, интересы и стимулы. Согласно словарям, привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие обычными, постоянными; это автоматизированные действия, сформировавшиеся в результате многократного повторения, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью; это принятая, но не природная потребность. Бытует выражение: привычка – вторая натура (природа).
Надо отметить, что привычки бывают разные, и здесь речь идет не о добрых, полезных и нужных, но о тех, что рождены предрассудками – искаженным и устаревшим взглядом на жизнь и соответствующим мировоззрением. Большинство мелких привычек является сором жизни.
Обидчивость, лень, опасение, раздражительность, нечестность, многословие, несдержанность – все это привычки обихода, большинство которых основано на самости-эгоизме. Все они, так же как и корыстолюбие, грубость, похоть, сквернословие должны быть порицаемы, и в первую очередь необходимо искоренить допотопные привычки – курение, пристрастие к вину, еде, а также пересуды и сплетни, обороты мелких, ненужных дел, осуждение и гнев – можно ли это совместить это с ростом сознания?
Особенно надо сказать о вреде лжи. Люди справедливо сравнивают безнравственное поведение с грязью, сталкиваясь с этим явлением в жизни. Так, в наши дни широко распространено выражение: «грязные технологии». Свою нечистоплотность ложь, чаще всего, искусно прикрывает разноцветными одеждами и всевозможными масками.
Вряд ли можно встретить человека, проявившего нечестность, который в жизни солгал только раз. Поведение, маскирующее неискренность – лукавство, лицемерие, притворство, фальшь (много названий у одного и того же!) – у иных это стало привычкой, освоенной еще в детстве, где окружение вполне способствовало такому усвоению.
Атавизм и семья, школа и, в целом, социум дают наросты привычек. Нужно, чтобы молодое поколение знало о космическом вреде лжи. Не только нравственные поучения могут глубоко запасть в сознание, но научное указание на непоправимый вред изменит мышление молодежи.
Надо учесть, что по одиночке привычки не существуют. Например, ложь, как замечено, всегда идет об руку со страхом. Паника, ужас – лишь крайности страха, но в обыденной жизни это привычка постоянной тревоги, боязни и опасения за свое личное благополучие. Где угодливое лепетание, малодушие, торопливая суета – там тот же идол страха, который разнообразен, как и ложь.
Все это рождается самостью-себялюбием и невежественностью. Именно непросвещенностью в области духовных законов и нежеланием их узнать – какое бы при этом человек ни имел образование – можно объяснить поведение, продиктованное самостью. Оно напоминает судороги («будто кто-то дергает» – описывает словарь В.И. Даля такое поведение – беспокойные, суетливые действия, словно у марионетки или паяца, лишенных самостоятельности, действующих по воле других). Такое поведение вызывает неукрощенная самость у всякого, кто допускает в своих чувствах, к примеру, зависть, ревность или обиду. Это приводит к ненужным, лишним действиям, а они – судороги самости – ведут к осложнениям и, как любая излишняя поспешность и торопливость, заставляют в дальнейшем весьма сожалеть о своих поступках.
Лучшим же «украшением» самости является нетерпимость. В ней заключаются задатки самых дурных действий, преграждающих путь к совершенствованию и сотрудничеству – властолюбие, высокомерие, неблагодарность, неуважительное отношение к людям, умаление достоинств сотрудника и возвеличивание своих и т. п. Такое поведение могут позволить себе только невежественные люди – те, кто не осознал еще значение и цели эволюции, кто далек от истинного понимания духовности.
«Нетерпимость ограничивает умы и увековечивает предрассудки», – писал французский философ-просветитель Дени Дидро, ярко и точно описав в своих заметках характер нетерпимого человека: это тот, кто «вбил себе в голову», что вся мораль покоится лишь на его представлении об истине; для него неверующий – любой, кто не верит в то, во что верует он сам, и такой человек уже есть враг самой истины; «он является величайшим злодеем, величайшим преступником в этом мире – нельзя любить его, помогать ему, нельзя жить вместе с ним»1.
Несчастье человечества состоит в том, что многие сильные личности, приверженные даже к светлой идее, понимают ее слишком односторонне, нетерпимо и узко, и отсюда все разрушительные действия.
Конечно, побороть все негодные привычки одним ударом трудно, потому надо приняться за искоренение самого неотложного – необходимо изгнать нетерпимость.
Именно она становится сегодня главным препятствием в созидании новых, творческих отношений, в построении нового, более совершенного общества. Поэтому нужно считать особенно важным и неотложным осмысление этого явления, осознание и применение в жизни принципов терпимости и дружелюбия.
«НЕ АСКЕТИЗМ, НО РАЗУМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЕЩАМИ»
Известный метод античного мира «Познай самого себя» приобретает сегодня особую важность: «Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир».
Этому способствует не узкое, но расширенное понимание действительности, осознание психической энергии и углубленное самоисследование. Все это даст непоколебимую убежденность в необходимости действий по духовному очищению, утвердит целесообразность и обострит чувство ответственности, обеспечит самодисциплину и надлежащий самоконтроль, что и подготовит в будущем успех.
Расширение сознания начинается с освобождения от предрассудков, а от них, как считают философы, «никогда не поздно отказаться» (Г.Д. Торо).
Человеку, свободному от предрассудков – тому, кто усвоил взаимную зависимость всего сущего в мироздании, кем осознаны великая ответственность человека на Земле и существование миров надземных, кем воспринято понятие Высшего Начала, и мысль признана как главный двигатель – такому человеку освобождение от ненужных привычек, мешающих строить жизнь и добрые взаимоотношения, вполне под силу. И начав процесс самоосвобождения, ему не придется прибегать к насилию над собой, тем более что каждое насилие обречено на реакцию, и всякая насильственность осуждена.
В то же время, нужно быть готовым к тому, что изгнание некоторых привычек совсем не легко, и на пути самосовершенствования и очищения каждого из нас ждет немало трудностей. Одной из них является то, что дурные привычки имеют особенность возвращаться, и требуется упорная борьба с самим собою, суровость к себе и умение не потакать своим слабостям. Не об этом ли многотрудном процессе писал классик русской литературы – «выдавливать из себя по капле раба»? (А.П.Чехов) Другой же классик по этому поводу шутил: «Привычка есть привычка, ее из окна не выбросишь; привычку нужно шаг за шагом выманивать из дома» (М.Твен).
Здесь без того, что называют самодисциплиной, не обойтись. Но пусть кому-то не покажется это посягательством на его свободу. Именно с осознания цели эволюции человечества, с понимания истинной свободы и разницы между этим великим понятием и той распущенностью – своеволием, которое принимают подчас за свободу воли, и нужно начать процесс очищения, дарующий радость.
Не самоистязание, но самоосвобождение, и озарение, которое даруется свыше как награда за духовные усилия. Мучительный и тягучий процесс накопления доброй привычки, напутствуют мудрые, превращается в радостное, мгновенное озарение сознания тогда, когда пробуждается «огонек в сердце».
«Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию», – говорили древние.
______________________________________
1 Дидро, Дени. Избранное. – М.: Изд-во АН СССР, 1956, с. 246, с. 261.