День Культуры в школах Санкт-Петербурга: методологические аспекты организации

(Доклад на секции теории культуры Дома ученых имени М. Горького
Российской Академии Наук, Санкт-Петербург)

Уварова Лариса Ивановна,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»,
ведущий специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного
педагогического образования

Для утверждения в жизни духовных начал, а также для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира – в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого заключается в том, чтобы путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живет человечество. В те годы было положено начало новой традиции возвышенной и утонченной Культуры, особенно необходимой во всякие трудные времена. «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем», – писал инициатор движения Культуры выдающийся художник и мыслитель Н.К. Рерих. «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»[1]

Традиция проведения Дня Культуры получила свое развитие в 90-е годы ХХ столетия, и сегодня отрадно отметить, что идея организации этого торжественного школьного праздника широко распространилась среди педагогов России, а также за рубежом. Собран большой материал о том, как многообразно проявляют свое творчество и самоотверженно трудятся педагоги везде, где подхвачена эта идея, и как вместе со школьниками и общественностью они утверждают (на фоне немалых трудностей и все более углубляющихся социальных проблем) идеи гуманизма непосредственно в самой жизни. Известен, например, замечательный опыт самоотверженной работы по продвижению идей Культуры в Екатеринбурге, Волгограде, Уфе, регионах Сибири, в городах и сельской местности.

В Санкт-Петербурге этот праздник имеет уже десятилетнюю историю и обладает своими организационными особенностями. Юбилейные даты, как правило, – повод для подведения итогов, обсуждения проблем какого-либо явления. Событие же, каким является День Культуры в Санкт-Петербурге, требует осмысления уже и потому, что, благодаря скоординированным действиям педагогов, руководителей системы образования и общественности, осуществляется на практике важнейшее методологическое положение: Культура есть самоорганизующаяся система духа[2]

В специальных выпусках литературы для педагогов, а также на веб-сайте[3], посвященном Дню Культуры, имеется описание части опыта и некоторых особенностей этой большой и ответственной работы, осуществляемой совместными усилиями многих педагогических коллективов, организаций и отдельных творческих личностей – тех, кто, трудясь на Общее благо, действенно проявляет свое неравнодушие к проблемам юного поколения, общества в целом. Проблемы эти все более усиливаются, и это можно объяснить тем, что в наше сложное время общественных преобразований Культура – то, на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества – именно Культура подвергается сегодня большой опасности: ее бесцеремонно теснит, занимая передовые позиции в средствах массовой информации, так называемая «массовая культура», или, как ее определяют ученые, эрзац-культура – подделка, суррогат.

«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью многих людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные, духовные ценности – ценности Культуры – на фальшивые. Ловко манипулируя этой подменой и являясь действительно массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию через СМИ, хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в нравственных, этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры»[4].

Человек, как известно, не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем самым лучшим и возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры», яростно насаждающей все самое низменное? Обывательская психология (это психология животного – поесть и развлечься) настойчиво внедряется в неокрепшие умы и находит свое место, в наши дни все более укореняясь в сознании многих, – словно и не было восторгов и находок от соприкосновения с истинно Прекрасным, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования!

Дети, юное поколение, с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость... Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении, и произойдет их замена на фальшивые ценности, если Искусство и Знание будут опошляться, как и высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если подвергнутся осмеянию такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – то становится ясно, что само здание Жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном, опасном положении. Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по нарастанию общего кризиса и тех проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.

Спасение от разрушения и самоистребления, как многим сегодня становится понятно,– в Культуре, в ее этической и эстетической основе, в осознании духовных ценностей – в священном, прекрасном и познавательном, что лежит в основании творческого, мирного созидания. Воспитание и образование, базирующееся на осознании культурных ценностей, позволяет выработать молодому человеку стойкий иммунитет, умение отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей.

Таким образом, охраняя культурные ценности, одновременно заботимся и о духовном здоровье человечества, сохраняя тем самым здоровье физическое – как людей, так и всей планеты. В этом заключается неоценимое значение движения в защиту Культуры.

Ежегодный школьный праздник День Культуры проводится в Санкт-Петербурге, как было отмечено выше, в течение нескольких лет и приурочен к 15 апреля – дате подписания в 1935 году Международного Договора по охране и защите культурных ценностей человечества, в дальнейшем легшего в основу Гаагской конвенции.

Опыт работы по проведению школьного Дня Культуры позволяет выделить организационные моменты, которые начинаются, как это принято, с определения цели и задач.

Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.

В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, которые связаны с тем, чтобы способствовать:

• пониманию обществом истинного значения Культуры – как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии, всего священного, познавательного и прекрасного;

• осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

• признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

• воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утонченного, расширенного сознания, что может осуществляться путем:

– ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях как национального творчества, так и в мировом искусстве, литературе, в достижениях науки, а также в различных этических, философских, религиозных учениях;

– создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества;

– воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека;

Кроме того, важнейшая задача Дня Культуры – способствовать объединению людей в их духовном устремлении к совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

 

Как проходит этот День? По замыслу его вдохновителя, этот День выявляет «Сад Прекрасный творений человечества», поэтому вместо обычных уроков должны прозвучать вдохновенные рассказы о лучших достижениях человеческого творчества, которые могут «светлой вестью зажечь молодые сердца».

В процессе подготовки и проведения этого Праздника используются самые разнообразные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, беседы и лекции, дискуссии и диспуты; творческие и музыкальные вечера; проведение различных тематических выставок; организация конкурсов, викторин, концертов классической музыки, театральных постановок; просмотр компьютерных, видео- и слайдпрограмм; посещение музеев, театров, концертных залов; автобусные и пешеходные экскурсии по городу, области, другим регионам и т.п.

Необходимо отметить, что школьные библиотеки и музеи становятся лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры. Библиотека в школе – это центр культуры, а библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания. И жизнь это подтвердила: как показал опыт организации Дня Культуры в Санкт-Петербурге, именно школьные библиотекари первые откликнулись на призыв о сохранении культурных ценностей. Подборки книг о Культуре и выставки репродукций по искусству в течение всего учебного года – прекрасное продвижение к целям Дня Культуры. Тематические подборки литературы для школьников: по различным видам искусства, по отраслям науки, по истории религии, а также этических и философских учений; выставки методических материалов по теме нового мировоззрения для учителей – все это неоценимая помощь педагогам и организаторам Дня Культуры в подготовке сознания детей к этому Празднику.

Музей – обитель всех родов Прекрасного и не только в смысле сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего их применения. Необходимо уходить от ограниченного понятия Музея как хранилища, а возвращаться к первоначальному его значению: Музейон – это прежде всего Дом Муз, и школа сама может стать таким Музейоном. Заниматься воспитанием вкуса, распространением чувства Прекрасного, всеми родами искусства – основная задача музеев, и остается сожалеть, что многие живые понятия древнего мира приобрели в наше время умаление и обеднение.

Следует ожидать, что при подготовке Дня Культуры, как в любом большом и важном деле, возникают свои проблемы, и трудности эти сообразны размеру самого дела. Как выясняется, за последние десятилетия проблемы эти мало изменились; вот как о них писал Н.К. Рерих в статьях «Постоянная забота» и  «Культура–победительница».

«За годы подготовительных действий наши разнообразные комитеты могли убедиться, что осознание Культурных ценностей совсем не так легко проникает в разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди интеллектуальных слоев было встречено немало враждебности и непониманий. Таким путем и впредь нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие… не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти».

И еще: «Нельзя зря или злоумышленно произносить большие слова... Необходимо вспомнить о принципах культуры и не для лжедней культуры, но для внесения ее основ в жизнь каждого дня. Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни культуры. Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточными. Ведь одно повторение слова "культура" еще не значит основание и применение этого понятия... Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования»[5].

Тому, кто хочет помочь делу культурного строительства проведением Дней Культуры, необходимо с первых же моментов учитывать следующее. Для того, чтобы успешно начать осуществлять эту деятельность в соответствии с ее высокими целями, следует, прежде всего, проявить внимание к тем, кто непосредственно решает культурно-воспитательные задачи, утончая и облагораживая дух человеческий. Как мудро изрек поэт: «Красу не оценить неискушенным глазом – алмазы огранить возможно лишь алмазом».

Кто сможет утончать сознание своих воспитанников? Только тот педагог, кто сам осведомлен и опытен в деле духовного совершенствования, кто позаботился о своем духовном росте, кто владеет основами передового мировоззрения. Иначе – неизбежна  профанация, когда великие идеи искажаются неправильным, невежественным к ним отношением, что совершенно недопустимо; иначе – может получиться, что любой выход в кинотеатр или посещение любого театрального спектакля уже будет восприниматься как выполнение задачи культурного воспитания. Нельзя упускать из виду то, что профанация есть основной прием «массовой культуры»[6].

Таким образом, подготовка сознания детей к восприятию Прекрасного требует от самого педагога предварительной работы по собственному усвоению истинного понимания Культуры в духовном ее значении – как синтеза Знания и Красоты, единства Познавательного и Прекрасного.

 

Годы практики выявили некоторые  характерные черты и особенности организации этого Праздника, которые заключаются в следующем.

День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения – в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей – в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе. Поэтому праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет день, когда «во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»[7], т.е. праздник этот провозглашает торжество Знания, Подвига и Красоты.

Одна из организационных особенностей праздника Дня Культуры в том, что он проводится в один день (в данном случае 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.

Важно также отметить, что День Культуры как сознательное объединение людей в защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира, символизирующим Вечность и Единение (на белом фоне в круге три соединенные амарантовые[8] сферы – единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» Знамя Мира было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей (Знак Культуры).

Отмечая специфику проведения Дня Культуры, особенно необходимо подчеркнуть, что в его основе заложен  принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало. Следовательно, День Культуры не должен быть превращен в формальность, когда нет истинной радости, но только подделка под радость, когда нет убежденности в правильности и крайней необходимости собственной деятельности.

Опыт также выявил и другие важные особенности. Организационно День Культуры разделяется на два главных этапа, равных по значимости: подготовки и проведения. Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию различных встреч, событий, мероприятий, способствующих воспитанию у юного поколения высоких эстетических чувств, развитию художественного вкуса, углубленного понимания мира. Второй этап – проведение самого Праздника – отличается тем, что здесь на первый план выходит особая торжественность момента, когда всех участников Праздника объединяет возвышающее чувство единства в мыслях о Культуре, в делах по защите светоносного значения Знаний и Красоты.

Практика показывает: День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди них: доступность этого средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию, разнообразие форм; неограниченность по широте охвата; гибкость применения в меняющейся обстановке и многое другое.

Так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем: с невежеством – противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте; с пошлостью – являя юным прекрасные примеры духовного творчества; с косноязычием – показывая, как творили великие деятели, поведав об утонченной простоте их языка, которая приходит лишь с чувством гармонии.

Многое можно сделать полезного таким путем для мира, для Культуры, дать толчок к развитию, к росту, и «вовсе не надо ждать всемирного признания[9]. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал»[10].

*   *   *

Оргкомитет по проведению ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга ежегодно проводит городской праздник, как правило, под каким-либо девизом – не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии[11]. Так, в 2005 году, когда отмечалось 70 лет со дня подписания Пакта Мира, День Культуры в школах Санкт-Петербурга проводился под девизом: «По ступеням человечности – к ценностям Культуры». Конкурс сочинений, который стал традиционным в проведении этого праздника, собрал и в этот раз немалый урожай прекрасных творческих работ – около четырехсот сочинений, отобранных педагогами 78 школ из 15-ти административных районов Санкт-Петербурга. В соответствии с девизом Дня Культуры, школьникам было предложено высказаться по следующим темам: «Лишь духовными ценностями живо человечество», «Почему нужно защищать культурные ценности?» и «Человек, будь человечнее!»

Как показали результаты, темы эти нашли отклик у школьников – убедиться в этом нетрудно, познакомившись с сочинениями[12]. Не может не радовать тот факт, что темы нравственных основ бытия, жизненных смыслов, глубокого философского содержания не чужды юному поколению.

 «Стать лучше и совершеннее – что это значит?», «Для чего живет человек?» – на такие вопросы нужно  было ответить школьникам, участникам конкурса творческих работ. К общей радости педагогов и организаторов конкурса, учащиеся явили высокие примеры красоты и культуры мышления – они четко обозначили духовные ориентиры своего совершенствования, указав на необходимость нравственного, культурного развития всего общества. Заметим, что сама по себе способность браться за решение мировоззренческих вопросов говорит о зрелости личности, и эта характеристика вполне соответствует современному школьнику. Необходимо подчеркнуть, что такую способность проявили не только старшеклассники, но и подростки младшего возраста. Их творчество о многом заставляет задуматься взрослых и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то – и в целом на поколение юных (одно из сочинений, написанное в стихах, приводится ниже).

Трудно найти слова, чтобы выразить признательность учителям, чей сердечный отклик на зов о Культуре и совершенствовании пробудил прекрасные струны «эоловой арфы» – чистой детской души.

Несмотря на сложные процессы, происходящие в обществе, не будем забывать, что забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, об их здоровье, как физическом, так и духовном, является самой главной задачей, так как они – дети, подростки, все молодое поколение – вместе с взрослыми остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.

 

На пути осознания Прекрасного, почитания духовности и Культуры нет разрушений и пороков общества. Будем надеяться, что стремление к творческому единению людей доброй воли получит дальнейшее развитие, и культурная общественность России, других стран широко присоединится к движению Культуры.

 

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»[13] (Н.К.Рерих)

 

 ___________________________

[1] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995 – с. 71, с. 83.

[2] «Самоорганизация духа есть форма существования Культуры» – см. Л.В. Шапошникова. «Философия космической реальности» //Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003 – с.102.

Примечание. Вопрос о самоорганизации – требует особого и тщательного рассмотрения, однако, важно учитывать, что, согласно законам науки синергетики, «промоделировать некую самоорганизующуюся систему может только система на порядок более сложная» (см.там же). – Л.У.

 [3] День единения в Культуре /Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры – Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002, – 112 с. См. также материалы веб-сайта: www.cultura.spb.ru

[4] К «массовой культуре» ученые относят такие направления и проявления, как: СМИ, транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика; индустрия досуга и имиджа – система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и другие формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных услуг в самоцель существования – см. энцикл. «Культурология. XX век» (СПб.: Университетская книга – «Алетейя», 1998. Том 2 – с. 22).

[5] Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991 – с.143, с. 114.

[6] Профанация (от лат. profanatio – осквернение святыни), искажение, извращение; превращение священного предмета в обыденный; оскорбительное, небрежное отношение к достойному уважения, опошление (идеи, учения, произведений искусства и т.д.)

[7] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995 – с. 106

[8]Амарантовый – особый красный цвет амарантового дерева.

[9] Признание со временем все же приходит – так, в 2004 году Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга наградил Оргкомитет по проведению школьного Дня Культуры Почетной Грамотой.

[10] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995 – с. 83

[11] Оргкомитет (в него входят работники системы образования и культуры, представители общественности, в том числе из Международной Лиги защиты Культуры), выполняя объединительную функцию, задает тему праздника, разрабатывает методические пособия, проводит конкурсы творческих работ и т.п.

[12] См. сочинения на веб-сайтах: www.cultura.spb.ru , также www.pedagogika-cultura.narod.ru.

[13] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995, с.68.

 

Опубликовано:

Проблемы теории и истории культуры: Научные доклады и сообщения секции теории культуры Дома ученых имени М. Горького Российской Академии Наук. Ежегодник. Вып. 1/ Ред.колл.: докт. филос. наук, проф. В.В. Селиванов, докт. филос. наук, проф. В.П. Большаков, докт. филос. наук, проф. В.Г. Лукьянов и др. – СПб.: Дом ученых РАН, 2008.