Агрессия антикультуры и формирование ноосферного мировоззрения личности в системе образования XXI века

Иванов Сергей Анатольевич
канд. педагогических наук, доцент,
институт регионального развития образования, г. Екатеринбург

Что такое детство? Наверное, каждый из нас связывает этот волшебный период жизни со сказкой, с беззаботностью, с играми. Мы, педагоги, также понимаем, что детство – это и доброта, и непосредственность, искренность ребенка. Детство – это период больших возможностей для растущей личности. Действительно, каждый ребенок приходит в этот мир нравственно чистым, невинным, и в этом состоит один из феноменов детства. Сегодня большая проблема (а скорее – беда) заключается в том, что под воздействием медленно, но верно действующего яда деструктивной информации, содержащейся в рекламе, компьютерных играх, подростковых журналах, «музыке», кинофильмах, дети часто теряют свою святость, приобретая взамен совершенно другие качества.

Это можно назвать преступлением против детства, поскольку происходит оно при непосредственном участии, попустительстве или равнодушии взрослых. Взрослые часто не осознают, не понимают феномена детства и смысла воспитания, относятся к детям неадекватно, применяя в своем «воспитании» оскорбления, унижения, физические наказания. Но это полбеды.

В современном мире по отношению к детям определенными структурами вырабатываются целые стратегии воздействия на их психику с целью морального разложения растущего человека и превращения его в раба своих желаний. Таким человеком-потребителем, во-первых, легче управлять, а во-вторых, продавать ему больше товаров и оказывать больше услуг (часто на самом деле ненужных), зарабатывая на этом большие деньги.

Ежедневно, ежечасно многие взрослые добровольно отдают своих детей в лапы монстров агрессии, удовольствия, ненависти и жестокости, покупая им видеоигры и фильмы со сценариями насилия, агрессивную музыку, причем это носит повальный характер.

Кто сегодня может и должен противостоять педагогической безграмотности родителей, агрессии антикультуры на внутренний мир ребенка? Думаю, что только Школа, поскольку в ней может быть создана особая духовно-нравственная (сакральная) среда, поскольку в Школе работают специалисты по искусству воспитания – педагоги, и потому что в Школе есть коллектив, в котором дети учатся общаться, жить вместе, сотрудничать, делать общее дело.

Однако реформа образования лишь обострила некоторые проблемы. Так из Школы все эти годы медленно, но верно выветривалась духовность, разрушалась сакральная среда, основанная на триединстве Истины, Добра и Красоты. Школа перестает быть Храмом – храмом Знаний и Духовности.

Сегодня учителя занимаются, главным образом, преподаванием своих предметов и выполнением учебных программ, директора и завучи часто озабочены отчетностью перед начальством и раскручиванием «бренда школы».

Современная школа оказалась на рынке образовательных услуг и уже вряд ли выполняет просветительскую функцию, неся растущей личности свет знаний, тепло души, единение коллектива.

Учитель в такой школе из работника, транслятора Культуры превращается в работника сферы услуг...

«Рынок образовательных услуг», «конкурентоспособный выпускник», «образовательные потребности», «человеческий капитал» – эти и подобные им формулировки отражают новую роль школы как места оказания услуг. Эти выражения стали нынче модными в разговорах, речах, публичных выступлениях педагогов, в стратегических документах школ (программах развития, образовательных программах).

Но может ли Культура (знания, традиции, искусство) выполнять обслуживающую функцию? Можно ли| обслужить Культурой? Выполняет ли учитель свое призвание или оказывает услугу, воспитывая детей? Представьте себе ситуацию, когда повзрослевший ребенок говорит своим родителям, воспитывавшим его, переживавшим за него, любящим его: «Спасибо за все эти годы внимания! Вы оказали мне большую услугу!» А родители отвечают: «Да, теперь мы выполнили свой долг, вот тебе отдельная квартира, машина, живи сам по себе, как тебе вздумается». Звучит абсурдно, даже оскорбительно, но ведь именно подобную роль сегодня пытаются присвоить каждому учителю.

Педагоги – это тоже своего рода родители, а в чем-то и больше, чем родители. Многие из них воспринимают детей как своих родных, действительно переживают различные чувства, эмоции в процессе обучения и воспитания. Иначе это не воспитание, а бездушная передача знаний, чем в принципе и является оказание услуг.

Истинное воспитание, образование никак не могут быть связаны с какими-то корыстными мотивами, функциями обслуживания, поскольку первично здесь желание учителя (как наставника, сотрудника, носителя культуры, светодателя) в развитии ребенка как Личности, а вовсе не получение каких-то вознаграждений. Иначе – это не Педагог, а «холодный» передатчик знаний.

Сегодня взамен классическим и вечным формулируются новые цели и задачи образования. Например, такая – сформировать успешного и конкурентоспособного ученика. А для этого вооружить его, главным образом, предметными (а не этическими) знаниями, подготовить к поступлению в ВУЗ и последующему карьерному росту.

В качестве иллюстрации представляю выдержки из образовательных программ некоторых школ и газетных статей, которые можно озаглавить – "Современная школа – школа успеха».

«Здравствуйте, дети, здравствуйте, родители!»

«Генеральная цель деятельности нашей гимназии... ориентирована на создание условий, способствующих формированию всесторонне развитой конкурентоспособной личности».

«Школа участвовала в городской выставке "Образование. Карьера. Бизнес" и является победителем конкурса ''Лучшие школы России"в номинации "Школа успеха"».

«Большая часть родителей... удовлетворены качеством образовательных услуг, 90 % учащихся 5-11 классов удовлетворены своими учебными достижениями, 88% учащихся считают себя успешными в гимназии».

«Миссия гимназии – принятие факта ценности каждого ученика и поиск тех возможностей, в которых он наиболее успешен».

Цель ученического самоуправления – «адаптация молодого человека к жизни в изменяющихся условиях, воспитание успешной личности».

«Наша сверхзадача – помочь каждому жителю школьной планеты стать успешным».

«Впереди новый учебный год. Школьники познают много нового, а главное, получат первичные навыки менеджмента. Ребята получили возможность создания своих фирм, кампаний, АО, ООО, стать юными экономистами. Они попробуют силы в маркетинговой деятельности, обменяются своими успехами...»

Справедливости ради (и к счастью для себя) отметим, что пока еще встречается и совершенно иное целеполагание, например:

«Осознание цели и планирование своей деятельности, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, сотрудничество, ответственность».

«Облагораживание души и сердца (творение добрых дел, творчество), общественная деятельность, долг, ответственность, этическая культура, дисциплина труда».

Однако таких задач образования встречается вес меньше. Как говорит в связи с этим Ш.А. Амонашвили: «Реформация шкалы переходит в деформацию. Модернизация переходит в модничанье».

Успешность... Конкурентоспособность... А куда же делись вечные ценности, на которых должно строиться образование, – Истина, Добро, Красота, Справедливость. Толерантность? I

Куда исчезают из стратегических программ образования наши главные маяки – классики педагогики К.Д Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко. Л.Н. Толстой и др.? Неужели и они говорили об успешности и конкурентоспособности как основных целях образования? И здесь я привожу совершенно другие по смыслу высказывания.

«Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей идеалом которых будет – "хлеба и зрелищ". Есть, пить ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов» (В.И. Вернадский).

«Надо научить ребенка сначала чувствовал, себя частью маленького, доступного ему для охвата сознанием, уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, на котором он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров Земли как планеты, а отсюда уже переход к Солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу Вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающей весь безграничный Космос» (К.Н. Вентцель).

«...Всякая школа, позабывшая изречение Спасителя "Не о хлебе едином жив будеши", и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утонченна эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего начертания; она не приготавливает человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги. Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все практические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве» (К.Д. Ушинский).

«Наша... обязанность – всесторонне развивать личность каждого школьника, выявлять его дарования и Формировать способности к художественному творчеству для многогранной полноценной духовной жизни» «...Этот мир чрезвычайно многогранен, и его интеллектуальная основа не исчерпывается учебой, оценками. В чем же это богатство заключается? Прежде всего в общении детей и учителя с природой. Мир природы – богатейший источник эмоций, и именно благодаря непосредственному воздействию на чувства природа воздействует и на разум, она делает широким, ясным, светлым то оконце, сквозь которое ребенок глядит на мир. Познание красоты облагораживает сердце, ребенок становится красивым, как будто впервые видите перед собой детей, которых привыкли видеть в других условиях» (В.А. Сухомлинский).

«Единственная форма радостного детства – посильная трудовая нагрузка. Какое право мы имеем выделять для детей противоположные принципы счастья – безделье, потребление, беззаботность?» (А.С. Макаренко).