Материалы для педагогов и организаторов

к теме Дня Культуры в 2011 году

«Земля в мерцании космических миров» 

«Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса.
Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом.
И наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий.
Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческой сущностью
нужно искать ключи ко всем Тайнам Бытия, а следовательно, и разрешение многим проблемам жизни»
Рерих Е.И. Письма. 03.03.30 г.

Цель Дня Культуры 2011 – способствовать формированию:

  • космического сознания:
– через восприятие окружающего мира как единого целого, представление о человеке как неотъемлемой части мира, находящейся с ним в неразрывном единстве;
– через утверждение ценностно-нравственных основ взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром, ответственности за их последствия;
  • представлений о глобальных проблемах современности, о взаимосвязи глобальных и региональных проблем, роли и ответственности человека в их возникновении и разрешении.
К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Новая эпоха принесет, как завещано, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу. Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом. Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, - чему также будет способствовать и развитие движения Культуры.

«Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей идеалом которых будет – "хлеба и зрелищ". Есть, пить ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов»
В.И. Вернадский
«Надо научить ребенка сначала чувствовать, себя частью маленького, доступного ему для охвата сознанием, уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, на котором он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров Земли как планеты, а отсюда уже переход к Солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу Вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающей весь безграничный Космос»
К.Н. Вентцель
«...Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все практические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве»
К.Д. Ушинский

Мощнейшие социокультурные изменения второй половины XX и начала XXI в. привели к смене индустриальной цивилизации постиндустриальной (информационной). Сегодня безоглядная вера в человеческий разум, который все может благодаря достижениям науки и производства, сопровождается увеличивающимися техногенными и социогенными катастрофами. Они свидетельствуют об агрессивном наступлении человека на все живое и неживое, от которого страдает природа и больше всех сам человек, несущий разрушение другим, в том числе растущим поколениям. Степень опасностей жизнедеятельности человеческого рода на планете Земля настолько велика, что поиск спасения от всеобщей гибели требует кардинального изменения мировоззрения и мироотношения человека, требует поистине прорыва к новому мировидению, к новому пониманию места и роли человека в планетарной и космической эволюции.

Это космическое миропонимание, включает в себя признание человека составной частью Космоса, его разумной рефлексирующей частью. Эволюция человечества утверждает не только зависимость человека от Космоса, но подчеркивает и обратную зависимость Космоса от практической и интеллектуальной деятельности человечества. Понять то, что человек как Homo sapiens стал реальным в процессе длительного исторического развития живой материи, стал одним из мощных сознательно действующих факторов дальнейшей эволюции природы, – значит понять его роль, миссию и понять себя, свое предназначение на Земле.

Приведем некоторые идеи космического сознания, разработанные учеными:

      • целостный подход к изучению Мироздания, т.е. Космос рассматривается не только как астрономическое понятие, а во всем его энергетическом богатстве и многообразии состояний материи;
      •  человек – часть Космоса, несущая в себе этот Космос;
      •  взаимосвязь между космическими процессами и бытием человека;
      •  дух – одно из важнейших явлений, связывающих внутренний мир человека с глубинным Космосом;
      •  космическое мышление – это не только научная концепция, но и практическое преображение жизни и сознания человека;
      •  такая система познания будет теснейшим образом связана с нравственными и этическими моментами;
      •  космическое мышление содержит новый подход к исследованию проблем человека как космической структуры, в которой явление сознания составляет важнейшую эволюционную направленность.

Поиски путей в будущее ставят концептуальную задачу: приоткрыть завесу человеческой Вселенной и понять ее как естественную составную часть большой Вселенной, Макрокосмоса, Универсума. Для этого есть необходимые научные предпосылки, выросшие на нашей отечественной почве (исследования русских философов-космистов; известных ученых А.П. Павлова. Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и др.). Еще на рубеже XIX–XX веков в России произошла Духовная революция, в ходе которой стало активно формироваться новое мышление. Оно основывалось на космическом мировоззрении. В этом процессе участвовали и крупнейшие художники, музыканты, поэты: Ф.Тютчев, А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Ю.Балтрушайтис, К.Бальмонт, М.Цветаева, Вяч.Иванов, Д.Мережковский, А.Скрябин, Н.Рерих, М.Чюрлёнис, М.Врубель, К.Петров-Водкин, П.Филонов и другие.

Русский космизм как единое целое, единая система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, как эволюционизирующие формы науки, философии, религии, культуры – это идеи, открывающие перспективы реальных гармонических взаимоотношений природы и человека, а также людей между собой; это идея духовного синтеза наиболее значимых проблем современного человечества, проблем коэволюции. Настоящий этап эволюции человечества связан с его становлением как субъекта жизнедеятельности в космическом пространстве-времени, с практическим освоением Космоса. Каким являет себя человек на Земле, таков он и в Космосе. Экологическая проблема по сути является проблемой увеличивающегося разрыва человека и природы, нарастающей его бездуховности.

Возможные пути ее преодоления, духовно-нравственного возвышения человека были предложены русскими космистами задолго до мощнейших деструктивных последствий человеческого ума. Не случайным было их обращение к проблемам образования. Космисты – естественники и гуманитарии, философы и теософы – справедливо полагали, что реальное, не схоластичное и формальное, а связанное с жизнью, с человеком образование и обучение внесут свой неоценимый вклад в развитие всех областей познания и приведут страну и планету к расцвету. Вот как об этом писал Н.К.Рерих в 1921 г.:

Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.
Поверх всяких красот есть одна красота,
ведущая к познанию Космоса»

Сегодня в научной справочной литературе представлено немало определений понятия «космизм», из которых можно вывести ряд важных признаков:

      • особое мироощущение, мировоззрение, тесно связанное с наукой;
      • предполагает формирование новой научной картины мира;
      • Мироздание рассматривается как целостная система, частью которой выступает сам человек, влияющий на эту систему;
      • предполагается единство и взаимодействие всех составляющих;
      • Мироздание одухотворено;
      • имеет изначальное отношение к глубинной сути человека;
      • предполагает переосмысление богатейшего опыта человечества относительно связей человека и Вселенной;
      • подводит к новому переосмыслению древних космогонических мифов, религиозных доктрин происхождения мира, философских систем;
      • предполагает устремление мысли за пределы планеты;
      • подводит к развитию фундаментальных областей науки и появлению новых научных дисциплин;
      • выявляет синтез естественных, технических и гуманитарных наук;
      • предполагает активное изучение видимого Космоса и связанных с этим проблем, затрагивающих самые разные научные дисциплины;
      • проявился в таком явлении, как русский космизм, широко захватившем научно-философскую мысль, художественное и литературное творчество, религию.

Этому новому миропониманию должна соответствовать новая стратегия, новая концепция, новая парадигма отечественного образования. В перспективе – это универсумная парадигма, как необходимое подготовительное и переходное звено – ноосферная парадигма образования всех уровней.

Ноосфера – единственно возможный путь дальнейшего продолжения развития жизни на человеческой социальной стадии. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, – писал В.И. Вернадский. – В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более творческие возможности».

Как решить проблему спасительного взаимоотношения человека и природы? Как определить место человека во Вселенной? Как наилучшим образом открыть внутреннюю Вселенную человека, его микрокосм?

Решению этих вопросов в большой степени должно содействовать ноосферное образование, которое предполагает синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний (некогда распавшихся на рациональные и иррациональные, научные, философские, культурологические, религиозные), а также чувств, оценок, поступков индивида, способного преодолеть утилитаристские, прагматические интересы и возвыситься до духовности, нравственности. Такие фундаментальные понятия ноосферного образования, как активная эволюция, всеединство, ноосферное мышление, экологический императив, космическое чувство, ноосферная этика укажут путь поиска ответов на деструктивность массовой культуры, ассимилирующей личность, уводящей от постановки и решения вопросов о свободе и ответственности перед прошлым и будущим человечества.

 


 Использованные материалы:

Дудина М.Н. Природа и история: человек в космосе // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века / Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. В 3 т. Т.2. – М., Международный Центр Рерихов, 2004. – С.
Дудина М.Н. Идеи космизма в педагогике и образовании: экзистенциальный аспект проблемы
Иванов С.А. Агрессия антикультуры и формирование ноосферного мировоззрения личности в системе образования XXI века
Соколов В.Г. Космическое мышление в последней четверти XX – начале XXI века // Осознание культуры – залог обновления общества: Научный поиск в едином культурном пространстве /Материалы междунар. науч.-практич. конф. 2007. – Севастополь, 2007. – С. 224-228.
Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – М.: МЦР, 2005. – С. 5 – 41.
Эйнгорн Н.К. Ноосферное образование – путь в Новый Мир

 

Дополнительные материалы:

Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании // Перспективы и направления развития науки начала XXI века / Материалы 6-ой Международной научно-практической конференции. – Севастополь: СевНТУ, 2005. – С. 8–15.

Бессонова Т.Л. Идеи русского космизма и русская философская поэзия XX века

Демин В.Н. Русский космизм: от истоков – к взлету // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 1996. – № 6. – С. 3-18.

Недува А.А. Нарушение закономерностей космической эволюции человека как фактор формирования депрессии

Алексеева В.И. Гражданин мира Альберт Швейцер

Чирятьев М.Н. Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма

Алексеева В.И. Методический материал для проведения научно-просветительных мероприятий по теме: «К. Фламмарион и К.Циолковский»

​