Совершенствование личности как основа психопрофилактики

   

О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Где же поиски совершенства? – В любви, красоте и действии.

СТРЕМИТЬСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ – СТРЕМИТЬСЯ К КРАСОТЕ

Снова и снова вспомним истину: созерцая прекрасное, слушая прекрасное, мы улучшаемся. Вся культурная сокровищница в распоряжении человека познающего. Культура как совокупность достижений в различных областях человеческой деятельности – не мертвый груз накоплений, но живой организм, полный мощной психической энергии и, наряду с природой, дающий эту жизненную силу каждому, кто устремлен к познанию и совершенствованию.

Культура помогает человеку совершенствоваться, познавать мир и себя. Произведения искусства, шедевры литературы, научные труды и духовные учения всецело способствуют этому. Всматриваясь, вслушиваясь, вчитываясь – мы видим себя. Но для этого надо быть чутким и внимательным, иметь глаза и уши. Не забудем народную мудрость: «Какой прок в книге тому, кто не обладает собственным умом – разве зеркало в помощь слепому?». Добавим, обладать надо не только умом, но и достаточно развитым чувствознанием1.

Познать себя, природу, мир путем Прекрасного можно лишь при том условии, что познающий становится соавтором с художником, мыслителем – создателем произведения, если человек умеет наблюдать и быть при этом благодарным. Благодарность есть великий двигатель, есть средство ускорения пути к вершинам духа. Осознавая, с какой жертвенной любовью приносят мастера культуры людям свой труд и мастерство, свои жизненные наблюдения и понимая, какое это счастье – следить за мыслью гения и чувствовать, что ты становишься богаче, – можно ли остаться в душе неблагодарным к работе духа, поднимающего нас!

Признательность – одно из самых реальных по последствиям понятий, и тому, кто желает совершенствоваться, необходимо это учитывать. Будем помнить и поможем осознать молодому поколению, что благодарность (признательность) проявляется не столько в словах, сколько в поступках.

Думать о красоте жизни, смотреть на нее как на шлифовку лучшей жемчужины в ожерелье нашего духа2 – значит, продвигаться к вершинам.

ТРУД ЕСТЬ ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Согласно словарям, «совершенствоваться» – значит, становиться лучше; «совершенствовать» – возводить качественно на более высокую ступень.

В чем может совершенствоваться, улучшаться человек? Многие ответят на этот вопрос – в своем занятии, работе, профессии; кто-то скажет – хорошо выполнять свою роль матери, отца и в целом, семьянина. Для кого-то совершенствоваться – значит, хорошо выглядеть, красиво одеваться; но другой отметит, что стать лучше – это значит, стать добрее; кому-то важно стать спокойнее, владеть собой – так понимает он задачу самосовершенствования. И каждый по-своему прав.

Ближе к истине будет тот, для кого стать лучше, совершеннее – значит, больше узнать о мире, стать духовно богаче, устремившись к познанию. Благодаря такому устремлению, многие и многие проблемы из жизни уходят. Поэтому, мудрое наставление – «стремиться за пределы известного наверх…» – означает: пополнять качественно, духовно свои знания, и изменяться в соответствии с ними. Здесь – цель и смысл существования, и счастье человека. При этом важно, чтобы в этом наставлении было усвоено важнейшее нравственное правило: «…и помочь друг другу».

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное», – учили мудрые в древности. «Только моральный человек может быть счастливым», – утверждали они 3.

Этимология слова «совершенствование» указывает на действие – совершать, значит, делать. Причем, дело доводить до конца (гласят словари) – довести до лучшего качества, свершить.

Человек с детства должен знать, что главное его назначение – в бесконечном совершенствовании.

Устремленный к совершенствованию достигает в труде наилучшего качества, но это возможно лишь тогда, когда человек любит свою работу. Любя ее, он делает свое дело красиво. Так взаимосвязаны в жизни любовь, красота и действие – в этом заключаются три пути, которые приведут к совершенству.

Все, решительно все может быть исправлено, улучшено, усовершенствовано, не может быть такого труда, который бы не подлежал совершенствованию. Но для того, чтобы оно было успешным, нужно непрерывно учиться.

Труд ученика, и труд учителя – понятия, особенно взаимосвязанные. Эту тему необходимо обсуждать с учащимися, предоставляя им возможность дополнять качества ученика. По поводу труда учителя можно привести слова Л.Н.Толстого: «Совершенный учитель тот, кто соединяет в себе любовь к своему делу и к ученикам». Не забудем и другое крылатое выражение: «Учитель – не тот, кто учит, но тот, у кого учимся».

«НАС ВЕДУТ УЧИТЕЛЯ, И МЫ СТРЕМИМСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ В НАШЕМ ПОЧИТАНИИ УЧИТЕЛЯ»

Не только устремленность к знанию, прилежность и другие свойства личности ведут ученика, но, прежде всего, уважение и доверие к учителю. Если этого нет, создается масса проблем. И они возникают не только в процессе учебы в школе, но во всех сферах общественного взаимодействия. Не решенные на уровне школьного образования, эти проблемы будут и в дальнейшем множиться, пока в самом обществе не созреет понимание достоинства учителя.

Об уважительном отношении к учителю должны позаботиться и государство, и сами учителя. Высокое понятие Учителя, также как и Матери, должно быть осознано и ограждено от унижения. Так, любой культурный человек, научившийся чему-либо полезному у другого, не допустит унижения достоинства того, кто научил его добру.

Само слово «со-вершенствование», в соответствии с этимологией, означает «со-участие», т.е. общее участие в чем-нибудь, совместность (так же, как слово «сознание» – означает совместное знание4, или «совесть» – весть, ведать, знать – т.е. совместное познание – со своим высшим внутренним Я).

Без кого и без чего не может совершенствоваться человек? – Без учителя, без устремления и почитания Высшего начала.

Не может человек без обращения к высоким понятиям, к возвышенному стать лучше, достичь каких-либо высот в своем развитии, добиться достижений – об этом говорили во все времена выдающиеся люди. Человека формирует все великое, писал Гете. О необходимости Высшего начала в жизни мечтал А.Блок5, на это Высшее Начало как на жизненный принцип указывал Платон6; обособленность в сознании от Высшего мира может привести общество к вырождению – об этом писал известный педагог С. Гессен7.

Стремление человека к совершенствованию – естественное явление, и оно есть стремление к вершине, на что указывает само это слово «совершенствование», – стремиться вверх, в беспредельную высь – к Истокам, жизненным основам, к Вечности, к Началу начал. Тем самым, путь возвышенный предопределен человеку, но предназначен он тому, кто устремлен в духе – ведомому огнем сердца. Именно такое, сердечное устремление приведет человека к вершинам, к истинной свободе, к жизни вечной8. На холодном же зеркале разума ВЕЧНОСТЬ не сложишь, как не смог сложить это слово герой сказки Андерсена в снежном королевстве.

СТРЕМИТЬСЯ К ВЫСШЕМУ, БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОМУ, ЗНАЧИТ, УТОНЧАТЬСЯ

Без утончения нет продвижения. Умение тонко воспринимать окружающий мир, обостряя при этом и разум, и чувства, – одно из важнейших качеств, которые необходимо выработать в первую очередь. Известно, что грубость восприятий, бесчувственность приводят к грубости жизни, что задерживает развитие человека и в целом эволюцию9.

Развивать свое чувствознание, восприятие – значит, утончаться, и самым первым подходом к утончению восприятий будет развитие чуткости, внимательности, наблюдательности. Природа и произведения человеческого творчества предоставляют каждому познающему огромные возможности для утончения. Звук, цвет, аромат, форма – во всем этом множество нюансов и различий. Учиться разбираться в этих отличиях, находя все новые и новые оттенки, значит, далеко продвинуться по ступеням развития.

Утончение восприятия и воспитание чувств приведет человека к осознанию совершеннейшего из чувств – к Любви. Но, как справедливо отмечено, любовь без добрых дел мертва. Поэтому тем, кто желает идти путем совершенствования, можно посоветовать: надо действовать, причем действовать красиво и любя. Так действует человек культуры10 – тот, кто своими уси­лиями вносит вклад в мировую сокровищницу, и тот, кто способствует ее сохранению.

Важно также отметить следующее: стремиться к совершенствованию – это значит, действовать сознательно. Правильно понимая действительность, человек самостоятельно принимает решение, и оно становится непреложным – неизменно, в каждодневности, совершенствоваться шаг за шагом, укрепляя и воспитывая свою волю.

Нужно также сознавать еще одну особенность – постепенность этого процесса: уклад кристаллов, рост цветов указывают нам, как нарастает совершенство.

МЫСЛЬЮ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Научиться управлять собой, своими мыслями и воспитать в себе ответственность за них – значит, научиться призывать силы, таящиеся в глубине сознания. Именно так каждый человек может совершенствовать свои силы – признанием их.

Овладение мыслью заключается не только в ее углублении и сосредоточии. Надо отметить, что у некоторых людей бывает особенно развито рабство у своих мыслей. Поэтому так важно научиться освобождаться от тягостных размышлений и несвоевременных, ненужных мыслей. Надо помнить: ничто так не препятствует развитию, как тяжелые, неподвижные мысли. Контроль над мыслью обеспечит и ее очищение – чистой мыслью будет та, которая свободна от своекорыстия, направлена к Общему благу.

Немаловажно осознать значение в нашей жизни устремлений – желаний, помыслов, намерений. Дело в том, что человек своим устремлением к исканию истины и совершенствованию создает в себе своего рода магнит, который имеет свойство привлекать и внешние возможности.

Устремиться к усовершенствованию посредством труда и мышления и приложить к этому все старания – значит, обогатиться мощной жизнедательной силой, накопить психическую энергию. Такие превосходные накопления в будущем не исчезают, напротив, они становятся проводом к дальнейшему развитию и познаванию. Так закладываются основы гармонии жизни.

* * *

Пусть каждый помнит, что устремляясь к совершенствованию, он помогает не только себе, но действует и на Общее благо.

«Совершенство приносит большую радость», писал Томас Манн, а Сократ утверждал: «Я считаю, что нельзя лучше жить, кроме как стараться делаться лучше, и нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать и о котором свидетельствует моя совесть»11 .

Совершенствоваться никогда не поздно, гласит поговорка. Нет предела совершенствованию. Улучшаться же надо стремиться во всем. Но все же главное в работе над собой – подняться до самооценки нравственных качеств и стараться именно к их развитию. Это будет способствовать, в первую очередь, сотрудничеству, а оно открывает кратчайшие пути к совершенствованию.

Так взаимосвязаны в жизни понятия Человек в окружающем мире и Внутренний мир человека.

* * *

Стремясь к совершенству, мы развиваем свои лучшие качества и очищаемся от сора в нашем сознании. «Совершенство человека состоит в том, чтобы внимательно относиться к своим несовершенствам», – говорили великие.

О том, что мешает человеку в его процессе саморазвития – в следующей главе.

________________________________________________

1 Чувствознание есть сердечное постижение мира, так называемое прямое познание действительности – не умом, но сердцем – условно говоря, интуиция, или шестое чувство.Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Развитие чувствознания позволяет видеть сущность вещей. Чувствознанию способствует утончение в процессе развития личности.
2 Е.И. Рерих. Полное собрание писем. – Том3,–М.:МЦР,2001, с. 127.
3 Этика. Учебное пособие – Минск, 1995, с. 14.
4 Словарь по Этике/ под ред А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М: Политиздат, 1989, – с. 322.
5 Блок А. Собрание соч. В 6-ти т. – Л.: Худ. лит., 1980, - том 4, с. 113.
6 Платон. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000 (Антология гуманной педагогики) – с.26.
7 Гессен С.И. Основы педагогики. – М.: Школа–Пресс, 1995, с. 207, 210.
8 Коменский Я.А. – основоположник европейской научной педагогики – о подготовке человека к вечной жизни как о цели воспитания и развития человека – см. Российская Педагогическая энциклопедия. – М.: 1993, т. 1, с. 454.
9 Письма Елены Рерих. – Новосибирск. «Вико», 1992, – Том 1. - с.57 ( 3. 12. 30).
10 Человек культуры – не просто существует в рамках культуры... Человеку культуры «присущ инстинкт культуры», который и заставляет индивида творчески относиться и к социальным структурам бытия – Кругликов В.А. Образ «человека культуры» – М.: Наука, 1998. – с. 12.
11 Энциклопедия мысли. – Симферополь, Таврида, 1996, с. 507.