День Культуры 2004 г «Совершенство – цель земных путей»

Sovershenstvo
Традиционно, каждый год День Культуры проходит под своим девизом и посвящается определенному этико-эстетическому аспекту воспитательного процесса. Например, в 2002 году День Культуры был посвящен теме патриотического воспитания и проходил под девизом: «Родина в сиянии подвиги и Красоты». В юбилейный же для Санкт-Петербурга год - 2003 - предложенный девиз «Культура – врата в будущее» позволил по особенному отразить сущность великого города, являющегося одним из крупнейших культурных центров мира. В этом, к слову сказать, заключается еще одна особенность и задача Дня Культуры: используя неординарные подходы, вносить новой взгляд на привычное в педагогическом процессе, обнаруживать дополнительные возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Именно, благодаря подчас необычному воззрению на тот и иной аспект в деле воспитания, а также широким возможностям Дня Культуры, все большее количество педагогов откликается на эту форму сотрудничества и все ярче выявляется их творческий потенциал.

Оргкомитет по подготовке ежегодного Дня Культуры свою деятельность постоянно согласовывает с Комитетом по образованию. Поэтому, также во многом благодаря поддержке Комитета и Академии постдипломного педагогического образования, предложение общественности оказать посильную помощь в воспитании детей через проведение Дня Культуры нашло признание и широкую поддержку среди школьных педагогов и общественности. Так, при подготовке Дней Культуры не остаются в стороне и ведущие культурные организации Санкт-Петербурга. По итогам конкурсов многие школьники получали в качестве поощрения от крупнейших музеев города, а также от Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга и Государственной Филармонии приглашения на бесплатное посещение залов и концертов.

Znak_04
День Культуры-2004

В 2004 году День Культуры было предложено провести под девизом: «Совершенство – цель земных путей», исходя из того, что самосовершенствование личности, т.е. осознанная и целенаправленная работа человека по улучшению своих качеств и формированию культурности, – является лучшим средством психопрофилактики и способствует оздоровлению общества.

В этом году в различных мероприятиях, приуроченных ко Дню Культуры и ориентированных на развитие темы самосовершенствования, приняли участие более 200 школ города из 17 районов Санкт-Петербурга.

Необходимо отметить высокую организованность среди работников образования, их стремление к объединению усилий для решения общих вопросов воспитания детей в таких районах, как Адмиралтейский, Выборгский, Приморский, Центральный.

В большой степени, понимая важность предварительной  подготовки организаторов Дня Культуры, в научно-методическом центре Адмиралтейского района задолго до праздника был проведен семинар для заместителей директоров школ по воспитательной работе с участием членов оргкомитета, посвященный вопросу организации этого Дня.

По результатам проведенного городского конкурса сочинений Оргкомитетом совместно с Комитетом по образованию было отмечено дипломами, памятными значками и ценными подарками более 250 школьников. Награждение, торжественная часть и концерт были организованы при непосредственном участии гимназии № 116 и «Детско-юношеского центра технического творчества и досуга» Приморского района.

Надо отметить, что педагогический коллектив гимназии № 116 Приморского района во главе с ее директором Татьяной Аркадьевной Тесля с самого начала присоединился к движению Культуры и на протяжении всех последних лет являет яркие примеры неиссякаемого творчества и неутомимой, бескорыстной работы на общее благо. Кроме всего прочего, к каждому празднику педагоги совместно с учащимися осуществляют постановку оперы (иногда и не одной), что придает необыкновенный подъем и вносит торжественность в этот особенный День, настраивает участников праздника на возвышенное. В педколлективе убеждены, что именно правильной организацией воспитательной работы обусловлены те успехи в учебе, которыми отличаются учащиеся этой гимназии.

gimn116_2004

Shcool540-2004

День Культуры. Гимназия №116.         

День Культуры. Школа № 540.          

 

Умелое руководство таких школ как № 136 Калининского района, 351-й и 540-й Московского района, 38-й и 634-й школ Приморского района, 73-й «Ломоносовской» , 92-й гимназии, 457-й школы Выборгского района, 505-й гимназии Красносельского района и многих других общеобразовательных учебных заведений обеспечивает неизменный успех в организации такого непростого и важного дела, как культурное развитие юного поколения. И каждый коллектив отличается своим, индивидуальным подходом к организации Дня Культуры. Так, в школе № 354 Московского района, где на протяжении всех последних лет планируется и проводится День Культуры 15 апреля, нашли особую форму его организации: главное внеклассное мероприятие, посвященное Культуре, проводится в этот День не просто всей школой, но и совместно с родителями. Именно в этот День неизменно из года в год проводится общее родительское собрание, на котором звучат возвышенные слова и прекрасная музыка, проходят творческие встречи с интересными людьми, ведутся беседы о духовном.

По словам организаторов Дня Культуры, проводимого в школах города, этот труд, бесспорно, требует больших усилий, но такое творчество приносит и огромную радость. По наблюдениям же инициаторов этого праздника в школах города, в целом, его подготовка, несомненно, оказывает влияние на развитие и самих организаторов.

Приведем лишь некоторые примеры проявления педагогами творчества:

  • привлечение самих школьников к решению организационных вопросов (школа №136 Калининского р-на);
  • вовлечение родителей к участию в мероприятиях Дня Культуры (школа № 60 Выборгского р-на, школа № 354 Московского р-на);
  • практически во всех школах-участниках Дня Культуры проходили классные часы и беседы, посвященные теме самосовершенствования личности (например: «Невежество – причина всех бед», «Что такое нравственность?», «Человеческие ценности» - школа № 418 Кронштадтского р-на);
  • организация внутришкольных массовых мероприятий и конкурсов (конкурс плакатов: «Нет вредным привычкам», диспут среди 11 кл. «От собственного совершенства к совершенству мира» - школа № 351 Московского р-на);
  • согласованная организация тематических выставок в школьных библиотеках Пушкинского р-на;
  • такой необычный вид творческой работы, как постановка оперы силами учащихся под руководством педагогов (гимназия № 116 Приморского р-на);
  • образовательные учреждения отдаленных районов, таких, например, как Курортный, организовали выезд учащихся и родителей в музеи Санкт-Петербурга.

Свое творчество проявили, как и ожидалось, школьные БИБЛИОТЕКАРИ. Во многих школах и гимназиях Санкт-Петербурга были организованы выставки литературы.

День Культуры в этом году совпал с широко отмечаемым в первый раз в Санкт-Петербурге Международным Днем охраны памятников, и на это событие также откликнулись в школах города. И в связи с этим событием, в рамках Дня Культуры состоялось торжественное открытие выставки картин художника С. Люшиной-Хараламбус (Кипр) «Знаки беспредельности» в Государственном Музее детского творчества «Детский Эрмитаж», где также смогли побывать и открыть для себя много нового учащиеся наших школ. Это мероприятие было организовано при непосредственном участии СПб отделения Международной Лиги защиты Культуры.

Итоги творческих работ школьников на тему Дня Культуры 2004 года необходимо отметить особо - они превзошли все ожидания. «Стать лучше и совершеннее – что это значит?», «Для чего живет человек?» - на такие темы необходимо было ответить участникам конкурса. На рассмотрение было представлено 428 сочинений на заданные темы.

Подтверждая свой высокий профессиональный уровень, петербургские педагоги в совместном творчестве со школьниками, сумели уверенно провести границу между совершенствованием с точки зрения узкой специализации и широким его пониманием – как основы духовно-нравственного развития личности через познание окружающего мира, определение своего места и роли в нем, через осознание необходимости постоянной работы над собой.

В своих работах школьники, к немалому удивлению самих учителей и большой общей радости организаторов конкурса, явили высокие примеры Красоты и Культуры мышления - они смело и четко обозначили духовные ориентиры своего совершенствования, указав на необходимость нравственного и культурного развития общества в целом.

Сама по себе способность браться за решение мировоззренческих вопросов говорит о зрелости личности, которую представляет собой современный школьник – и такую способность проявили не только старшеклассники, но и подростки младшего возраста. Это заставляет взрослых о многом задуматься и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то - и в целом на юное поколение.

Время показало, что День Культуры как форма, объединяющая педагогов, школьников и их родителей в едином воспитательном процессе, обладает многими ценными свойствами среди которых: доступность участия всех желающих; свобода творчества в выборе форм участия; гибкость применения в различной обстановке. Именно поэтому трудно отразить весь тот широкий спектр мероприятий, посредством которых педагоги старались решить поставленные в рамках Дня Культуры задачи.

Остается надеяться, что стремление к единению в создании благоприятной воспитательной среды для наших детей получит в дальнейшем еще более широкое развитие, и культурная общественность России и других стран широко присоединится к движению Всемирного Дня Культуры, когда во всех школах и образовательных учреждениях одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творчестве и энтузиазме, об улучшении и украшении жизни.

Оргкомитет выражает благодарность всем руководителям системы образования Санкт-Петербурга, учителям, родителям, представителям общественности, откликнувшимся и поддержавшим призыв о проведении Дня Культуры в школах нашего города. Особой благодарности заслуживают педагоги, чей бескорыстный, в данном случае, труд был непосредственно направлен на духовное воспитание подрастающего поколения, на общее благо.

И самый сердечный привет и благодарность – детям, подросткам и юношам, юному поколению - нашим современникам и единомышленникам, вместе с нами остро переживающим трудные времена и своим трудом творчески преобразовывающим этот мир.