«Родина в сиянии подвига и красоты»

Методические рекомендации педагогам
для бесед по теме патриотического воспитания

Любовь к Родине одно из основных положений в педагогике, формирующих мировоззрение учащихся; принцип патриотизма – нравственная и содержательная основа построения жизни в обществе.

* * *

Человек у порога Нового Мира.
И в этот Новый Мир со старым сознанием не войти.

В последние годы жизнь нас заставила переосмыслить многое, пересмотреть заново всю систему фундаментальных понятий, этических ценностей, взглянуть на привычные представления по-новому. Становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования приводит общество к хаосу и деградации, и это ставит в необходимость обратить внимание на укрепление в сознании людей нравственных принципов.

Одним из таких важнейших положений, на которые опирается здание общественной жизни, является патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Органично переплетаясь с принципом гуманизма, лежащим в основе педагогической деятельности, патриотизм, как и другие моральные принципы, выражает выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся назначения человека, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Наряду с другими моральными принципами, принцип патриотизма, его действие, отображает состояние духовной культуры определенной страны или ее народа, а также каждого отдельного человека.

Как отмечают исследователи, историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимо условие, когда его развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории [1].

С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и общества.

Как социально-политический и нравственный принцип, патриотизм характеризует отношения людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине:

– в заботе об интересах страны и готовности ради нее к самопожертвованию;

– в гордости за социальные и культурные достижениями родной страны, а также в горечи за ее неудачи и беды;

– в сочувствии к страданиям народа и отрицательном отношении к порокам общества;

- в уважении к историческому прошлому Родины, бережном отношении к народной памяти, национальной культуре и традициям [2].

Родина, Народ, Природа – слова одного корня, так же как родной, родители, родник, прирожденный, порода ... Все это взаимосвязанные понятия, поскольку само слово и корень «род» уже означает нечто объединяющее, некое единство, единый источник.

Мало кто осознает, что человек не случайно рождается в определенном месте – сама Природа предопределяет его появление в данной стране. «Вы пришли сюда выполнить свой великий долг», сказано мудрыми о Родине и предназначении человека.

Неправильно будет считать, что любовь к Родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на Родине, но, тем не менее, любовь и устремление к ней не уменьшится. Любить Родину - значит помнить о ней и заботиться о ее достоинстве. Из этого не следует, что такой человек окажется чем-то связанным – он может любить все человечество, путешествовать по всему миру и жить в любой стране, но он будет знать, что служит Родине, и для нее он приложит свои лучшие силы.

Но такая задача будет трудна человеку, если в основание своей жизни он положит неверные ценности. Пословица: «Где хорошо, там и родина» - цинична. Сводить понятие Родины до ограниченно-обывательского понимания, снижая саму идею достоинства, значит опуститься до вульгарности, пошлого образа мышления и такого же образа жизни.

Умалять, отвергать и очернять свое родное - атрибут низкой культуры. Отказаться от Родины, от служения ей – значит потерять свое достоинство.

Без любви к Родине нет Культуры, и небрежение к Родине есть прежде всего некультурность.

Культура есть средоточие всех человеческих сокровищ; в самом же человеке духовным средоточием его культуры является сердце. Не зря говорится: «Культура умолкает там, где сердце немо». И только жестокосердный человек может сказать: не думай о Родине. Ничто не зажжет так огонь сердца, как любовь. Любовь есть сострадание, есть высшее проявление человеческих чувств, и оно предполагает бескорыстие и самоотдачу. Любовь зовет к творчеству, и человек свои лучшие творения несет и посвящает Родине.

Любить Родину, - писал наш знаменитый соотечественник Николай Константинович Рерих, – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество. Но чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Познавание же других стран снова приводит нас к мысли о Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам.

Действительно, уважая другие народы и изучая их культуру, человек лучше познает свою. Любое ограничение приводит лишь к узости мышления и неизбежной деградации.

Любовь к Родине, как и само священное понятие Любви, сокровенно, а о нем, свято хранимом и тайном, казалось бы, говорить не принято.

«Разве можно говорить о ней? Она - как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать...»

Так писал о Родине видный русский философ И.А. Ильин; он же продолжил:

«...Но о дарах ее; о том, что она дала нам, что открыла; о том, что делает нас русскими; о том, что есть душа нашей души; о своеобразии нашего духа и опыта; о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы - да будет сказано в благословении и тишине»[3].

Человек с детства должен знать свое, родное - исследовать, изучать, вникать и постигать - и черты характера своего народа, и все, что характерно для родной земли, ее особенность, ее самобытность. Близкое по духу и постигается легче. И тогда постигнутое может послужить не только для собственного духовного обогащения, но поможет расширить представление о разнообразии мира и многим людям из других стран.

Но постижение не будет полным без осознания Красоты. Помочь детям увидеть красоту родной природы, постичь прекрасные черты души своего народа и его духовное богатство... Увидеть красоту произведений творчества, созданных лучшими деятелями страны, - это значит заложить основы Культуры, дать нравственные ориентиры молодому поколению, и это значит - указать на красоту подвига.

«Жизнь бесталанна без героя», - говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины, самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм!

Пусть дети получат задание найти в энциклопедиях и справочниках, собрать в литературе и в жизни эти лучшие имена: от сказочных героев и героев преданий, до духовных водителей, правителей и просветителей, древних и современных подвижников науки и искусства - философов и ученых, художников, композиторов, деятелей искусства и науки, отметят имена самоотверженных общественных и религиозных деятелей, способствовавших расцвету отечественной мысли, развитию народного духа, внесших вклад в мировую Культуру.

Примечание.

Из Словаря по Этике: п о д в и г - поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Г е р о и з м - особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Г е р о й - отдельная личность или группа людей, или нация, которая берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудности задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг»... Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Это слово означает больше, чем движение вперед, – это бесконечная и неустанная работа на общее благо, и она имеет результатом громадный прогресс. Это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает не только движение, но и терпение, и знание [4].

«Жизнь героя ведет человечество», гласит мудрость.

Можно предложить детям самим составить Календарь памятных дат, где будут отмечены все светлые Дни великих подвигов - они, как цветы весенние, могут обновлять сознание.

«Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным - там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма» [5].

Умение видеть красоту научит терпимости и поможет определить м е р у проявления чувств именно в том случае, когда гордость и национальное достоинство рискуют переродиться в национализм.

Но, как отмечают мудрые, там, где сильна сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания – здоровый организм переварит все новое и даст свое выражение души своего народа.

Не только на Истории и Обществоведении, но сквозь все уроки может проходить тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре.

В каждом предметном цикле есть возможность обратить внимание учащихся на достижения своей Родины в данной конкретной науке или в данном виде искусства, отметить имена соотечественников.

Такие уроки, являя сплав Любви, Красоты и Знания, есть воспитывающее обучение.

_______________________________

1 Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: МЦР, 1996, с. 458-461.

2 Российская Педагогическая Энциклопедия. Том 2 – М.: 1999, с. 109 Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. Изд. 6-е. М.: 1989, с. 244.

3 Ильин И.А. О России. – Собр. соч. в 10 т. Том 6, кн. 2 - М.: Русск. книга, 1996, с. 8 - 9.

4 Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991, с. 353.

5 Письма Елены Рерих. – Новосибирск, Вико, 1992 – т. 1, с. 194.


Вопросы для бесед с учащимися:

1. Чем отличаются понятия “подвиг” и “риск ради собственного благополучия”?

2. Кто является антиподом героя?

3. Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу?

(любовь к тому, ради кого или ради чего совершается подвиг; ответственность; самоотверженность; стремление к справедливости и общему благу; честность; убежденность)

4. Из чего рождается мужество?

(- умение контролировать свои импульсивные порывы,

- способность действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке,

- преодоление чувства страха и неуверенности,

- умение мобилизовать все силы на достижение цели)

5. Какие качества формируют мужество?

(бесстрашие, терпение, решительность, целеустремленность, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность и т.п.)

 

Можно вынести на обсуждение с учащимися вопрос о том, как они поступят при различных опасностях.

При этом не следует требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений.

Такое соревнование в находчивости будет хорошим упражнением.

​