Пояснительный материал к смотру-конкурсу оформления тематических выставок

в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

ко Дню Культуры 2018 года

Каждая культура живет и развивается в конкретных смысловых рамках. Однако в переломные эпохи великих научных, художественных или философских сдвигов некоторые старые смыслы перестают соответствовать развивающемуся человеческому сознанию. И тогда сознание, а вместе с ним и культура, переходят на следующий эволюционный виток. Такой переход к новым смысловым категориям возможен за счет творческой активности отдельных индивидуумов, способных дать импульс новой культурной парадигме. Этот процесс нередко носит драматический характер, обусловленный инертностью человеческого мышления.

Противостояние устоявшимся догмам и авторитетам может быть настолько велико, что оно превращает жизнь новаторов в постоянную героическую борьбу. Исаак Ньютон в конце жизни писал, что молодые ученые должны понимать, либо они не должны излагать принципиально новые взгляды и идеи, либо вся их последующая жизнь уйдет на то, чтобы доказать свою правоту.

Таким образом, признание новых культурных смыслов проходит в условиях сильного сопротивления старых традиций. Поэтому творческих субъектов, усилиями которых складывается новая культура, с полным основанием можно назвать героями. Это связано с тем, что герой опережает свое время, и современникам сложно, а зачастую и просто невозможно понять его мысли. Однако такое опережение неизбежно и необходимо, ибо эволюционный подъем человечества на любой стадии предполагает носителя новых идей, свет которых освещает ступени эволюции.

Кроме того, создание культурных ценностей предопределяет необходимость их защиты от разрушения, и это также, безусловно, поле приложения сил героя. Н.К. Рерих отмечал, что «истинный герой есть и защитник Культуры»[1]. Иными словами, деятельность героической личности так или иначе связана с культурой. Ведь, по сути, любой истинный подвиг во всенародном масштабе действительно направлен на защиту культуры, и даже если герой защищает свой социум от опасности уничтожения, он защищает при этом и его культуру. «Защита Родины есть и оборона культуры, – писал Н.К. Рерих. – Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры»[2].

Н.К. Рерих считал культуру непреходящей основой развития общества, вечным, в отличие от временной и смертной цивилизации, устоем эволюционного развития любого народа.

Академик Л.В. Шапошникова, известный исследователь творчества семьи Рерихов, пишет: «Раз возникнув, или сложившись, Культура не умирает, ибо в ее основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают ее конкретные носители, ее материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки»[3].

Именно поэтому так важно сохранение культурных ценностей, которые создают энергетическое поле – фундамент цивилизации, формирующейся и развивающейся благодаря ему. Цивилизации возникают и гибнут, сменяя друг друга, но культура остается и пронизывает каждую из них на протяжении всего исторического процесса.

Следовательно, можно определить две основные функции героя по отношению к культуре – созидательную и защитную.

Исторические герои – философы, поэты, ученые станут создателями мировоззренческих идей, а герои-воины,политические и общественные деятелизащитниками культурных богатств.

Совмещение в одном человеке созидательной и защитной функции уникально. Примером такого совмещения может служить личность Н.К. Рериха. Он был творцом гениальных произведений искусства, одним из основателей нового космического мировоззрения[4], и одновременно он был защитником культуры. Пакт, названный его именем, – Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» – стал основой международно-правовой системы по охране культурного наследия.

Рассматривая культуру как мир смыслов, которые обновляются в определенные исторические периоды, важно понимать, что возникающие новые смыслы рождаются не на пустом месте, а опираясь на вечные, нетленные составляющие культуры.

Таким образом, жизнеспособность социума обеспечивается механизмом культурной преемственности. Но, в свою очередь, сам этот механизм может работать только тогда, когда культурные ценности напитывают пространство своей энергетикой. Именно поэтому их защите и был посвящен упомянутый Пакт Рериха, который связал воедино Прошлое, Настоящее и Будущее, протянув единую нить культурной преемственности. Н.К. Рерих настаивал на том, что без защиты культуры прошлого у человечества может не оказаться будущего.

Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира – на белом фоне три амарантовые сферы в окружности – знак культурной преемственности времен (прошлое, настоящее и будущее) в круге вечности и знак взаимосвязи искусства, науки и философии в круге культуры. И не случайно знак Знамени Мира можно встретить на картинах Н.К. Рериха, посвященных героическим личностям: «Святой Сергий Радонежский», «Жанна д’Арк», «Бхагаван»[5], «Ярослав Мудрый», «Александр Невский» и других. Это отличительный знак тех, кто в прошлом слагал и защищал непреходящие культурные ценности, которые будут служить краеугольными камнями культуры в будущие века, и не только одного какого-то народа, но и всего человечества. «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры, – писал Н.К. Рерих. – Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами» [6].

      

Уникальное явление совмещения в одном человеке созидательной и защитной функции можно также обнаружить в жизни и подвижнической деятельности других выдающихся людей современности и времен прошлого. Так, героическими личностями были многие просветители, подвижники культуры, работавшие в самых разных областях человеческой деятельности – в науке, искусстве, это были и религиозные мыслители.

Биографии наших соотечественников – П.А. Флоренского, Н.И. Вавилова могут быть таким примером героизма, так же как подвиг итальянского героя эпохи Возрождения – Дж. Бруно, отдавшего свою жизнь во имя прогресса науки. Среди художников, музыкантов, деятелей сферы искусства также есть много примеров самоотверженных, целеустремленных героических личностей.

Именно, благодаря деятельности героев осуществляется необходимая связь времен. Они не просто созидают новые смыслы, они творят их на основе вечных ценностей культуры, т.е. обеспечивают механизм культурной преемственности. Ведь любая философская или научная концепция строится на основе лучших достижений предыдущих эпох, и таким образом, непреходящие элементы в новых условиях обретают свой новый смысл.

Культура и героизм – явления глубоко и тесно взаимосвязанные. Герои – это великие творцы и мужественные защитники культуры, созидающие и охраняющие ее непреходящие смыслы. Но в тоже время, как часть этой культуры, их творчество, а зачастую и жизнь, сами нуждаются в защите.

Защитив своих героев, мы тем самым во многом защитим и саму культуру.

------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Рерих Н.К. Знамя Мира / Н.К. Рерих; [ред.-сост. О.Н. Звонарева]. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 170.

[2] Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне / Н.К. Рерих. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994.– C. 15.

[3] Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры / Л.В. Шапошникова // Защитим культуру: Материалы междунар. обществ.-науч. конф. (1995). – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – С. 81.

 [4] Космическое мировоззрение, или космизм, начало формироваться в результате Духовной революции в России в конце XIX – века начале ХХ века как новый (по отношению к мифологическому, религиозному и научному), четвертый вид мышления. В резолюции международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (Москва, октябрь 2003 г.), в работе которой приняли участие свыше 900 человек, отмечается: «Характерной особенностью нового космического мышления стал синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства. Космическое мышление пронизывает и охватывает все области деятельности человека, особенно творческие, открывая новые возможности разным формам познания, в том числе считавшимся вненаучными».

[5] Картина «Бхагаван» посвящена выдающемуся индийскому философу и подвижнику XIX века Рамакришне (Гададхару Чаттерджи).

[6] Рерих Н.К. Душа народов / Н.К. Рерих. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 73.

 

Использованные материалы:

Соколова Б.Ю. «Герой как создатель и защитник культуры»