Путь Культуры лежит через сердце

Формирование культуры чувств и воспитание сердца в семье и школе

(Методическое пособие в помощь педагогам и организаторам школьного Дня Культуры-2008)

​ 



 В СЕМЬЕ - НАЧАЛО СЕРДЕЧНОГО ВОСПИТАНИЯ

«Родители являются первыми педагогами», – указано в Законе об Образовании (статья 18).

Современным родителям полезно задуматься над вопросами, которые, хотя и были заданы давно, но все еще актуальны:

«Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обстановка? Есть ли возможность серьезных устремлений среди быта современности? Есть ли что-то ведущее и восхищающее в трудной домашней обстанов-ке?.. Кто прокурил дом свой? Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодежью?

Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу? Где начинается рас-садник осуждения? Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного?»

Сердечное воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста. Если с первых лет в семье ус-танавливается доброжелательство как принцип взаимоотношений, а труд как единственная основа жизни, как самосовершенствование – это значительно облегчит и ускорит процесс развития личности. Причем труд не для эгоистических целей, но на пользу общую, как это было принято в лучших семьях, из которых в дальнейшем вышли многие выдающиеся люди.

Воспитание любви к Прекрасному

Наряду с развитием памяти, – что является немаловажным на пути воспитания Сердца, – человеку нужно учиться способности видеть Прекрасное. Пусть внимательность и наблюдательность растут с малых лет. И пусть эти упражнения будут не только на специальных занятиях, но и в быту, в домашней обстановке.

Древнее изречение, образно и ярко формулирующее закон: «Не учащий сына своего художеству, го-товит из него грабителя на большой дороге», – не должно быть забыто.

Пусть родители, приобщая детей к Искусству, сами помнят о животворном его воздействии, и не забывают о собственном развитии.

Необходимо украшать жизнь. Но украшать надо не только Банки, Дворцы и собственные дома, но и Школы, и Библиотеки должны быть прекрасны! В наше время приходится напоминать и об этом – подав-ляющее большинство из них сегодня находится далеко не в лучшем состоянии. И как справедливо когда-то отмечалось, должны быть прекрасны и тюрьмы – тогда больше не будет тюрем, поскольку не будет и преступлений.

Через Искусство имеете Свет, – наставляли мудрые.

* * *

Что родителям необходимо, прежде всего? – В семье стремиться быть примером. Как много значит атмосфера, в которой живет ребенок! И при этом – нелицемерная. Чаще всего, получается так, что родители ограничиваются лишь поиском средств на оплату обучения своих детей, но при этом сами они, взрослые, не обращают внимания на собственное поведение. От того, какие ценностные ориентиры усваиваются детьми в семье, во много зависит результат воспитания. Поэтому родителям так важно осознать свою ответственность – и перед детьми, и перед обществом – за свой образ жизни. Необходимо понимание значения самообразования и большая просветительская работа в этом направлении – по осознанию Основ Жизни.

Если такое понимание есть, и перед детьми, подростками ставятся вопросы о смысле жизни и о само-совершенствовании, то результаты воспитания получаются соответствующими. Когда юноша в пятнадцати-летнем возрасте на вопрос: «Для чего живет человек?» – отвечает в поэтической форме, перечисляя среди много прочего, главное:

«Ну, а может, жить – это творить:
Музыку душою сочинить
Или сердцем холст нарисовать,
Иль законы мирозданья открывать?
Для чего живет на свете человек?
Для чего свой коротает век?
– Чтобы в бесконечности небес
Разум, данный свыше, не исчез,
Чтобы чувства не пропали, не ушли,
Чтобы в вечность, как песок, не утекли…»

– то в этом видна немалая работа педагогов и родителей . И можно ли себе представить, чтобы ребе-нок, к воспитанию и образованию которого подходят, прежде всего, со стороны духовности, огорчал бы девиантным поведением?

Век просвещенного материнства

Чувство любви материнской признается всеми народами как самая высокая любовь – после любви к наивысшему, к Богу.

Некоторое время назад общественностью, передовой частью интеллигенции, была организована акция – общероссийский марафон «Дни просвещенного материнства». Ниже приводится часть из текста Обращения, составленного его участниками.

«Настоящая мать учит своих детей любить Жизнь, Солнце, Звезды, мечтать о счастье, быть верным в дружбе и любви, быть честным и благородным. Именно через любовь матери дети впитывают любовь к Земле, людям, животным, ко всей природе.

Неизмеримо велика роль матери, женщины в воспитании достойного человека. Женщина-мать своим примером влияет на формирующееся сознание ребенка. Воспитание в духе гуманизма, нравственности, культуры – это начало борьбы за мир, ненасилие и человечность. Именно воспитание и образование способны изменить мир к лучшему».

Роль женщины в семье и в целом в жизни в наше время значительно возросла. Это связано с тем, что стремительно меняются космические условия, в которых находится наша планета и люди, обитающие на ней. И для того, чтобы выжить, человечество должно идти по пути утончения сердца. Сердце женское, ее психический аппарат, как утверждается во многих источниках, более совершенен, он утонченнее мужского , и в связи с этим, значимость женщины в духовном плане, ее интеллектуальное и нравственное развитие, все больше возрастает в жизни общества. В связи с этим, и в семье, и в школе особенно важно уделять внимание образованию девочек, их духовно-нравственному воспитанию.