Путь Культуры лежит через сердце

Формирование культуры чувств и воспитание сердца в семье и школе

(Методическое пособие в помощь педагогам и организаторам школьного Дня Культуры-2008)

​ 



 ДЕТИ и СЕРДЦЕ

Существует крылатое выражение: «Дети думают сердцем». Действительно, взрослым важно помнить о том, что дети живут именно сердцем, чувствами. Эта особенность должна быть принята во внимание как учителя, так и родителей, всех воспитателей и педагогов. Через эту характеристику во многом можно приблизиться к пониманию значения детства.

Ребенок воспринимает своего воспитателя, педагога, особенно первого, именно так: принимает или не принимает душой, сердцем – другого у него измерителя нет. Действительно, сердце есть мерило. И с этой точки зрения, можно считать, что «дети – это большие люди», как выразился выдающийся педагог современности М. Щетинин, а взрослый – это «уменьшившийся до социальной функции, как бы минимизированный, человек, который со щемящей тоской вспоминает свою огромность, утраченную в детстве у оставленных синих гор». Если подходить к пониманию детства с этих позиций, то вполне справедливыми можно признать и такие слова: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, открытие которой составляет гордость позднейших лет» (Дж.Рёскин). Истину можно постичь только сердцем.

На каком другом языке можно разговаривать с детьми, если не на языке сердца?

И все же, что люди знают о детях? Ребенок, его душа – величайшая тайна. Der Ander neben Dir… – Другой рядом с тобой…Он рядом, но мир его непостижим. И то, что написано философами и выдающимися писателями на эту тему, еще так мало осмысленно!

Тема природы Детства еще не стала главной при изучении и обсуждении вопросов, связанных с дет-ством, где все, как правило, сводится лишь к социальным проблемам, хотя и об этом поднимать вопросы крайне важно и необходимо. О социальной ответственности – по принципу: ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ – нужно и важно говорить и писать, создавать и показывать фильмы, вести теле- и радиопередачи и т.п. И при этом необходимо помнить, что будущее, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей.

И еще важно помнить, что особую ответственность за детей несет Художник. В самом широком смысле – это не только живописец или музыкант, актер или поэт: среди тех, кто творит по законам красоты – и школьные учителя, и преподаватели. И в этом есть большое счастье – в радости творчества. Но известно, что «кому много дано, с того и спрос большой». А художнику дано быть «проводником в иные миры», как об этом писал П.Д. Успенский: искусство открывает нам тайны иного мира, оно, оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и с пробуждающимися интуициями, совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, а сразу выводит человека в широкий мир многих измерений. И в этом – особая ответственность тех, кто имеет отношение к искусству.

«Веду дитя» – так переводится слово «педагогика». Но, в общем понимании, педагогика – не только наука, это и совокупность приемов воздействия. Искусство воздействует своим, особым образом, и оно тоже, как и наука педагогика, «ведет дитя». В этом заключается его огромная ответственность перед обществом, перед детьми.

Древние виды искусства – музыки, слова, мимики, танца, объединившиеся в дальнейшем в театре, в наши дни сконцентрировались в таких синтезированных видах искусства, как кино и телевидение. В какие миры ведет это искусство? Художник, который творит в этой сфере – ощущает ли он ответственность за свое творчество перед поколениями?

Обществу важно научиться видеть за привычным, на первый взгляд обычным, понятием «дети» сами Основы Жизни. Постигая это, люди могут приблизиться к разгадке великой тайны Бытия: что есть сам Человек?