Путь Культуры лежит через сердце

Формирование культуры чувств и воспитание сердца в семье и школе

(Методическое пособие в помощь педагогам и организаторам школьного Дня Культуры-2008)

​ 



Путь Культуры лежит через сердце: Формирование культуры чувств и воспитание сердца в семье и школе / Методическое пособие в помощь педагогам и организаторам ежегодного школьного Дня Культуры / Автор-составитель Л.И. Уварова. – СПб: НП «Невский проект», 2008. - 32 с.

 Obl_serdce


Рецензент: Никитина Н.Н., доктор пед. наук, профессор.

 

Вопросы, связанные с пониманием значения Сердца, так же как и Культуры, просты и сложны одновременно. Просты – потому что легко и радостно говорить и писать о самом лучшем, что есть у людей. Сложность же заключается в том, что сегодня даже в малой степени не осознанны и не определены проблемы постижения духовной сущности Сердца и его тесной связи с основами Культуры. Сердце рассматривается здесь как духовный аспект сознания; развитие и совершенствование сердца – как нравственное становление и самосовершенствование человека.
Данная работа является попыткой обобщения доступного читателю материала с целью обратить внимание общественности на срочность и необходимость просветительской, воспитательной и исследовательской работы в этом направлении.

© Уварова Л.И.

© НП «Невский проект»

 

ВВЕДЕНИЕ

О том, что вопросы Культуры и тема Сердца тесно связаны между собой, пойдет речь на страницах этого пособия.

Почему так важно сегодня ставить вопрос о сердце, рассматривая проблемы культуры и образования?

Этому обязывает само положение вещей, сложившееся в наше время, когда ежедневные репортажи из разных уголков мира неизменно содержат тревожные сообщения об актах терроризма, войнах, насилии и других явлениях, характеризующих нашу современность. Причиной происходящего является пренебрежение принципами Культуры. Иначе говоря, мирное строительство и сосуществование народов может упрочиться лишь на культурном взаимообмене и взаимопонимании, сердечном, дружественном отношении. Являющиеся антиподом всему этому войны, терроризм и уничтожение культурных ценностей – основываются на невежестве, жестокости и бессердечии. Жестокость есть ненормальное, акультурное состояние сердца, и справедливо было когда-то отмечено: «Культура умолкает там, где сердце немо».

Сегодня наше общество вплотную подошло к тому состоянию, когда единственным спасением от де-виаций является осознание значения Культуры в жизни человечества и в самом существовании планеты.

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры. Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и признанию ее основополагающей роли в развитии общества. Именно от степени понимания культуры, отмечают ученые-социологи, зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества1 . В этом заключается особенность нашего времени.

Почему еще нужно ставить вопрос о Сердце и Культуре, об их неразрывной взаимосвязи, увязывая эти два фундаментальных понятия, понимая каждое из них как непреходящую ценность?

К сожалению, приходится констатировать, что в повседневной жизни – несмотря на то, что мы живем в «цивилизованном» обществе, где люди часто внешне вежливы, но, по сути, равнодушны к другим – каждый человек постоянно сталкивается с таким явлением, как бездушие, а подчас и с бессердечием. Бесчувственность стала характерной чертой нашего общества. И это не проходит для людей бесследно. Взрослый человек, как правило, ощущает это на своем здоровье; у ребенка же, при частых контактах с этими явлениями, возникает опасность укрепления в процессе формирования его личности негативных черт характера – агрессивности и раздражительности (как реакции на невнимательное, бездушное отношение общества). Приводит это и к унынию и необщительности, а также и к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению. Возникает замкнутый круг: человек, став взрослым, проявляет эти свойства личности во взаимодействии с окружающими, в том числе с детьми; все это отражается на взаимоотношении людей, их самочувствии, работоспособности и т.п. Так сеются зерна зла. Становится очевидным, что вместо того, чтобы собирать этот урожай, лучше такие семена не сеять. Следовательно, необходима большая работа по направлению личности к самосовершенствованию, к осознанию культурных ценностей.

Так взаимосвязаны Общество, Человек с его отношением к миру и Культура как регулятор человече-ских отношений, как способ выживания.

* * *

Вопросы, связанные с пониманием значения Сердца, так же как и Культуры, просты и сложны одновременно. Просты – потому что легко и радостно говорить и писать о самом лучшем, что есть у людей. Сложность же заключается в том, что сегодня даже в малой степени не осознанны и не определены проблемы постижения духовной сущности Сердца и его тесной связи с основами Культуры. Поэтому данная работа является попыткой обобщения доступного читателю материала с целью обратить внимание общественности на срочность и необходимость просветительской, воспитательной и исследовательской работы в этом направлении.

_________________________________

1 Попов Е.А. Культурология и современная социология / СОЦИС, 2006, № 12. – С.65.