«Прекрасное есть щит от зла»

(пояснительный материал к теме Дня Культуры – 2016)

Дополнительные материалы

Различать добро и зло – высшая мудрость

Современные кризисные международные отношения и те глобальные проблемы, с которыми человечество ежедневно сталкивается и которые продолжают все более углубляться, настойчиво требуют решения. Переживаемое нами время по всем признакам можно определить как время, когда рушится старый мир и зарождается Новый.

Передовой части общества уже давно стало ясно, что кризисные явления, охватившие человечество, сводятся в конечном итоге к кризису мировоззрения людей. Для каждого, кто умеет мыслить, кто способен устанавливать причинно-следственные связи, становится все более очевидно, что именно игнорирование человечеством знаний о духовной основе развития общества и приводит к многочисленным неизбежным социальным потрясениям и катастрофам.

Как уже ранее отмечалось, к преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как всевмещающий принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Сегодня злоба корысти, невежества и неверия в добро как нравственной основы мирного строительства заполняет сознание многих людей. Такая злоба самая бесчеловечная, так как она противодействует сущности бытия и эволюции человечества. Она сама себя раздражает и в своей агрессивности пытается уничтожить все благие возможности. Может создаться впечатление, что зло господствует во всем мире. Потому так важно всем нам разобраться в сущности понятий добра и зла и, объединившись на добрых началах, активно противостоять злу, которое, в принципе, не способно окончательно победить и остановить эволюцию человечества, но при определенной пассивности людей может принести множество бедствий и значительно задержать развитие общества.

Во всех Учениях древности можно увидеть утверждение действенного противления злу. К примеру, известный мудрец Востока, законодатель Конфуций говорил: «За добро – добро, а за зло по справедливости». Но тогда встает главный вопрос: что есть зло и что есть добро? Распознавание добра и зла, а также осознание того, что никакое зло не может вести к добру, откроют реальные и понятные возможности решения основных проблем человечества, что, однако, не означает легкость этих путей.

На протяжении всей истории человечества можно наблюдать стремление к определению нравственных ориентиров на пути к гармонии бытия, попытки объяснить наличие зла в мире и, по возможности, ограничить его проявления в жизни людей. Это свидетельствует о том, что добро и зло являются основополагающими категориями человеческого бытия.

И, несмотря на то, что понимание данной проблемы у разных мыслителей прошлого часто было различно, можно, опираясь на целеполагание, обозначить основные признаки добра и зла.

Каждое из проявлений добра и зла содержит в себе сочетание побуждения (мотива) и действия. Зарождение мотива действия, в свою очередь, согласуется с целеполаганием и с системой жизнеопределяющих ценностей.

Если в отживающую эпоху было допустимо бессознательное прозябание, то в наступающую необходимо сознательное существование. Не может вечно продолжаться такое положение, когда человек живет, не зная цели и смысла жизни. Он должен познать, наконец, основы Бытия, законы высшего духовного мира, законы космические.

«Смысл эволюции всего живого заключается в восхождении от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к совершенному»[1].

Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

В непрерывном процессе эволюции нет горизонтальных площадок, и все элементы эволюции либо продвигаются по пути приближения к ее целям, либо низвергаются в разложение.

И если совершенствование человека, т.е. воспитание Человека Культуры принять за высшее Благо и главную цель человечества, то все явления, решения и действия людей, направленные на достижение этой цели, будет добром, а то, что препятствует этому – злом, разложением.

Приложение 1: Воспитание Человека Культуры

 

При этом важно учитывать два момента. Во-первых, существование смысловых различий в употреблении слова «добро», которое можно выразить как осознание добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе», в первом случае – это хорошее, т.е. приятное и утилитарно полезное для данного субъекта, а значит, ценное ради чего-то другого в сложившихся обстоятельствах. Во втором случае – есть абсолютное проявление добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели. Добро в этом втором, абсолютном, значении – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к Идеалу.

К лучшим страницам русской этической мысли начала XX века можно отнести обоснование объективности и всеобщности нравственного закона добра русским философом Трубецким Е.Н. – глава «Нравственность и эволюция» в его работе «Энциклопедия права».

Е.Н. Трубецкой утверждал: «Вера в объективный, незыблемый закон добра, существующий независимо от наших несовершенных понятий о добре, составляет необходимое предположение нравственности». (Подробнее...)

Об этом же говорят и все мировые религии, и гуманистические философские системы.

«Добро и зло обозначают не просто свобода поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом – в конечном счете, с идеалом. Так учат большинство религиозных нравственных учений: добро представляет собой путь к абсолютному добру – к Божеству, зло же есть отпадение от божества. <...> Перед человеком стоит задача конечного выбора не между абсолютами добра и зла, но между добром, которое потенциально абсолютно, тяготеет к Богу, и злом, которое всегда относительно»[2].

«За разговорами об "абсолютном зле" может скрываться и нежелание или неспособность понять, что действительный источник зла находится в самом человеке...»[3].

 

Интересны и научные исследования этого вопроса современных ученых, подтверждающие, что духовно-нравственные качества человека являются теми ценностями-мотиваторами, которые дают возможность «действовать в соответствии с его высшей (категориальной) человеческой назначенностью» (приложение 2).

 

Многочисленные ошибки человечества происходят от неспособности распознать сущность добрых и дурных проявлений. Этому способствует массовое распространение лжи и лицемерия в человеческих отношениях, а также невежество и узость мышления, ограниченные лишь частными сиюминутными интересами и не способные вместить общечеловеческие цели и задачи. И, как следствие, многое хорошее и полезное расценивается не как важное и насущное, а как второстепенное, неперспективное с утилитарной точки зрения. Человек, не отличающий малое от большого, ничтожное от великого, не сможет отличить истину от лжи, добро от зла и разложения. В этом случае только сердце способно определить истинную сущность побуждений и действий. Неразрывно с добром стоит Учение Сердца (приложение 3). Сердце представляет собой средоточие и менее всего эгоцентричность. Не самость живет в сердце, но общечеловечность. Только рассудок может окутывать сердце паутиной эгоцентричности. Чистота сердца утверждает стремление творить всё во благо, открывая новые возможности, и тогда мысль о пользе сопровождает каждый поступок. Добросердечность является иммунитетом против равнодушия, которое неизбежно приводит к эгоизму, а далее к злу. Именно развитому сердцу будет соответствовать расширенное сознание.

Однако следует понимать, что добром является только те проявления добра, которые совершаются там, где в нем нуждаются. Не будут добрыми бессознательные действия налево и направо без разбора. Доброта без справедливости способствует разложению.

Наряду с добролюбием должна быть воспитана нетерпимость к злу. Одно добролюбие без нетерпимости к злу не будет действенно. Нетерпимость к злу есть очень действенное качество, оно является побуждением против зла. Там, где рассудок не сможет уверенно отличить зло, там, где найдутся множества рассуждений, в которых скроется сущность явления – там сердечное чувство нетерпимости к злу не ошибется. Этот сердечный знак нельзя будет не заметить и не оказать противление злу.

Как можно распознать зло? Конечно, оно, прежде всего, – разрушение. Но ведь не будет разрушением замена ветхого дома новым и лучшим. Значит, в данном случае, разрушение можно рассматривать как разложение, приводящее к аморфному состоянию безразличия или к злодеянию.

В процессе истории можно наблюдать, что с развитием цивилизации возникают новые методы и технологии деструктивного воздействия на сознание людей с целью их порабощения. Проявление зла против человечности приспосабливается к новым условиям, становится замаскированнее и опаснее. Поэтому требуется особая бдительность для распознавания мнимого добра, под маской которого часто прячется злонамерение.

В каждом отдельном случае для людей выбор между добром и злом является личностным выбором, в основе которого лежит мотивация, напрямую связанная с ценностными ориентирами, в которой человек видит смысл своего существования. Нельзя не учитывать, что в современном мире в значительной степени общественное сознание формируют средства массовой информации. Именно СМИ способствуют стиранию грани между добром и злом, зачастую подменяя их, навязывая оценку того или иного события. В этом заключается одна из уловок зла, чтобы смешать несовместимые для эволюции понятия и создать впечатление возможности сочетания нравственного и безнравственного, предлагая полную толерантность ко всему окружающему.

Но если рассмотреть это, культивируемое СМИ, понятие толерантности, то можно увидеть, что данный термин пришел в социальную сферу из биологии и медицины, где он связан с понятием иммунитет и обозначает: снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма. То есть постепенное развитие неспособности организма сопротивляться инородному воздействию.

Не пора ли уже сегодня задуматься об истинных ценностях и подмене понятий, осознать натиск соблазнов, воздействующих на чувственность человека всевозможными видами зла в красивом обличье? А ведь все это делается руками людей и, следовательно, ответственность за творимое зло и несопротивление ему лежит на всех нас.

Остается неосознанной простая древняя истина: зло может быть искореняемо лишь добром. У людей добрые намерения часто остаются в бездействии, потому что они не могут вообразить, как добро может вытеснить зло. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало, и самым значительным отличием его от зла является отсутствие жестокости, выгоды, самомнения и самости. Совершение благородного, великодушного, мужественного, доброжелательного, т.е. гуманного поступка, будет проявлением добра, так как, с одной стороны, это способствует утверждению нравственных качеств у того, кто совершил данный поступок, а с другой стороны, этот добрый поступок расширяет поле добра.

И главным критерием добра будет стремление к Красоте и Общему Благу. (Приложение 4)

 

Прекрасное есть щит от зла

Как было сказано выше, добро является абсолютным мировым началом, обеспечивающим продвижение человечества по ступеням эволюции, а зло есть результат ошибочных или порочных действий человека, которые затрудняют его духовное развитие или вовсе способствуют его морально-нравственному разложению относительно уже достигнутого уровня.

И если в основании эволюции лежит усовершенствование, то и задача человека в связи с этим – подняться в своем самосознании до оценки своих нравственных качеств, освободиться от ненужных поступков и действий, сопровождающих человека в каждодневности и ограничивающих его духовный рост. В основе всех отклонений от добра лежат отрицательные человеческие качества, вредные привычки, продиктованные эгоизмом-самостью. До той поры, пока человек не осознал этого и не избавился от столь вредного груза, он находится на низшей ступени эволюции – «животный человек есть совокупность привычек».

К отрицательным человеческим качествам, часто проявляющимся в отношениях между людьми, можно отнести обидчивость, лень, опасение, раздражительность, нечестность, многословие, несдержанность. Все они, так же как и корыстолюбие, грубость, сквернословие должны быть порицаемы, и в первую очередь необходимо искоренить допотопные привычки – курение, пристрастие к вину, еде, а также пересуды и сплетни, обороты мелких, ненужных дел, осуждение и гнев. Особо надо сказать о вреде лжи. Разновидности ее – лицемерие, лукавство, обман, притворство, фальшь. Люди справедливо сравнивают безнравственное поведение с грязью, сталкиваясь с этим явлением в жизни. Так, в наши дни широко распространено выражение «грязные технологии». Свою нечистоплотность ложь, чаще всего, искусно прикрывает разноцветными одеждами и всевозможными масками.

Можно ли совместить проявления вышеперечисленных человеческих качеств с совершенствованием, с ростом сознания?

Следует также понимать, что качества личности отдельных индивидуумов общества непосредственно отражаются и на социальных системах. Поэтому можно наблюдать и коллективное проявление отрицательных человеческих качеств.

Следовательно, профилактика зарождения зла в своей сущности сводиться к искоренению вредных привычек в человеке и утверждению в нем нравственных качеств, т.е. к культивированию мотивации к совершенствованию и созданию наиболее благоприятных условий для этого.

Несомненно, что эта профилактика начинается с духовного оздоровления, а жизнь духа, как известно, заключается в работе мысли, в чувственном восприятии и осмыслении мира, и потому спасение общества – в формировании культуры мышления, развитии высоких чувств, что достигается, прежде всего, посредством эстетического миросозерцания.

«Научиться воспринимать красоту и понимать ее смысл – значит сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несет с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал», – отмечают исследователи[4].

Благотворное влияние красоты на нравственное развитие человека замечено уже давно. Вспомним истину: созерцая прекрасное, слушая прекрасное, мы улучшаемся.

Развитие способности видеть красоту есть необходимое условие эволюции.

 

Красотой мы называем воодушевленную гармонию, наполненную смыслом и чувством, а Прекрасным – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам[5]. С этих позиций Красота и Прекрасное могут рассматриваться как синонимы. Разница лишь в том, что красота имеет много эпитетов, а Прекрасное – лишь один: пре-красное – значит, лучше не бывает – эталон, мерило, образец.

В высшем смысле Красота (как отмечают словари) – то, что доставляет нам эстетическое и нравственное удовольствие. Но еще со времен Платона известно: прекрасное и нравственное неразделимы. Прекрасное неизменно содержит нравственный критерий, и в этом смысле оно равно тому понятию Красота, которое понимается как идеал, как совершенство.

ПРЕКРАСНОЕ – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать прекрасными, когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности. Восприятие Прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. Прекрасное является высшей степенью Красоты, выражением ее сущностного эстетического начала[6].

Уже стало крылатым выражение «Красота спасёт мир», но правильнее сказать – сознание красоты спасёт мир, – говорится в книге поэта и писателя Р. Рудзитиса «Сознание Красоты спасёт»[7]. «Наблюдая мощь красоты, – отмечается в книге, – в творениях Леонардо да Винчи и Микеланджело, ощущая ее в произведениях Баха, Моцарта, Вагнера, Мусорского, Скрябина можно свидетельствовать: красота способна спасти, спасти, может быть, в предельном смысле этого слова – сократить путь эволюции. <...>

Спасти...может лишь красота, поднятая до высшего понимания, лишь истинное осознание красоты. Если простое сознание красоты может возвысить человека, то озарить и освободить его может лишь постижение красоты в сокровенной ее сущности», – говорится в книге Р. Рудзитиса[8].

 

Если любовь есть тот могучий двигатель, посредством которого развивается жизнь в мироздании, то красота есть та цель, к которой развивающаяся жизнь стремится. Стремление всего живущего к совершенствованию, то есть к замене несовершенных и примитивных форм жизни на совершенные, есть, в сущности, стремление к красоте. Мироздание развивается красотою, и совершенствование жизни своей конечной целью имеет красоту. Совершенства вне красоты не может быть. Достижение большего или меньшего совершенства есть достижение большей или меньшей красоты.

Красота не есть абстрактное понятие – она существует как могучая самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим, возвышающим и умиротворяющим образом на все живущее. Красота вызывает в каждом, даже самом грубом человеке высокие эмоции и светлые порывы (насколько это доступно). Перед явлением истинной красоты поникает все грубое, пошлое и низкое. Хотя бы на самый короткий миг, но душа стремится ввысь, к лучшему, к прекрасному. Созерцание истинной красоты возносит человека в Высшие Сферы, приближает его к Истине и дает ему познание целей и задач мироздания. Красота есть самый могущественный фактор совершенствования человечества.

Умение найти красоту везде и во всем зависит от степени духовного развития человека. Чем более человек духовно развит, тем более красоты замечает он вокруг себя. Истинно культурный и просвещенный человек увидит целесообразность действующих в мироздании законов, закономерность причин и следствий, ритм, гармонию и красоту беспредельного совершенствования вечно сменяющихся явлений жизни.

Потоки слов, каскады уверений,
Журчанье утомительное фраз...
Но если ты, хотя бы только раз,
Коснёшься сердцем Высших уявлений
И вдруг поймёшь, что значит Красота, –
Торжественность замкнёт твои уста!

Н.Д. Спирина

Не менее важно стремиться и к красоте взаимоотношений между людьми, в основе которой лежат честность и доверие, доброжелательство и сердечность, терпимость и готовность к сотрудничеству, сострадание и милосердие, оптимизм и трудолюбие.

Красота в своих проявлениях беспредельна. Она не вмещается ни в какие рамки и не может быть ограничена какими-нибудь пределами. Цель мироздания есть беспредельный рост гармонии, то есть красоты. Сущность красоты, таким образом, заключается в гармонии, то есть в соответствии данного явления жизни или данной формы жизни действующим в мироздании законам развития и совершенствования жизни.

Чувство красоты в большей или меньшей мере присуще всему живущему, но воспринимает красоту каждый по своему сознанию и своему развитию. Таким образом, понимание истинной красоты находится в прямом соответствии с нашим развитием. Ограниченный человек с ограниченным умственным и духовным кругозором будет ограничен и в понимании красоты. Многие красоты пройдут мимо его взора незамеченными, ибо он может заметить лишь такую красоту, которая вмещается в его сознании. «Можно в темноте стоять бессмысленно пред прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!» Именно для того, чтобы видеть красоту, которая как Бог присутствует везде и во всем, необходим свет, ибо в темноте мы видеть ничего не можем, но этот свет должен быть в нас самих.

Помимо красоты, даваемой человеку в разнообразных явлениях природой, существует красота, которую дает человеку человек посредством искусства. Искусство неразрывно связано с красотой, ибо имеет целью внести в обиход человеческой жизни часть божественной красоты, которая существует в природе. Человек может приближаться к познанию Истины и восходить к Свету через искусство, которое творит красоту. Искусство имеет целью творить и создавать красоту, будить человеческий дух и бороться с его низшей природой, поднимать и возвышать облик, скрашивать его жизненный путь, примирять его с невзгодами жизни.

Искусство, которое не преследует таких целей, можно с определенностью отнести к так называемой «массовой культуре» – средству воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. Массовая культура – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа – товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная (отсюда, понятие «рыночное безвкусие»).

Из словаря «Эстетика» (М.: 1989, с. 195):

«Истинное искусство, объединяя в своем стремлении к прекрасному все проявления духа человеческого, кроме всеобъемлемости человеческого творчества, исполняет великую роль всеобъединения человечества. Благодаря этому, искусство есть общее достояние всего человечества. Оно международно, общечеловечно, интернационально. Как солнце согревает и светит не одному, но всем, точно так же должно светить и согревать всех искусство».

Зная уже о значении и силе человеческой мысли, никому не должно показаться странным, если предлагается мыслить о прекрасном. Ведь это так легко, доступно всякому и никого не отвлекает от его обычных занятий. Если бы люди уделяли мыслям о прекрасном хотя бы десятую долю той мысленной силы, которую они тратят на мышление отрицательное, то у нас давно бы не было ничего отрицательного, ибо положительная мысль сильнее отрицательной[9]. Если бы люди, договорившись, все одновременно стали мыслить о прекрасном, они создали бы столь великую силу, которая перевернула бы мир. Мысли о прекрасном не только существенны и полезны, но они, необходимы как единственное средство спасения от все увеличивающейся волны безобразия. И чем более безобразной и отвратительной становится жизнь, тем сильнее и напряженнее должно быть наше желание прекрасного, тем большее количество прекрасных мыслей должно быть послано нами в пространство, ибо прекрасные мысли родят прекрасные желания, а прекрасные желания приведут к прекрасным действиям.

 

Будем всегда помнить о любви и красоте. Будем стремиться к ним, будем искать их, будем хотя бы мечтать о них. Мечты о прекрасном не есть бесплодное и пустое фантазирование, но весьма могущественное средство для ликвидации всех отрицательных и безобразных явлений нашей жизни.

«Давайте украсим свою жизнь, донесем чувство красоты до каждого сердца, в каждый дом. Пусть желание Прекрасного станет нашей ежедневной молитвой! Невозможно совершить насилие под высокими сводами собора, в то время как сделать это в грязном притоне ничего не стоит. Красивое окружение окажет свое влияние на нас, наших детей и возместит все тысячекратно»[10].

 

Таким образом, выявляя сущность Прекрасного, можно говорить о ее познавательной, преобразующей и защитной силе – силе красоты духовной.

Присущая Красоте связь с понятиями Добро и Истина как гуманистический принцип лежит в основании педагогики.

__________________________________

[1] Письма Елены Рерих, 1929-1938, в 2 т. Т. 1. – Мн.: ПРАМЕБ, 1992. – С. 57
[2] Гусейнов А., Апресян Р. Этика. – М.: 1998. – С. 245
[3] Там же. С. 248
[4] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17
[5] См. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – С. 583.
[6] Эстетика. Словарь. – М.: 1989. – 447 с.
[7] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. – Новосибирск: Свет, 1999. – 128 с.
[8] Там же. – С. 18, 22.
[9] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – М.: 2007. – Гл.4 «О красоте и искусстве».
[10] Рерих C.Н. Стремиться к прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993.