«Помоги земле Русской!»

(пояснительный материал к теме Дня Культуры - 2012)



 

Под Знаменем Культуры

Духовную миссию России Н.К.Рерих связывал с несением Знамени Культуры – Знамени, которое укажет путь в будущее всем народам Земли.

Почему именно путем Культуры человечеству суждено вырваться из всех заблуждений и противоречий и в духовном порыве устремиться к строительству Нового Мира? Потому, что Культура, являясь квинтэссенцией всех высших достижений человеческого творчества, в силу своего духовно-энергетического воздействия оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения и нравственных ориентиров всех членов общества. Потому что совершенствование человека состоит в освоении и привнесении в жизнь культурных ценностей и в дальнейшей самореализации через собственное культуротворчество.

Культура – Врата в будущее

К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами.

Новая эпоха принесет, как завещано, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.

Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом [3] . Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, и чему также будет способствовать развитие движения Культуры.

В лучшее будущее без Культуры не войти –

– без осознания и сбережения прошлых достижений,
– без устремления личности к самоусовершенствованию и культуротворчеству.

Культура есть примат духа

Сколько бы ни существовало определений Культуры, но в одном ученые и исследователи, как правило, сходятся: Культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и ни какой иной) уровень развития человека, общества или явления. Последнее обстоятельство вытекает из первого, поскольку под достижениями и подразумевается некий высокий, положительный результат. Однако, именно это положение чаще всего подменяется в литературе, вконец запутывая смысл, и это требует более тщательного рассмотрения, т.к. содержит краеугольный вопрос в определении смыслового содержания Культуры.

Ключ к понятию и смысловому определению Культуры содержится в самих корнях этого слова («почитание» и «свет»), имеющих глубокое духовное значение, указывающее на возвышенность этого понятия, а также в определении слова «достижение», что означает – достичь высокого результата, взять некую высоту.

Культура имеет ту отличительную особенность, что задает уровень, на который равняются. Иначе говоря: ориентир высоты задается, именно, Культурой. Но поскольку далеко не все высоты и достижения желанны для Культуры, но лишь те, которые имеют духовную основу, то и не всякое достижение человеческой деятельности можно отнести к завоеваниям Культуры.

Ориентиром Высоты и Культуры являются: этические и религиозные Учения мира, основные положения которых запечатлены в литературных и исторических памятниках, отражающих глубину человеческой мысли и высокую духовность; выдающиеся образцы творений архитектуры и искусства, а также важнейшие достижения научной мысли.

О Культуре и цивилизации

Культуру часто считают синонимом слова «цивилизация».

Отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их противопоставление. Культура и цивилизация не являются синонимами или антиномиями (взаимоисключающими понятиями, или противоречиями) – они взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в Культуре.

Это неразрывное единство, синтез материального и духовного обеспечивает явлениям Культуры ее вечное существование. Иначе говоря, то, что рождается на духовной, культурной основе, становится навсегда достоянием человека (его внутреннего мира), общества, цивилизации.

В синтезе Культуры и цивилизации – основа построения лучшего будущего

Фальшивые ценности «массовой культуры»

В многотрудном процессе познания явлений Культуры возникает еще один, не менее сложный, чем предыдущие, вопрос – это проблема так называемой «массовой культуры», специфическую продукцию которой потребляет ежедневно каждый цивилизованный житель земли.

Ученые-культурологи, как правило, едины в своей оценке, обозначая «массовую культуру» как эрзац-продукт, то есть суррогат – предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, это явление лишь внешне напоминает Культуру, а также характеризуя ее как псевдокультуру – от слова псевдо – мнимый, ложный.

Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. «Массовая культура» в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные ценности Культуры на фальшивые, и, поскольку является действительно массовой, имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основой бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из Культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры».

Что значит быть культурным?

Наверное, вряд ли найдется среди духовно здоровых людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако под этим часто подразумевают лишь образованность и знание этикета. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако, вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого духовного уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом – это нравственное чувство является необходимым признаком культуры личности.

Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?

Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.

Так что же отличает культурного человека?

– цивилизованность и образованность,
– интеллигентность и ответственность,
– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,
– любовь к Природе и Родине,
– признательность и умение быть благодарным,
– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,
– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,
– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,
– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,
– утонченность и культура сердца...

Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой Культуры то, что:

– он никогда не солжет,
– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,
– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.

Осознание духовных и культурных ценностей своего народа дает возможность осуществить связь времен и, пробуждая в себе соответственные высокие качества, расширяя и утончая сознание, приступить к строительству Нового Мира под Знаменем Культуры.

В этом и будет заключаться помощь Земле Русской, в выполнении ее исторической и эволюционной миссии, а как следствие – расцвет России.

Культурные ценности находят свое воплощение в предметах (художественного, исторического или научного значения), а также в идеях, нормах, убеждениях; это теории, цели, идеалы, традиции; это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, – иначе говоря – человечность.

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – писал в свое время, опережая события, выдающийся деятель мировой культуры Н.К. Рерих, который не только мыслил дальновидно, но и умел решительно действовать, организовав международное движение в защиту культурных ценностей.

Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию.

Осмысление культуры требует индивидуального творческого ее восприятия, обуславливает становление целостной личности.

Известно, что ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности. Дети, юное поколение, с малых лет должны знать, что существуют общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания; что у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость и т.п. Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении, и произойдет их замена на фальшивые ценности, если искусство и истинные знания подвергнутся девальвации, как и все высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если будут осмеиваться такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – становится ясно, что само здание жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном и крайне опасном положении. Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по нарастанию того общего кризиса и проблем, которые носят глобальный характер.

«Культура в основе своей есть Эволюция», – писала выдающийся философ ХХ века Елена Ивановна Рерих, автор многих трудов, посвященных темам эволюционного развития общества, его культурного совершенствования. Об особенностях морально-нравственного, духовного развития человека говорится в ее работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)». Этапы этого развития, о которых говорится в статье, можно пояснить следующим образом.

Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения (см. рис.), соответствуя животному плану развития (животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов /Сл. русск. яз./). Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда мы становимся нравственными – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.

Духовность заключается в совершенстве моральном, нравственном.

Без темы духовного здоровья – нет будущего.

Для чего живет человек? –
Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться,
стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.

Помочь молодому поколению осознать духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя.

«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.

Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

«Познай самого себя» – наставляли мудрые с древних времен. Сегодня эта формула приобретает конкретное звучание: «Стремись познать свой внутренний мир – через него познается мир внешний, измени себя в лучшую сторону – и мир вокруг преобразится».

Совершенство – цель земных путей!