«Осознание Красоты преобразит жизнь»

пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры



4. Об эстетическом и художественном воспитании

Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства,
они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе
и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами.
Никакие революции, никакие захватнические войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании. 
Е.И.Рерих

4.1. О значении и сущности эстетического воспитания

 Как писал Платон, у человека есть врожденное чувство красоты, чувство Прекрасного, но мы должны понимать, что эстетическое чувство должно быть развиваемо.

Термин «Эстетика» впервые ввел в научный оборот немецкий философ А.Г.Баумгартен, (1735 г.), обозначив словом «айстетикос» (от греческого aisthetikos чувственно-воспринимаемое) науку о чувственном познании, высшей целью которого, по убеждению ученого, является Прекрасное.

В наше время чувственному восприятию и познанию в педагогике и в образовании придается мало значения – почти всецело уделяется внимание интеллектуальному развитию, что значительно суживает восприятие мира и, естественно, не может способствовать расширению сознания. Еще в XYII веке основоположник европейской педагогики Ян Амос Коменский, рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, указывал на три источника познания – чувства, разум и веру, главное значение из них придавая чувственному восприятию, которое должно подкрепляться разъяснением.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности.

В более узком смысле, эстетическое воспитание – в отличие от художественного воспитания – направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Цели эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Со школьниками в процессе обучения должны быть обсуждаемы категории эстетические, которые одновременно являются и этическими понятиями. Каждый старшеклассник должен знать, что означают такие понятия, как:

возвышенное, гармония, героическое, изящное, красивое, красота, прекрасное, совершенство, фантастическое, чудесное, эстетическое.

Наряду с ними должны быть осмыслены такие понятия, как: безобразное, низменное, ужасное.

Возвышенное – высшая мера проявления Прекрасного. Возвышенны явления природы, поступки и мысли человека, вызывающие чувство восторга, благоговения, преклонения перед тем, что идет от Общего блага. Возвышенному противостоит низменное – мера проявления безобразного.

Низменное – мера проявления безобразного. Низменное характеризует социальные явления, имеющие отрицательную общественную значимость. Как низменное воспринимаются и характеризуются беспринципные, антигуманные, безнравственные человеческие поступки и характер тех, кто способен их совершить

Безобразное (противоположное Прекрасному) – явления мертвенные, патологичные, неодухотворенные, лишенные целостности, внутреннего света и богатства. Различные меры проявления безобразного определяют, как низменное, уродливое, ужасное.

Уродливое – мера проявления безобразного. Уродливый – некрасивый, безобразный; нелепый до безобразия; уродство – нечто отрицательное, ненормальное; уродовать – искажать, извращать.

Ужасное – крайняя мера проявления безобразного. Ужасный – очень плохой, вызывающий ужас, чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения; трагичность, безвыходность; ужасное – явления действительности, которые несут несчастья и гибель; ужасное не содержит в себе ничего просветляющего, не оставляет никакой надежды на освобождение от несчастий, в отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем. В ужасном человек – раб обстоятельств, он не владеет миром; ужасное сопутствует пессимистическому мироощущению.

Совершенствованию эстетического сознания способствуют:

МЫШЛЕНИЕ художественное (включающее в себя высокую эстетическую избирательность, ассоциативность),

ЧУВСТВО эстетическое («чувство наслаждения жизнью», отражающее богатство духовного мира человека),

ВКУС эстетический (способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное; потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в творчестве),

ВООБРАЖЕНИЕ художественное (способность сознания создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественности),

ИДЕАЛ эстетический (высший критерий эстетической оценки),

ОЦЕНКА эстетическая (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия).

Важно учитывать, что все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы.

4.2. О роли школы в воспитании через Красоту

В наши дни особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания детей.

«Школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и Прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова, – говорится в книге Р.Рудзитиса «Сознание Красоты спасет». – Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции: возвышенность и светородность мысли, воображение, наблюдательность, чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, – духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается и искусством и красотой».

О том, что возвышению сознания, его утончению служит Искусство – об этом нужно всегда помнить, решая насущные задачи образования и воспитания. В связи с этим, особое значение имеют следующие вопросы.

Как показывает жизнь, без музыкальной грамотности не может быть эстетического развития – начальные знания из области музыки должен освоить каждый школьник. Невежественность в этой сфере порождает многочисленные конфликты, которые незримо присутствуют в основе многих проблем. Это должно стать предметом обсуждения и заботы в системе образования в самом ближайшем будущем.

В известной степени, решению данного вопроса способствует изучение такой дисциплины, как «музыкальная литература», которая входит пока в программы лишь музыкальных школ. Нетрудно представить, сколько пользы обществу и каждому молодому человеку могло бы принести элементарное музыкальное образование и просветительство в области музыки – мира, основанного на законах гармонии. Незнание этих законов приводит к большим осложнениям, в том числе нарушению психики.

Необходимо всеми мерами направлять сознание детей и юношества к музыкальной культуре.

Воспитание через освоение знаний в области народного творчества, привитие художественного вкуса через мастерство и рукоделие, что развивает наблюдательность, заостряет внимание, учит терпению – это также задача, безотлагательная для образования.

Не меньшую значимость имеет просветительство в области цветоведения и ароматологии, что также помогает утончению и обогащению сознания.

Все это вместе взятое способствует самому важному – правильному развитию воображения.

4.3. Развитие воображения

Эстетическое развитие требует воспитания такого качества, как воображение. Без воображения нет творчества. Без правильного воображения невозможно познание мира. В этом его главная особенность и его значение.

Поскольку под воображением понимают всякий процесс, протекаемый в образах, то необходимо различать воображение репродуктивное и творческое. Если репродуктивное воображение мало отличается от того, что мы называем памятью, то воображение творческое превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте, именно оно обеспечивает развитие сознанию.

Необходимо помнить, что образы имеют свойство воплощаться в реальной жизни, поэтому так важно научиться прекрасно воображать, красиво мыслить, поскольку безобразные порождения приносят неисчислимый вред. Примеры отличных образов дает нам, прежде всего, природа. Наблюдение за природой рождает прекрасные мысли, так же как и созерцание, изучение художественных произведений, творений человеческого гения.

Не зря отмечено: сила воображения – это энергия Культуры. В основе Культуры и развития жизни лежит творчество, но неразвитое воображение порождает мертвенность, стандарт.

Школьный учитель, являясь носителем духовных ценностей, общаясь с детьми, постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы, – пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Школа Жизни». – «Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворённые образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Образование потому и есть процесс образования, что он полностью пропитан возвышенными и утончёнными образами, питающими душу и сердце Ребёнка» (главу «Уроки красоты» см. в прилож. 3).

4.4. О работе над привычками

Эстетическое воспитание и самовоспитание без осознания понятия Культура и того, что понимается под культурностью невозможно – альтернативой этому могут быть только дикость, варварство, деградация. Может ли человек невежественный быть культурным? И могут ли иметь отношение к Красоте и Культуре такие свойства характера и привычки, как нетерпимость, невоздержанность в словах и поступках, лживость, лицемерие, высокомерие и т.п.? И можно ли считать частным делом то, что связано с понятием «характер человека»?

О красивом и некрасивом в привычках, в характере необходимо говорить со школьниками как можно чаще. Темой обсуждения могут стать, к примеру, и такие свойства, далекие от красоты, как многословие и пустословие, но особенно недопустимо в общении сквернословие, – от него обществу надо самым решительным образом избавляться. При этом должно быть доведено до сознания, какой вред приносит употребление дурных слов и человеку, и пространству. Также склонность к штампам, стандартным фразам, неживому языку – всё это убивает красоту.

Прекрасное необходимо утверждать непосредственно в быту, в отношениях с людьми, помня о том, что Красота сочетается с простотою.

Будем помнить, что простота в отношениях с людьми, так же, как искренность – основы сотрудничества, и эти качества следует развивать прежде всего.

Также благородство – одно из самых красивых человеческих качеств, почти забытое в употреблении слово – о нем, как и о доброте, надо вести беседы, диспуты, специально посвященные этим темам, обсуждению этих и других лучших качеств, которые заключает в себе Красота:

бескорыстие, великодушие, доброжелательность, добросовестность, милосердие, мужество, ответственность, отзывчивость, порядочность, принципиальность, самоотверженность, смелость, сострадание, терпимость, трудолюбие, человеколюбие, честность, чистосердечность – все это качества ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ.

Разъясняя значение личностных качеств, необходимо подчеркнуть, что простота не есть грубость. Грубое поведение не соотносимо с понятиями утонченность и красота. О недопустимости проявления грубого поведения особенно нужно говорить, когда речь идет о предназначении женщины (см. раздел 2.5). Подражание мужчине в курении и сквернословии, участие в грубых видах спорта – совместимо ли это с женственностью?

Закладывая основы духовности, пусть педагог, преподаватель, воспитатель начнет с самого себя, со своего образования в области эстетики.

Красу не оценить
Неискушенным глазом.
Алмазы огранить
Возможно лишь алмазом.

(Мирза Шафи)

 

Любовь, Красота и Действие – в этом мудром единстве заключается путь преображения.

О Красоте сказано немало. Люди преображают жизнь и сами преображаются, но без понимания красоты Любви – основы педагогики – не подойти к пониманию красоты Действенности. Чтобы утвердить Красоту в самой жизни, необходимо действовать.

Осознанная Красота должна стать

ведущим началом жизни.

 

______________________________________________

[1] Российская педагогическая энциклопедия. В 2-т. Т.2 – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – С. 625.

[2] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. – Новосибирск, Свет, 1999. – С.64.

[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 295.

[4] В качестве примера прекрасного воображения см.материал «Идея Города Мира» на сайте журнала «Педагогика Культуры» (№ 7 за 2008 г.),

[5] См. Уварова Л.И. Оковы привычек // Педагогика культуры. – 2005. –№ 2. – С. 64-66, а также на сайте журнала «Педагогика культуры»