«Осознание Красоты преобразит жизнь»

пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры



 3. Образ и творчество

3.1. Образование и образ

В постижении истины художественный образ играет решающую роль. Кто умеет говорить образно, тот умеет сказать больше. Образное мышление богаче, образная речь доходчивее. Образы обогащают наше сознание и становятся проводниками в мире духа.

______________________________________

ОБРАЗ можно понимать как изображение, картина, вид, а также как представление.

Сознанию нашего современника более близким, скорее всего, будет понятие «ОБРАЗ ТОВАРА» или: «ОБРАЗ ФИРМЫ»[1]. Но и здесь, как и в понятии «образ художественный», предполагается действие законов Красоты, наличие таких ее атрибутов, как цельность, соразмерность, ясность. И прежде всего – верность Истине. Правда, в наши дни, в период расцвета «массовой культуры», хорошо видно, как законы Красоты попираются во всем, и в первую очередь, в системе торговых отношений. Но истина не может не восторжествовать, поскольку человеку свойственно стремиться к знаниям и к красоте, иначе говоря, к Культуре, а значит, каждый может при желании установить эту истину, развив в себе эстетические чувства, совершенствуя свое эстетическое миросозерцание.

Со словом образ связаны такие однокоренные слова, как отображение, воображение, а также слова: преобразить (украсить) и образец. Образ (по словарю В.И. Даля) – вещь подлинная, служащая мерилом для оценки ей подобных (отсюда – образцовый), также это – род, вид, направление, сущность (образ мыслей) и порядок (что-либо расположено таким образом, в таком порядке…).

Отсюда, ОБРАЗ, ПОРЯДОК, КРАСОТА – слова одного значения, и все они имеют прямое отношение к ОБРАЗОВАНИЮ. Следовательно, можно считать, что человек, окончивший учебное заведение и получивший образование, должен иметь такой ОБРАЗ мыслей, который соответствует ПОРЯДКУ – т.е. гармонии, согласованному взаимному соответствию частей (областей знаний), КРАСОТЕ.

3.2. Образ творит, образ убеждает

«Звучать может лишь натянутая струна»[2] – так образно сказано о трудностях и напряжении как необходимом условии творческого труда. И этот образ убеждает лучше логики, вселяя бесстрашие перед препятствиями. Так образ творит, и лаконизм его языка убеждает.

Красота находит наиболее полное воплощение в художественном образе.

Поэт В. Брюсов видел в создании образа некие «тонкие, властительные связи»:

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века,
В отточенной и завершённой фразе.

Отточенность и завершенность – вот характеристики художественного образа, который становится вечным тогда, когда служит людям в их познании мира. Главным помощником в этом всегда было и будет Искусство.

Но не только профессионалов в сфере искусства (кого обычно считают людьми творческого труда), а также и ученого, и каждого деятеля, творчески относящегося к своему делу, объединяет способность в создании художественного образа – наиболее убедительного способа выражения полноты мысли, глубины чувств. В полной мере все это относится и к труду педагога.

Поэт, писатель, музыкант, живописец, скульптор, актер и т.п. – все это художники в общепринятом понимании. Однако, в переносном смысле, каждый человек, выполняющий свое дело с высочайшим мастерством, творчески, с увлечением, умеющий в профессиональном занятии видеть красоту и получающий от него эстетическое наслаждение (как правило, эстетическое наслаждение получают и те, кто знакомится с работой этого мастера) – это тоже художник («художник своего дела»). В таком труде проявляется мера и степень свободы творчества.

Известно, что для создания ОБРАЗА необходима – и это хорошо видно по сфере искусства – техника исполнения, искусность (техне и есть искусство, умение). Отточенность действий, иначе говоря, мастерство возникает не на пустом месте и не сразу – нужны знания, традиции, школа, трудолюбие, любовь к своему делу.

Но прекрасные образы, которые обогащают наше сознание, создаются не только мастерством, но и величайшей работой сердца[3].

О значении сердца в создании образа красоты писал художник и мыслитель С.Н.Рерих:

«Для того, чтобы создать живое произведение, могучее своей правдивостью, художник должен полностью слиться с внутренним миром предмета, который он изображает. Таким образом, когда наши слова идут из сердца, когда мы стремимся наиболее точно выразить свои эмоции и мысли, наше произведение будет иметь наибольшую силу и будет истинно правдивым»[4].

Сердце является средоточием высоких чувств, и ему, сердцу, свойственна самоотверженность. И именно для него естественно понятие Общее благо. Не мыслью о личной выгоде создаются прекрасные произведения, которые «живут потом века», но возвышенными чувствами и способностью к самоотречению, к работе до самозабвения – то, чем так богато сердце.

Это особенно видно по труду выдающихся актеров в создании ими величественных и запоминающихся образов.

Создатель образа, художник, вдыхает жизнь в произведение, и оно начинает жить самостоятельной жизнью. В этом величайшая тайна и сила Искусства.

3.3. Образ и Красота в науке

В науке также нельзя обойтись без создания Образа. Об этом писал известный ученый, один из основоположников нового космического мировоззрения, А.Л. Чижевский: «Образы оказывают безусловную помощь научному познанию». Ценные наблюдения, сделанные им, касающиеся значения образа в науке, приводятся ниже.

Если в построении образа содержатся все наблюденные свойства оригинала, то среди этих свойств в образе можно обнаружить и другие. Наличие этих самостоятельных свойств в образе чрезвычайно важно, поскольку приводит к очень ценным следствиям и проявляет новые, ранее неизвестные, взаимоотношения между явлениями в оригинале[5].

Мы видим, что образ богаче оригинала, поскольку выявляются невидимые свойства последнего. Также мы видим, что наблюдательность – начало пути, ведущего к творчеству. Развитию этого качества в процессе образования должно быть уделено самое пристальное внимание. Без развитой наблюдательности нет ни образа, ни образования. Кроме того, нужно правильное воображение, необходимы знания о предмете.

Ученый Александр Чижевский, который в жизни был еще и поэтом, и художником, писал: «Гармония является важнейшим пробным камнем вероятности всякого учения». На примере его творчества можно понять, почему образ становится богаче оригинала. Это происходит, благодаря участию сердца: словно соединительный провод, оно связывает человека с невидимым миром мыслей и чувств, миром значительно более богатым – Высшим миром.

Важнейшие наблюдения сделаны также в исследовании, посвященном принципу Красоты в науке, где говорится: Красота позволяет приподнять таинственный покров с непонятного для нас явления[6].

Ученый «схватывает сущность… пока еще до конца не объясненных и непонятных объектов действительности». Эта подготовительная фаза открытия связана с высшим этапом воображения и отражает:

устойчивость, соразмерность, полноту выражения гармонии как снятых противоречий, согласованности частей друг с другом и с целым, устанавливающим сопричастность бытия субъекта бытию исследуемого объекта в единстве с миром, Вселенной. Все это сопровождается эмоциональными переживаниями радости, удовольствия, свободы.

«И такой этап понимания сущности объекта… мы и связываем с красотой» – заключает автор исследования. «Данное понимание становится основой объективных, истинных знаний»[7].

Поэтому так важно в науке и в образовании исходить из понимания и значения Красоты, Гармонии и Образа в жизни и творчестве.

Не остается сомнений, что в скором будущем программы обучения, особенно школьного, будут основаны на текстах, богатых образами, и построение каждого методического пособия, сама композиция программы или методики будет напоминать прекрасный образ. Тогда образование станет, действительно, успешным, способствуя формированию образного мышления. Без этого не возможна культура мысли и сама Культура.

От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте. (Платон)

_______________________________________________

[1] Согласно бизнес-словарям, ОБРАЗ ТОВАРА – это сложившееся у потребителя, покупателя конкретное представление о реально существующем или будущем товаре. ОБРАЗ ФИРМЫ – создание, отражение в сознании потенциальных потребителей, покупателей товара данной фирмы выгодного, привлекательного представления о фирме, иначе это называется имидж фирмы (что, обычно, бывает далеко от истины – прим. автора).

[2] Учение Живой Этики. Сердце, п. 24.

[3] См. пособие для педагогов «Путь культуры лежит через сердце» - на сайте www.cultura.spb.ru/private/metodich/kult_cerdce.htm

[4] Рерих С.Н. Искусство и народ. – Art and the People// Rhythm. – Vol. 8, № 3. – P.47.

[5] Чижевский А.Л. Проблема материи (электромагнетизма). Глава 1. Значение образа в открытии естественно-научных законов.– См. http://www.roerich.com/zip/chizhev.zip

[6] Котина С.В. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс...доктора филос. наук. М., 1992.

[7] Там же.