«Осознание Красоты преобразит жизнь»

пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры



1. Сущность и значение Красоты в жизни

Качество творческого труда может быть признано только тогда,
когда есть экстаз перед Красотой.
Красота есть одеяние Истины
(Николай Рерих)

Эстетически-прекрасное должно вести
к реальному улучшению действительности.
(Владимир Соловьев)

1.1. Общее в понятии «Красота» и «Прекрасное»

«Соединение истины и добра рождает премудрость, во образ красоты» – сказано у В.И.Даля.

Идеи добра мы мыслим как истину, а воспринимаем как красоту.

Красотой мы называем воодушевленную гармонию, наполненную смыслом и чувством, а Прекрасным – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам[1]. С этих позиций Красота и Прекрасное могут рассматриваться как синонимы. Разница лишь в том, что красота имеет много эпитетов, а Прекрасное – лишь один: пре-красное – значит, лучше не бывает – эталон, мерило, образец.

Необходимо отметить, что Красоте присвоено много художественных определений, эпитетов (см. прилож. 2), потому, что у людей разного сознания и разного уровня развития неодинаковое понимание красоты, но в высшем смысле Красота (как отмечают словари) – то, что доставляет нам эстетическое и нравственное удовольствие. Но еще со времен Платона известно: прекрасное и нравственное неразделимы[2].

Прекрасное неизменно содержит нравственный критерий, и в этом смысле оно равно тому понятию Красота, которое понимается как идеал, как совершенство. Но чаще под Красотой понимают физические, осязательные явления, между тем как Прекрасное проникает всюду. Прекрасное собирает все лучшие, возвышенные понятия.

ПРЕКРАСНОЕ – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать прекрасными, когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности. Восприятие Прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. Прекрасное является высшей степенью Красоты, выражением ее сущностного эстетического начала.

(Словарь «Эстетика». – М.: 1989. – 447 с.).

Исходя из общего в понятиях Красота и Прекрасное, в нашей работе под словом «Красота» подразумевается и внешний аспект, и внутреннее духовное богатство – в единстве.

1.2. Лишь дух знает, где красота

Чем больше человек развит,
тем больше красоты он видит вокруг

 Стало крылатым выражение «Красота спасёт мир», но правильнее сказать – сознание красоты спасёт мир, – говорится в книге поэта и писателя Р. Рудзитиса «Сознание Красоты спасёт»[3]. Наблюдая мощь красоты, – отмечается в книге, – в творениях Леонардо да Винчи и Микеланджело, ощущая ее в произведениях Баха, Моцарта, Вагнера, Мусорского, Скрябина можно свидетельствовать: красота способна спасти, спасти, может быть, в предельном смысле этого слова – сократить путь эволюции.

«Спасти…может лишь красота, поднятая до высшего понимания, лишь истинное осознание красоты. Если простое сознание красоты может возвысить человека, то озарить и освободить его может лишь постижение красоты в сокровенной ее сущности.

Красота может спасти, но тогда нам надо переменить наш взгляд на Вселенную, нам надо облечься в одеяние духовности. Ибо “лишь дух знает, где красота”. Этого не знают наши органы чувств, этого не знает даже наш рассудок. Нашим чувством и рассудку красота кажется воистину чудом, загадкой непостижимой. Лишь наш дух знает, что единственно истинной является космическая красота, что отдельные явления красоты раскрываются полностью лишь в перспективе Беспредельно-Прекрасного.

Лишь наше сердце как обитель духа это знает, ибо биение чистого сердца отражает ритм сердца Великого Космоса».

 «Такой мощью красота владеет лишь там, где в душе человека жива божественная искра, где его глаз и ухо и сердце просветляются, где он, более или менее, начинает сознавать красоту. Ведь до нашего уха может доходить даже музыка сфер, но если наше сознание закрыто и спит, то наше ухо не слышит. Так же “можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства”, ибо как тьма, так и свет – в нас»[4] – говорится в книге Р. Рудзитиса.

В чем же состоит Красота, Прекрасное? На этот многосложный вопрос можно дать ответ вполне определенно: в действии, в стремлении к совершенству.

Устремление – главное условие приближения к цели, к идеалу. Красиво то, что нравственно. Красота духа заключается в устремлении к духовному идеалу. Красота состоит в действии, в труде, творческом, подвижническом, в труде на общее благо, на пользу общую (не забудем, что такой девиз был в Лицее, в котором воспитывался А.С. Пушкин).

Но все начинается с мысли. Стремимся в мыслях, потом – в действиях. Мысль чистая – устремленная не к личной выгоде, но к общему благу – благотворна. Такая мысль обладает силой, она созидательна, действенна, она – основа прекрасных действий.

О труде как основе красоты жизни прекрасно сказано в стихотворении Валерия Брюсова «Работа» (см.прилож. 4).

1.3. Что свойственно красоте

Цельность, соразмерность, ясность – неотъемлемые свойства Красоты, выявленные самой жизнью.

Какие еще свойства присущи Красоте, и почему именно она «спасет мир»?

Красота радует, как радует всё, что соответствует качеству жизни.

Красота облагораживает человека. Восприятие Красоты свободно от корыстных соображений. Она вызывает в человеке высокие эмоции и светлые порывы[5].

Красота является самым могущественным фактором совершенствования.

Благотворно влияние красоты на нравственное развитие человечества – дорога в мир нравственного идет через мир Прекрасного.

Красота выполняет познавательную функцию – такое ее воздействие хорошо видно через искусство. Как известно, искусство, – творческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Постигая произведения искусства, человек постигает мир.

Красота приносит радость и действует умиротворяющим образом на все живущее. Особенно красота природы. Но такое же воздействие оказывают и произведения творчества, особенно шедевры. Они способны лучшим образом влиять на настроения людей, и это доказывает опыт такого направления, как арт-терапия – достижение гармонизации различных психических состояний человека, опираясь на достижения мирового искусства. Этот метод давно используется в медицине и получает теперь все большее распространение.

Кроме того, известно, что музыка, живопись и все другие виды искусства являются мощным средством сближения людей.

Таким образом, выявляя сущность Красоты, можно говорить о ее познавательной, преобразующей и защитной силе – силе Красоты духовной.

Присущая Красоте связь с понятиями Добро и Истина как гуманистический принцип лежит в основании педагогики.

1.4. Красота - основание Нового Мира

К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты.

Об этом говорится в трудах русского философа, исследователя, публициста Елены Ивановны Рерих, оставившей миру уникальное творческое наследие, раскрывающее законы мироздания.

«Сейчас все человечество стоит на пороге Нового Мира»[6], – писала Е.И.Рерих, обращаясь к молодежи. Новая эпоха принесет великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.

Будущий мир будет наполнен Красотою. Пусть каждое молодое сердце сознательного сторонника Света живет ожиданием этого Прекрасного Мира, «который уже идет неслышным, но властным и твердым шагом». В трудное время, когда рушатся старые устои, только спокойствие и терпение могут дать необходимое равновесие и только радостное сознание нового, приближающегося, важного. Источник радости – сердце, а сердце наше должно всегда радостно звучать на Красоту. Красота есть радость, радость есть счастье. Радость – чистая – это радость о добре, радость творчества, – говорится в работах Е.И. Рерих, где рефреном звучит мысль: «Знание и Красота – вечные основы и венцы Космической Эволюции».

Признаки приближающегося Нового Мира уже можно найти сегодня. Они – в появлении новых детей, детей нового сознания, что становится темой для обсуждения на научных форумах[7]. Они также в том, что психология (наука о душе) сегодня приобретает особую значимость – она становится «наукой о конструировании миров», завоевывает особое место в историко-эволюционном процессе[8].

_______________________________________

[1] См. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – С. 583.

[2] См. приложение 1 – «Платон о Прекрасном».

[3] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. – Новосибирск, Свет, 1999. – 128 с.

[4] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасёт. – Новосибирск: Свет, 1999. – С. 18, 22.

[5] См. прилож. 6. Молодые о Красоте. Впечатления. Стихи.

[6] Рерих Е.И. О радости. Письмо к молодежи // Рерих Е.И. Путями Духа. – М.: Сфера, 1999. – С.520.

[7] Дети нового сознания/ Материалы междунар. науч.общ.конференции. 2006. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2007.

[8] См. Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.