«Осознание Красоты преобразит жизнь»

пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры


Осознание Красоты преобразит жизнь: Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры
/ Автор Уварова Л.И. – СПб.: НП «Невский проект», 2009. – 40 с

 

Рецензент – Афанасьева А.Б., кандидат искусствоведения,
доцент кафедры художественного воспитания ребенка
Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

 

Вопросы, связанные с духовностью, нравственным и эстетическим развитием остро стоят перед нашим обществом, и какие бы материальные или иные кризисы не подстерегали его, нельзя забывать, что должна быть обеспечена защита интересов и прав ребенка как личности – создание условий для его творческого, культурного развития, оказание помощи в духовно–нравственном становлении, что реализуется, прежде всего, посредством развития эстетического миросозерцания, формирования художественного вкуса.

При обсуждении и углубленном осмыслении таких понятий, как «Красота», «Прекрасное», происходит постижение внутренних эстетических связей человека с окружающим миром. А это предоставляет каждому огромные возможности – распознавания истины и осуществления роста духовных накоплений, и что особенно важно, обеспечения психологической защиты в сложном мире переходного периода.

Любовь, Красота и Действие – эта формула международного языка всегда принадлежала искусству, но ей надлежит широко войти в повседневную жизнь.

Осознанная Красота должна стать ведущим началом жизни.

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАСОТЫ В ЖИЗНИ

1.1 Общее в понятиях «Красота» и «Прекрасное»

1.2 Лишь дух знает, где Красота

1.3 Что свойственно Красоте

1.4 Красота – основание Нового Мира

2. КРАСОТА – ПОНЯТИЕ ЭТИЧЕСКОЕ. О КРАСОТЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ

2.1. Красота и Этика

2.2. Главное – в невидимом

2.3 Внешний блеск и духовная нищета «массовой культуры»

2.4. Прежде всего, мы призовем Музу

2.5. Миссия женщины в Новом Мире

3. ОБРАЗ И ТВОРЧЕСТВО

3.1. Образование и образ

3.2. Образ творит, образ убеждает

3.3. Образ и Красота в науке

4. ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

4.1. О значении и сущности эстетического воспитания

4.2. О роли школы в воспитании через Красоту

4.3. Развитие воображения

4.4. О работе над привычками

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

 

Согласно идеям, принципам и направлениям, составляющим концепцию воспитания Человека Культуры[1], а также в соответствии с Петербургской концепцией воспитания, которой свойственен комплексный, общепланетарный взгляд на человека в масштабе социума и Вселенной, образование представляет собой основу духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Воспитание духовности – это возрождение русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности.

Человек культуры – духовная личность, воспитание которой предполагает развитие духовных потребностей, в том числе в познании, самопознании, красоте, общении с природой, в творчестве, свободном развитии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Человеку культуры присущ эстетический вкус, умение творить повседневную жизнь по законам Красоты. Это требует глубоких знаний, в первую очередь, о законах духовного развития человека, общества и всего мироздания, об их взаимосвязи.

Во многом от образования, системы его организации в этом направлении, зависит действенность и результативность такого развития.

Проблемы, связанные с духовностью, нравственным и эстетическим развитием остро стоят перед нашим обществом. Ежедневно по многу раз мы слышим в сводках новостей о всякого рода отклонениях, о девиантном, не соответствующем норме, поведении людей – преступлениях, мошенничестве, обмане, насилии… Многие даже и не подозревают, что к девиантным явлениям относятся и такие, как азартные игры (и не только в казино). Распространенные повсеместно, во многих странах, эти явления стали характерными и для нашей России. Все это не соответствует нормальному образу жизни, жизни в здоровом обществе, красоте. Но как оздоровить, преобразить жизнь?

Несомненно, что начать необходимо с духовного оздоровления, а жизнь духа, как известно, заключается в работе мысли, в чувственном восприятии и осмыслении мира, и потому спасение общества – в формировании культуры мышления, развитии высоких чувств, что достигается, прежде всего, посредством эстетического миросозерцания.

Новый век приносит новое миропонимание. Новые дети, Новый Мир, Новое сознание – все эти понятия требуют скорейшего уяснения – через постижение законов Космоса, законов духа, которые уже раскрыты в фундаментальных философских трудах – Учении Живой Этики, описаны в научных изданиях и научно-популярных книгах. Эти законы ждут своего изучения: давно известно, что незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение. И вполне естественно, что современному педагогу – представителю системы просвещения, необходимо знать об этих законах, о том, что существует Закон духовного преображения через Красоту – [2] «энергетический закон гармонии духа» [3], согласно которому Красота является важнейшим устоем Культуры, она есть энергетическая основа, главный принцип развития, усовершенствования духа.

Изучение законов духовного мира необходимо потому, что, во-первых, технический прогресс, как все мы видим, опережает процесс нравственного развития, и в связи с этим, стремительное развитие технологий, рост изобретений становится опасным для общества и грозит гибелью. Во-вторых, знать об этом важно еще и потому, что в жизнь внедрились многие уродливые явления, разлагающие духовность, такие, как «массовая культура», и которые невежественные люди отождествляют с Культурой. Тем самым в сознание молодого поколения вселяется хаос, и эта путаница увеличивает беспорядок и в без того хаотичном мировоззрении современных людей. Однако, пришло время понять, что порядок и красота, образ и образование – всё это понятия, близкие по значению.

«Научиться воспринимать красоту и понимать ее смысл – значит сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несет с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал»[4], – отмечают исследователи.

Улучшить, оздоровить обстановку, вылечиться от невежества можно только таким сильным лекарством, как Культура, и то лишь «большими дозами просвещения».

Огромный потенциал знаний из этой области содержится в обширнейшем творческом наследии семьи Рерихов. Категория Красоты представлена в нем, как отмечают исследователи, наиболее полно[5]. Глубина мысли в соединении с сердечностью языка, изобразительного и письменного, стиль изложения материала помогают лучшим образом постигнуть невидимый великий смысл этого понятия.

* * *

Данный методический материал составлен, как и в предыдущих пособиях, с учетом того, чтобы школьные педагоги и преподаватели учебных заведений имели возможность применить его, опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, при необходимости расширяя и творчески дополняя каждое из приведенных положений.

 _______________________________________

[1] Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): Научно-методическая разработка. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. – 32 с.

[2] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17.

[3] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции// Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1996. - С. 292

[4] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17.

[5] См. Жерносенко И.А. Алтай в историко-культурологической концепции Н.К.Рериха. – Автореф. дисс…канд. культурол. наук. СПб.: 1997. Автор отмечает: «Культурологическая концепция Н.К.Рериха представляет собой универсальную модель культуры. Интерес к идеям и творчеству Н.К.Рериха сегодня объясняется тем, что он создал уникальную модель и стратегию преображения действительности и самого человека. В его концепции человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию. Центральное место в концепции культуры Н.К. Рериха занимает категория красоты, рассматриваемая с позиций космизма».