Педагогу на заметку

Быть мудрым скульптором в работе над собой

1. Ознакомившись с текстом очерка Елены Ивановны Рерих «Три ключа», благодаря которому, при вдумчивом прочтении и при желании, можно сложить программу самовоспитания, предлагаем составить список качеств личности:

а) черты характера, которые следует развивать в себе, например:
трудолюбие, настойчивость, правдивость, четкость в работе, отзывчивость… (продолжить);
б) воспользовавшись словарями антонимов, синонимов, толковыми словарями русского языка, составить список противоположных черт личности которые покажут, от каких ненужных привычек необходимо избавляться, например:
лень, нерешительность, лукавство, несобранность, равнодушие…(продолжить)  (см. Оковы привычек)

2. О некоторых качествах следует задуматься особенно, поскольку они влияют на развитие других важных черт личности человека, устремленного к духовному самосовершенствованию. Предлагаем подобрать к ним пословицы и высказывания выдающихся людей. Например: «Бесстрашие – великий панцирь».

3. Используя советы, данные по самосовершенствованию в очерке «Три ключа», предлагаем обратить особое внимание на тему «Искусство», воспринимая его как мощный фактор развития человеческой личности.

 

Klio muza
Муза истории – Клио
Музей и Музыка, и Музы – союз в веках неразделим

Приходилось ли Вам, отправляясь в музей и настроив себя на познавание, заметить, что такой настрой – действенное средство, приносящее радость? Самым лучшим образом влияет на сознание и приносит пользу именно такой визит – когда идешь в Дом Муз с особенным, торжественным настроем.

Первоначальное значение музея, – слово, пришедшее из Древней Греции, «музейон», дом муз – сегодня мало осознается современниками. Так же, как и то, что слово «Муза», означает «мыслящая». Сам Аполлон – как символ красоты, охранитель наук и искусств, бог-врачеватель – их предводитель – Мусагет. О многом говорят эти подробности, и многое объясняют. И неудивительно, что в наше время во многих музеях проходят концерты и поэтические вечера – достаточно ознакомиться с программами их работы на сайте «Музеи России» http://www.museum.ru/, чтобы убедиться в этом.

Путь духовного развития зависит и от умения услышать и различать прекрасные звуки в окружающем мире, звуки Музыки, значение которой в жизни человека переоценить невозможно. Ритм, заложенный в основу Музыки  – это то, что объединяет Муз словесного текста и танца с другими Музами.

Музыка, Искусство тогда возвышают, когда они учат мыслить. Отправившись в музей или филармонию, будем помнить, что мы идем не развлекаться – Искусство, истинное, есть образование. Основанное на законах Красоты, оно указывает на Прекрасное и учит красоте жизни. При всем многообразии видов и жанров искусства, настоящий мастер в любой его сфере – подвижник Красоты. И наше восхищение работой художника, музыканта, архитектора, скульптора, поэта, актера не только нужно им, авторам творений – оно необходимо нам самим. Восхищаясь красотой – мы улучшаемся, слушая прекрасное, глядя на прекрасное, стремясь постигнуть мысль художника, музыканта, творца.

 

Ценность подлинника художественного произведения

Сегодня есть возможность увидеть практически любую известную картину из любого знаменитого музея, даже не покидая собственного дома – через Интернет. Но никакие даже самые совершенные копии с использованием самых современных технических средств не передадут те краски и тончайшие оттенки цвета, которые увидел и запечатлел своей рукой мастер на холсте или бумаге. Никакая техника не заменит человеческий глаз, его индивидуальные природные способности восприятия – в этом состоит одна из загадок «волшебной силы искусства».

Но есть и другие особенности живого восприятия подлинника художественного произведения.

Когда ученый Лейбниц посетил Рембрандта, Рембрандт сказал ему, что каждый мазок, который он кладет на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает их на полотне, а значит, через поверхность картины они будут воздействовать на других. Эта мысль так поразила Лейбница, что он записал ее в своем дневнике.

(С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному)

Когда писал Рембрандт, он проживал тот образ или эмоцию, которую хотел отобразить. Он утверждал, что, если он смеется и чувствует себя счастливым, его картина будет дышать радостью, а если он пишет ее со вздохами и печалью, она будет передавать и источать несчастье. Иными словами, правдивость чувства можно передать только в том случае, если сам художник вживается в образ и испытывает это чувство. Чувство, так сказать, излучается на полотно и напитывает краски. Точно так же, как мы можем распознать почерк или характер по подписи, а хороший психометрист может тут же воспроизвести сцены и эпизоды, имеющие отношение к определенным рукописным текстам, так и обычный человек, не обладающий особой склонностью к расшифровке психических впечатлений, может настроиться и прочувствовать те мысли и эмоции, которые двигали художником. То таинственное воздействие, которое исходит от великого произведения искусства, являет собой общую сумму мыслей и эмоций художника, помноженную на его способность к их запечатлению. В великом произведении искусства находят свое воплощение великие субъективные силы невидимого, которые оживают на его поверхности и оказывают на нас свое воздействие. Невидимый мир часто излучает его на нас именно через великое произведение искусства. Потому давайте бережно и с любовью хранить великие произведения искусства, эти мощные кристаллизованные искры человеческого гения.

(С.Н.Рерих. Искусство и Жизнь)

Вот почему так важно посещать художественные музеи и картинные галереи.

 

Художник учит мыслить…

«ПЕЙЗАЖ – не картинка, а воплощенная в детали мысль о целом». Так характеризуют искусствоведы работы мастеров, живописцев-мыслителей. «Пейзаж – часть целого, которого не может охватить наш взгляд»1.

А.И. Куинджи  Дубы

Картина, где предметом изображения является природа, – пейзаж – нам может рассказать о целом мире. Как, например, мы видим это в картине знаменитого русского художника А.И.Куинджи «Дубы», представляющей «массивный, причудливо-облачный образ. Таким способом художник словно объединял конкретные вполне земные объекты природы с неземными, небесными. Облачная масса верхушек деревьев в центре картины выглядит монументальной и величественной. Это вызывает ощущение великолепной природы, напоенной земными соками и претворенной в воображении художника в нечто надземное, величаво-торжественное»2.

И действительно, внимательно рассматривая картину, стараясь вникнуть в замысел художника, возникает ощущение, что еще немного – и старые, мудрые деревья, изображенные на полотне, заговорят, расскажут внимающему, чуткому духу нечто самое важное, поведают о тайнах мироздания

В пейзажах этого художника всё дышит и живет, и всё говорит – каждая травинка и дерево, река и небо, каждое облако и даже камушки на берегу Ладожского озера. Вглядываясь в природу, изображенную на картинах А.И.Куинджи, теряешь ощущение времени, словно входишь в таинственную Беспредельность… И когда, наконец, «вернешься», начинаешь понимать, что ты и сам уже не тот, что прежде, до встречи с творчеством художника – ты точно стал богаче. Ты смотрел на мир вместе с мастером, его глазами… и стал на это время со-творцом.

«Пробудить это творческое начало в человеке – одна из важнейших и высочайших задач Искусства», – писал С.Н.Рерих3.

Художественное наследие Н.К. и С.Н. Рерихов является величайшей ценностью для всего человечества.

Художник учит мыслить… Большой художник… Но любой другой, не самый великий и знаменитый художник, тоже обогащает наше сознание – он учит наблюдательности. Без этого ценнейшего качества нет развития духа.

*     *     *

«Ключ нужен, чтобы открыть темницу»4

Три ключа – Любовь, Красота, Знание – нужны, чтобы выпустить на волю светлое творчество духа. Развитие способности творчески преобразовывать себя и окружающий мир – это и является целью воспитания и самовоспитания.

Итак, поможем себе, не стесняясь возвышенных чувств, устремимся к Красоте творчества, к Любви бескорыстной и к светлому Знанию!

*     *     *

Вопросы для размышления:

Перечислите имена всех девяти Муз, и подумайте, почему они так названы?

Почему именно Мнемосина, Богиня Памяти, является их Матерью?

Какое значение в кругу Муз имеют, по Вашему мнению, Муза истории – Клио и Муза астрономии – Урания? И как они связаны с покровителем искусства Аполлоном?

 

___________________________________

1 Из книги Д. Б. Богоявленской «Интеллектуальная активность как проблема творчества».

2 http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/duby-opisanie-kartiny-kuindzhi.htm ,    http://kuinji.ru

3 Рерих С.Н. Творческая мысль  http://lib.icr.su/node/1151

4 Учение Живой Этики. Зов.

​