Дополнительная литература к теме Дня Культуры-2013

«Любовь, Красота, Знание - основа жизни в мироздании»

Николай Константинович Рерих

Познавание Прекрасного

Платон заповедал в трактатах о государственности:

«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проведен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно-мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им, и согласовать с ним свой быт». Конечно, слово «музыка», в данном случае, мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян музыка, как служение всем музам, имела гораздо более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле.

Служение Музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого строительства не отринуты человечеством.

Подробнее...

Елена Ивановна Рерих

О РАДОСТИ

Письмо к молодежи

Представила перед своим мысленным взором много, много молодых лиц; много, много ясных, огнем сверкающих молодых глаз, и захотелось сказать им всем о Радости. Не о той бессмысленной телячьей радости, которая заставляет прыгать и скакать, и дрыгать бессознательно ногами, но о Радости мудрой, о Радости от сознания Красоты Бытия. Скажут: можно ли говорить о радости сейчас, когда столько горя, ужаса и крови кругом и такая царит во всем мире напряженность? Да, не только можно, но и должно, ибо по старой китайской поговорке "Радость есть особая мудрость", и тот, кто знает сущность, знает, что никогда нет никаких причин для печали и уныния, ибо все преходяще, и то, над чем плачем сегодня, мы будем смеяться завтра.

Даже каждое дерево одевается в радости цветами, но и, сбрасывая листья, оно не грустит, помня о весне. Радость создает вокруг нас особую атмосферу, которая притягивает к нам сердца и, следовательно, дает нам удачу, ибо ведь так естественно, что человек отвечает улыбкой на улыбку и бежит от пасмурного, недовольного и злого лица. Радость гонит от нас всякую тень уныния, благодаря которому человек всегда теряет то малое, чем он перед тем располагал, тогда как радость есть новый путь, дающий новые возможности. Светлая радость, как светильник во мгле, рассеивает всякие сердечные стеснения и затемнения.

Подробнее...

Мы ответственны в своих мыслях

Интервью Святослава Николаевича Рериха "Литературной газете", опубликованное 3 июня 1987 г

– Имя Рерих обладает несомненным общественным авторитетом, я бы даже сказала – особой магией, связанной с тем, что и Вашим родителям, и Вам удалось достигнуть редкой внутренней гармонии, найти себя в этом мире и объяснить этот мир для себя. Поэтому мои вопросы будут связаны не с Вашей творческой или общественной деятельностью, а с Вашим образом мысли, поисками истины как таковой. Многие читатели убеждены, что опытом своей жизни Вы нашли какое-то решение, и хотят знать: в чем оно, в чем его секрет, в какой мере оно приемлемо для них?

Знаете, этому секрету уже очень много лет. Еще Конфуций говорил: то, что ищет человек совершенный, находится внутри него, а то, что ищет несовершенный, – у других.

– Поговорим о несовершенных. Их, вернее, нас гораздо больше, чем совершенных. Много людей озлобленных, отчаявшихся, эгоистичных, но больше – жаждущих сделать добро, чутких и чувствительных, неуверенных в себе, ищущих приложения для своих внутренних сил.

Я бы сказал так. Смысл человеческой жизни – в достижении красоты, гармонии, в самовыражении. Самая большая задача – это самосовершенствование во всем. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это его устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону Видите ли, когда Лейбниц посетил Рембрандта, Рембрандт сказал ему, что каждый мазок, который он кладет на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает их на полотне, а значит, через поверхность картины они будут воздействовать на других. Эта мысль так поразила Лейбница, что он записал ее в своем дневнике. Я хочу сказать – все наши поступки несут отпечаток наших мыслей, поэтому мы ответственны в своих мыслях не только перед собой, но и перед людьми. Поэтому надо стараться избегать дурных мыслей, не допускать их и, напротив, стремиться к положительным. Попробуйте – в сущности, это очень просто.

Подробнее...

Уварова Л.И.

«Осознание Красоты преобразит жизнь»

Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры

Вопросы, связанные с духовностью, нравственным и эстетическим развитием остро стоят перед нашим обществом, и какие бы материальные или иные кризисы не подстерегали его, нельзя забывать, что должна быть обеспечена защита интересов и прав ребенка как личности – создание условий для его творческого, культурного развития, оказание помощи в духовно–нравственном становлении, что реализуется, прежде всего, посредством развития эстетического миросозерцания, формирования художественного вкуса.

При обсуждении и углубленном осмыслении таких понятий, как «Красота», «Прекрасное», происходит постижение внутренних эстетических связей человека с окружающим миром. А это предоставляет каждому огромные возможности – распознавания истины и осуществления роста духовных накоплений, и что особенно важно, обеспечения психологической защиты в сложном мире переходного периода.

Любовь, Красота и Действие – эта формула международного языка всегда принадлежала искусству, но ей надлежит широко войти в повседневную жизнь.

Осознанная Красота должна стать ведущим началом жизни.

Полный текст >>>

Рерих С.Н.

Искусство - великий магнит

Для меня совершенно реальной очевидно,
что в Искусстве и красоте заключены
сверхъестественные силы.
Искусство всегда признавалось и понималось
как великий магнит.

Из обращения к Ассоциации изящных искусств. Январь, 1968

Значимость искусства, его важное место в нашей жизни переоценить невозможно Мудрый еврейский философ рабби Гамалиель утверждал «Если изучение законов связано с искусством, тогда это благородное занятие» А древние римляне говорили. «Искусство долговечно, а жизнь коротка» Для настоящего мастера необходимы прилежание, преданность и посвящение себя искусству. Даже общие знания и хорошая осведомленность пройдут долгий путь, прежде чем смогут обогатить нашу жизнь, открыть перед нами новые горизонты и формы новых наиболее ценных контактов.

В этой связи я хочу напомнить, как разъясняли смысл искусства и определяли его главную задачу великие люди. Приведу некоторые хорошо известные имена. Свами Вивекананда «Человек, неспособный чувствовать величие и красоту искусства, не может быть истинно религиозным» Великий русский писатель Достоевский. «Красота спасет мир»

Подробнее...

Клизовский А.И.

Основы миропонимания Новой Эпохи

Вопрос о смысле жизни принадлежит к числу вечно волнующих, неразрешимых и роковых вопросов, которым вот уже несколько десятков столетий болеют народы западного мира. Вопрос этот встает перед каждым достигшим известного развития человеком, рано или поздно, на заре или на закате его жизни, неизбежно.

Откуда мы пришли, куда идем, какая цель существования человека на земле? Есть ли жизнь, как сказал поэт: «Дар напрасный, дар случайный», или же в беспрерывном, вечном круговороте жизни таится какой-нибудь глубокий смысл? Какой смысл в кратковременном человеческом существовании, завершением которого должна быть неизбежная, неотвратимая смерть?

 Полный текст >>>

Рудзитис Р.Я.

Искусство творить взаимоотношения

…Для успешного сотрудничества нужно утвердить в себе ряд определенных положительных качеств и изжить те отрицательные, которые будут препятствовать достижению его. Причем, для успеха дела, всего этого можно требовать только от самого себя, но никак не от других. Только таким путем осуществляется достижение того этапа, который ведет к общине; и духовные восходители смогут достичь вершины без риска свалиться по дороге в пропасть. Данный сборник является ценным пособием, можно сказать, настольной книгой для каждого, стремящегося утвердить успешное сотрудничество на пути к заповеданной общине путем подготовки к этому самого себя.

Полный текст >>>

Шапошникова Л.В.

В основе – красота и знание

Что такое Культура? Даже среди людей хорошо образованных найдутся лишь единицы, которые смогут дать ответ на этот вопрос. Но ответ может оказаться недостаточно глубоким и всеобъемлющим. Великий художник, выдающийся ученый, известный путешественник и замечательный общественный деятель Николай Константинович Рерих так определял Культуру: «Культура есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Подробнее...

Никитина Н. Н.

Педагогические лики и трансформации любви

Любовь к детям – одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, – самое необходимое качество учителя. Однако, зачастую любовь к детям воспринимается педагогом очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками и в педагогической деятельности. Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Совершенно справедливое замечание, поскольку любовь – это прежде всего нравственное чувство, а также характеристика такого уровня педагогического сознания человека, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии.

Трудно найти учителя, родителя, который не заявлял бы о том, что он любит своих учеников и детей. Но посмотрите, как многообразны лики и трансформации этой любви!

Полный текст >>>