Методический материал по теме «Совершенство – цель земных путей»

Содержание:

Занятие для учащихся начальных классов

Занятия с учащимися средних и старших классов

I. Беседа

II. Работа со словом

III. Пословица – образ

«Этика – опора жизни, а нравственный человек
– истинный гражданин жизни»
(Т. Манн)

«ПЕТЕРБУРЖЕЦ ХХI ВЕКА –

ГРАЖДАНИН НОВОЙ ЭПОХИ»

Петербургская концепция воспитания, которой свойственен комплексный взгляд на человека в масштабе социума и Вселенной, описывает портрет юного петербуржца следующим образом: это гражданин своего города, Отечества, человек, призванный решать личные и социальные проблемы в XXI веке, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира и Вселенной («Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция». – СПб.: 1994, с.3, с.5-6).

Исходя из вышеизложенного, а также из того положения, что самосовершенствование есть жизненная необходимость, День Культуры в школах предлагается провести в 2004 году под девизом «Совершенство – цель земных путей».

Ниже приводятся некоторые варианты организации воспитательной работы на эту тему.

Каждый педагог, опираясь на свой творческий потенциал, используя свой опыт работы и предложенный в данном пособии материал, сможет интересно провести занятия с учащимися на темы самосовершенствования. Это могут быть самые различные формы воспитательной работы: беседы, дискуссии, викторины, деловые игры и т.п.

Занятие для учащихся начальных классов

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: В сотворчестве с детьми обозначить нравственные принципы взаимоотношения людей, их личные моральные качества, без которых продвижение общества к лучшему будущему невозможно.

С учетом возрастной психологии, используя разнообразные дискуссионно-игровые формы актуализации творческой активности детей, пробуждающие интерес к данной теме, предлагается рассмотреть – с точки зрения самосовершенствования – наиболее важные качества, лежащие в основе нравственного воспитания. Целесообразно рассматривать как необходимые положительные, так и недопустимые отрицательные моральные качества личности, определяемые нравственными принципами.

Например, можно предложить к обсуждению следующие качества личности:

– положительные – благодарность, вежливость, верность, добросовестность, дружелюбие, ответственность, отзывчивость, скромность, смелость, терпеливость, трудолюбие, честность и т.д.;

– отрицательные – безжалостность, грубость, зависть, зазнайство, лень, лицемерие, нечестность, скупость, страх, трусость, эгоизм и т.д.


Для справки
Воспитание нравственности (из словарей по философии и этике):

Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель.

Воспитание нравственности ориентированно на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.

Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Отдельный индивид сам по себе не может стать нравственной личностью. Это возможно только в обществе, в семье, коллективе, в общении.

Воспитание нравственности не протекает самопроизвольно как составная часть социализации. Окружающие люди и общественные институты могут оказывать на человека как морально формирующее, так и деморализующее влияние.

Воспитание нравственности неотрывно от самого существования человека, его жизни как разумного существа, обладающего свободой выбора. Оно есть процесс нравственного самоопределения человека, создания самого себя посредством собственных поступков и поведения. Невозможно нравственно воспитать человека без его личного участия в этом процессе, без его доброй воли и сотрудничества, самовоспитание – существенная часть, основа воспитания нравственности.

Занятия с учащимися средних и старших классов

I. БЕСЕДА

Цель занятия:

– заинтересовать учащихся темой самосовершенствования;

– способствовать самостоятельному выводу (не обязательно озвученному) о необходимости работы над собой – для лучшего будущего как своего, так и общества в целом;

– способствовать развитию культуры мышления и одной из важнейших ее составляющих – умению правильно определять причинно-следственные связи.

 

Занятие строится на стремлении заинтересовать учащихся, привлечь к активному участию в дискуссии посредством включения их логического и творческого (образного) мышления через постановку вопроса, позволяющего определить причинно-следственные связи какого-либо явления.

В качестве исходной причины, предлагается взять, исходя из выбранной темы, то или иное утвердившееся в характере человека качество и предложить учащимся определить, к каким последствиям это может привести (см. список «Черты личности»).

Обсудить – как данное нравственное качество может повлиять:

– на будущие семейные отношения,

– на отношение с друзьями, коллегами,

– на всю дальнейшую жизнь.

Рассмотреть последствия – если выбранное качество будет свойственно: а) одному человеку, б) группе людей, в) обществу.

Необходимо учесть, что для лучшего усвоения темы следует рассматривать как отрицательные, так и положительные свойства характера.

II. РАБОТА СО СЛОВОМ.

Цель занятия: через работу со словами, эпитетами, определяющими качества личности, способствовать расширению понимания, лучшему представлению учащихся о сущности жизненных понятий и качеств личности, формированию правильного их образа.

Все это позволит более четко определить и утвердить в сознании подрастающего поколения нравственные ориентиры.

Задание 1.

Подобрать эпитеты для различных человеческих чувств и качеств личности.

Предоставить учащимся возможность подобрать эпитеты самостоятельно, затем предложить воспользоваться Словарями русского языка (в данном разделе использованы примеры из «Словаря эпитетов русского литературного языка» – СПб: «Норинт», 2002–224 с., автор Горбачевич К.С.)

Эпитет (буквально – «приложенное») – образное, художественное определение, эмоциональная, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. В нем воплощается уникальность мироощущения.

Многие эпитеты, подчеркивая внешнюю характеристику лица, предмета, явления одновременно показывают и его внутренний, духовный облик. Недаром о самих эпитетах говорится:

верный, выпуклый, красочный, меткий, образный, подходящий, справедливый, точный, удачный, яркий.

Примеры.

Эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ» – безбрежная, беззаветная, бескорыстная, братская, возвышенная, глубокая, деятельная, живая, заботливая, искренняя, красивая, могучая, настоящая, небесная, нежная, необыкновенная, непобедимая, пламенная, подлинная, поэтическая, радостная, самоотверженная, светлая, сердечная, счастливая, терпеливая, трогательная, чистая.

Эпитеты к слову «РЕВНОСТЬ» (в «Словаре эпитетов» имеется 43 определения этого качества, и все, в основном, негативные): беспочвенная, бессильная, гнетущая, мучительная, несчастная, пустая, слепая, страшная, томительная, тягостная, унизительная и т.п.

Эпитеты к слову «УПРЯМСТВО» (крайняя неуступчивость, стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу): безнадежное, безрассудное, бесплодное, бесполезное бессмысленное, злое, кап­ризное, надменное и т.п.

Эпитеты к слову «НЕВЕЖЕСТВО» (отсутствие стремления к познанию): дикое, закостенелое, косное, слепое, темное, тупое и т.п.

Задание 2.

Найти эпитеты для существительных: жизнь, личность, долг, страх, ложь, лень.

Примеры.

Слово «ЖИЗНЬ» («Словарь эпитетов», с. 67-69).

О малосодержательной, бессмысленной жизни: бездеятельная, безликая, бескрылая, бесплодная, бесполезная, бессмысленная, бессодержательная, бестолковая, бесцветная, бесцельная, бледная, будничная, вялая, глупая, глухая, дремотная, душная, животная, застывшая, затхлая, заурядная, косная, ленивая, медленная, мелкая, мещанская, монотонная, неинтересная, неподвижная, нескладная, несуразная, ничтожная, нудная (разг.), обывательская, однобокая, однотонная, одуряющая, пассивная, постная, праздная, пустая, пустозвонная (разг.), рутинная, серая, скучная, слепая, сонная, стоячая, тоскливая, тусклая, узкая, чахлая.

О жизни, доставляющей радость, счастье; о деятельной, трудовой, содержательной жизни :

активная, благородная, богатая, бурлящая, бурная, великолепная, весёлая, волшебная, вольная, восхитительная, глубокая, горячая, действительная, деятельная, доблестная, духовная, дивная, живая, замечательная, изумительная, изящная, интеллектуальная, интеллигентная, интересная, кипучая, красивая, культурная, легендарная, многогранная, многообещающая, многоцветная, могучая, мудрая, мужественная, мятежная, напряжённая, настоящая, насыщенная, одухотворённая, осмысленная, перспективная, полная, полнокровная, полноценная, поэтическая, прекрасная, приятная, просторная, радостная, светлая, свободная, сказочная, славная, содержательная, солнечная, сочная, страстная, стремительная, счастливая, творческая, торопливая, трудовая, труженическая, увлекательная, удачливая, удивительная, целенаправленная, человеческая, чудесная, чудная, широкая, яркая.

Слово «ЛИЧНОСТЬ» (о человеке как носителе каких-либо свойств, качеств).

При положительной оценке: авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одаренная, оригинальная, привлекательная, самобытная, светлая, свободолюбивая, творческая, яркая.

При отрицательной оценке: бесстыдная, криминальная, непривлекательная, низменная, ничтожная, отвратительная, подозрительная, подлая, преступная, притворная, противная, серая, скользкая, сомнительная, темная, честолюбивая, эксцентрическая.

Слово «ДОЛГ» (обязанность).

Безусловный, благородный, великий, высший, незыблемый, непреложный, непременный, нерушимый, осознанный, первостепенный, первый, почетный, прямой, святой, священный.

Важно обратить внимание учащихся на то, что слово «долг» имеет только положительные характеристики.

Задание 3.

Учащимся предлагается обсудить различные качества личности, в частности, те, которые следует всемерно развивать в себе.

Например: устремленность, жизнерадостность, инициативность и т.п.

Подобрать к ним синонимы, антонимы и близкие по значению слова, пользуясь при необходимости специальными словарями. Особенно следует обратить внимание на следующие важнейшие моральные качества: совесть, достоинство, ответственность, милосердие, сострадание – те, которые следует осознать (через углубление понимания значения этих слов) и развивать в первую очередь.

Кроме положительных, должны быть осознаны и отрицательные качества личности, от которых необходимо избавляться, такие как: высокомерие, грубость, зависть, невежество, обидчивость, мстительность, ревность, самомнение, цинизм, эгоизм – которые также необходимо обсудить, подобрав к ним соответствующие эпитеты.

Задание 4.

Отдельно рекомендуется подобрать синонимы и антонимы, а также близкие по значению слова – для каждого из качеств, способствующих успешному сотрудничеству:

доброжелательность, сердечность, приветливость, чуткость, внимательность, великодушие, дружелюбие, признательность, отзывчивость, бережливость, терпимость, верность, доверие, самоотверженность, скромность, сознательность, сочувствие, человечность, а также чувство справедливости, умение слушать, умение говорить по сознанию (список предлагается дополнить, сравнить с перечнем качеств, необходимых для партнерства).

Пример синонимов и антонимов для слова «ВЕЖЛИВОСТЬ»:

синонимы – учтивость, корректность, уважительность, обходительность, предупредительность,

антонимы – грубость, неуважительность.

III. ПОСЛОВИЦА – ОБРАЗ.

«Не всякое слово – пословица» (В.И. Даль) «Нет пословицы без правды».

Пословица – краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказания; выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория; выражение мысли в конкретном образе. В образе заключается красота, а в ней – ключ к мудрости жизни.

Задание учащимся.

Подобрать пословицы, поговорки и загадки на темы: «Знание, учение, образование», «Человек и его характер», «Дружба».

Примеры.

ЗНАНИЕ, УЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Учиться никогда не поздно.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

По ученику и об учителе судят.

Верная указка – не кулак, а ласка.

Диплом имеет, а дела не разумеет.

Не выучит школа – выучит охота.

Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.

Учи других и сам научишься.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Истинное знание не бросается в глаза (Японская пословица)

Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь (Вьетнамская пословица)

УМ (Глупость)

Глаза – чтобы видеть, ум – чтобы распознавать.

Чужим умом в люди не выйдешь.

Ум бороды не ждет.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Для мудреца вокруг тысяча загадок, для глупца или

полузнайки – все ясно. (Индийская пословица)

ЛЕНЬ

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

У лентяя Федорки всегда отговорки.

Убить бы день, а ночь и так пройдет.

Лодырь сам ляжет и коня положит.

Лентяй посреди реки просит напиться.

Ты меня, работушка, не бойся, – я тебя не трону.

ДРУЖБА

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

С иным водиться – что в крапиву садиться.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Был Филя в силе – все другие к нему валили, а пришла беда – все прочь со двора.