Лишь культурными ценностями живо человечество

Культура представляет главный смысл
и главную ценность существования
как отдельных народов и малых этносов,
так и государств.
Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

Лихачев Д.С. Декларация прав Культуры

На нашем сайте имеется описание части опыта и некоторых особенностей большой и ответственной работы в рамках организации ежегодного Дня Культуры, осуществляемой совместными усилиями многих педагогических коллективов, организаций и отдельных творческих личностей – тех, кто, трудясь на Общее Благо, действенно проявляет свое неравнодушие к проблемам юного поколения, общества в целом. Проблемы эти все более усиливаются, и это можно объяснить тем, что в наше время Культура – то, на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества – подвергается большой опасности: ее бесцеремонно теснит, занимая передовые позиции в средствах массовой информации, так называемая «массовая культура», или, как ее определяют ученые, эрзац-культура – подделка, суррогат. «Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью многих людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные, духовные ценности – ценности Культуры – на фальшивые. Ловко манипулируя этой подменой и являясь действительно массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию через СМИ, хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в нравственных, этических Основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры».

Человек, как известно, не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем самым лучшим и возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры», яростно насаждающей все самое низменное? Обывательская психология (это психология животного – поесть и развлечься) настойчиво внедряется в неокрепшие умы и находит свое место, в наши дни все более укореняясь в сознании многих, – словно и не было восторгов и находок от соприкосновения с истинно Прекрасным, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования!

Дети, юное поколение, с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость... Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении, и произойдет их замена на фальшивые ценности, если Искусство и Знание будут опошляться, как и высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если подвергнутся осмеянию такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – то становится ясно, что само здание Жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном, опасном положении. Устойчивые тенденции этого процесса мы уже наблюдаем по нарастанию общего кризиса и тех проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.

Спасение от разрушения и самоистребления, как многим сегодня становится понятно,– в Культуре, в ее этической и эстетической основе, в осознании духовных ценностей – в священном, прекрасном и познавательном, что лежит в основании творческого, мирного созидания. Воспитание и образование, базирующееся на осознании культурных ценностей, позволяет выработать молодому человеку стойкий иммунитет, умение отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей.