День Культуры 2003 г. «Культура – врата в будущее»

По установившейся ежегодной традиции, объединяющей людей в деле защиты и охранения культурных сокровищ человечества, 15 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге в очередной раз состоялся школьный праздник День Культуры.Znach03

Подготовка к нему проходила под девизом: «Культура – врата в будущее». Как всякий девиз этого праздника, предназначенный не только для внесения разнообразия, но и освещения различных граней многосложных явлений культуры, он позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии.

В этот юбилейный год подготовка к торжествам в честь 300-летия нашего прославленного города, безусловно, предоставила широкие возможности для активизации воспитательного процесса в школах. И предложенный девиз проведения Дня Культуры позволил по особенному отразить сущность великого города, являющегося одним из крупнейших культурных центров мира.

Учитывая, что одним из принципов в организации Дня Культуры является добровольность, а также, предполагая различные варианты участия в мероприятиях этого Праздника (как всей школы, так и отдельных классов и детей), любое подведение итогов в городе с пятимиллионным населением будет достаточно условным.

Однако, следует отметить, что День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов и школьников, всех людей в деле культурного созидания, с каждым годом расширяет круг своих единомышленников. Так, например, была достигнута договоренность с музеями города о поощрении детей единым пригласительным билетом, по которому они могли бесплатно посетить любой из указанных музеев:

Государственный музей истории С-Петербурга;
Особняк Румянцева. Филиал Гос. музея истории С-Петербурга;
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова;
Исаакиевский собор. Гос. музей-памятник;
Государственный музей обороны и блокады Ленинграда;
Центральный военно-морской музей;
Государственный музей политической истории России.


По поступившим в Оргкомитете сведениям от районных управлений образования и от самих школ, в мероприятиях, проходящих в рамках ежегодного Дня Культуры, приняли участие около 150 школ из 12 районов Санкт-Петербурга. Формы участия были самые разнообразные.

В этот особенный учебный день уроки, как всегда, проходили необычно.

«Светлой вестью зажечь молодые сердца» – этот завет о Прекрасном всегда помнят те, кто готовит детский праздник Знания и Красоты в школе.

В средней общеобразовательной № 136 Калининского района, праздничный день начался по традиции с проведения классных часов, посвященных теме защиты культурных ценностей. Дальнейшие уроки выстраиваются таким образом, что тема красоты творчества звучит на каждом занятии, в зависимости от специфики той учебной дисциплины, в рамках которой они проходят; здесь убеждены: наука и культура – понятия неразделимые. Также по традиции в этот день в школе почетные гости, чьи рассказы обогащают жизненный и культурный кругозор учащихся. Районная библиотека активно подключается к этому ежегодному празднику, а в школьной библиотеке к этому дню учащихся ждала новая интересная художественная выставка.

Во многих школах, как и в этой, проходила игра-дискуссия «Что значит быть культурным», предложенная оргкомитетом в специально подготовленных методических материалах. В 73-й и в 61-й гимназиях Выборгского района ребята вместе с педагогами увлеченно обсуждали эту волнующую тему и вполне научно подводили итоги игры, подсчитывая баллы по особой шкале. Так, через игру, неформально и радостно можно подвинуть сознание детей к понятию красоты симфонии качеств, к работе над собой, к теме самосовершенствования.

Самым серьезным образом отнеслись к празднику библиотекари школ Центрального района Санкт-Петербурга: в школьных библиотеках были подготовлены специальные выставки литературы, и на их основе проведены беседы с детьми о значении книги и культуры в жизни человека. Надеемся, что у нас еще будет возможность рассказать об этом после получения материалов из районного научно-методического центра. Накануне здесь прошел семинар библиотекарей, на котором шел разговор о принципах проведения Дня Культуры.

Под Знаком Культуры организованы были в этот день детские концерты и во многих школах проходили спектакли с участием школьников. А в гимназии № 116 Приморского района неизменно в такой знаменательный день, когда сердца людей устремляются к возвышенному, осуществляется постановка оперы – силами учащихся и под руководством школьных педагогов (об этом материал «Взгляд со стороны» – панель навигации слева).

Состоялись и ученические конференции, так в 540 средней школе Московского района, где старшеклассники выступили перед своими сверстниками в большом актовом зале с докладами на тему «Культура и цивилизация».

Организаторы праздника – директора школ, их заместители и помощники, учителя – все это особые люди, о которых должен быть составлен отдельный рассказ. Об их человеческих качествах, достойных восхищения, еще пойдет разговор на наших страницах.

Благодаря именно их усилиям, их сознательному участию в движении защиты Культуры, становится возможным этот красивый праздник, где все его участники объединяются бескорыстно, на основах духовной устремленности.

Shcool38_2003 Shcool540_2003 gimn73_2003
Конференция. Школа № 38. Младший хор. Школа № 540. День Культуры. Гимназия № 73.

За существенный вклад в развитие движения в защиту Культуры Санкт-Петербургским отделением Международной Лиги защиты Культуры были награждены грамотами сотрудники следующих средних общеобразовательных учреждений нашего города:

- директора и их заместители

– школа № 307 Адмиралтейского р-на

– гимназия № 61 Выборгского р-на;

– Ломоносовская гимназия № 73 Выборгского р-на;

– школа № 136 Калининского р-на;

– школа № 540 Московского р-на

– гимназия № 116 Приморского р-на;

- учителя

– школа-лицей № 95 Калининского р-на;

– школа № 270 Красносельского р-на;

– школа № 39 Невского р-на;

– школа-лицей № 597 Приморского р-на.

· школьные библиотекари

– школа № 153 Центрального р-на;

– гимназия №166 Центрального р-на;

– школа № 169 Центрального р-на;

– школа № 300 Центрального р-на;

– школа – детский сад «Радуга» Центрального р-на.

Также следует отметить активное участие в организации мероприятий в рамках ежегодного Дня Культуры следующих общеобразовательных учреждений:

– школа № 468 Выборгского р-на;

– школа № 111 Калининского р-на;

– школа № 128 Калининского р-на;

– школа № 551 Кировского р-на;

– школа № 351 Московского р-на;

– школа № 354 Московского р-на;

– школа № 667 Невского р-на;

– школа № 38 Приморского р-на;

– гимназия № 587 Фрунзенского р-на.

Много интересного проходило 15 апреля в школах Санкт-Петербурга, и среди прочих интересных событий, прошедших в честь Дня Культуры, состоялся конкурс школьных сочинений – письменных размышлений, посвященных сложной и животрепещущей теме взаимодействия Культуры и цивилизации.

«Культура и цивилизация»,

«Фальшивые ценности "массовой культуры"»,

«Что значит быть культурным».

Такие, вовсе не простые, темы были выдвинуты перед юными и перед взрослыми для обсуждения в ходе подготовки и организации Дня Культуры – 2003. Эти же темы были предложены для сочинений.

Переходный возраст подростков, переходный период в стране, переход человечества в Новую Эпоху … Все слилось в трудностях и проблемах, и их надо решать.

Тревожно за души молодых. Видят ли они, что происходит, сумеют ли отделить зерна от плевел, отличить правду ото лжи, высокое, значимое – от подделок?

С такими мыслями ожидали результатов организаторы конкурса школьных сочинений.

К счастью, педагоги и учащиеся не отступили перед трудностью. Зная возможности своих подопечных и веря в них, учителя в очередной раз проявили свои незаурядные человеческие качества и сумели вдохновить молодых людей на этот весьма немалый труд души.

Можно со всей определенностью утверждать, что в этих творческих работах ребята показали пример самоотверженности, ибо вдохновенный труд на благо общее – это не для малодушных, он возможен лишь там, где можно говорить о присутствии духа. Темы эволюции, развития общества, продвижения, подвига и, наконец, тема защиты Культуры – это всегда пробный камень для испытания духа: слова эти либо вызывают радость и вдохновение, как это бывает у одних, либо (что чаще встречается) сомнение и колебание у других. Но на то оно и новое поколение, чтобы, как полагается, браться за все, что не под силу предыдущим. Таков закон прогресса.

Однако, продолжая эту мысль, отметим, вслед за поэтом: «Все прогрессы – реакционны, если рушится человек». Именно это стало главной темой – лейтмотивом письменных работ учащихся петербургских школ на тему Культуры и цивилизации

Культура в творчестве юных:

Вчитаемся в строки сочинений. И убедимся, что немало пищи для размышлений человеку думающему могут дать эти откровения. Здесь не только мысли старшеклассников, но и рассуждения ребят помладше – юноши-семиклассники удивляют своей «взрослостью» – и даже есть совсем уникальное сочинение 5-классницы, написавшей на преложенную тему киносценарий. В основном же, из всех форм изложения материала юные творцы предпочли наиболее свободную – жанр эссе.

Ниже публикуются некоторые фрагменты творческих работ:

«Современная цивилизация – какая же судьба ждет ее? Погибнет ли она так же, как захлебнулись в своей ненависти предыдущие? Или же будет здравствовать? Это зависит только от нас. И если мы хотим выжить – стоило бы уже давно обратить внимание на то, что происходит с нашей культурой!..

Мир словно падает в пропасть, туда, откуда существует единственный выход – карабкаться наверх, снова преодолевая все те трудности, которые в прошлом встречались на этом пути».

Анастасия Лыщева. 10 кл., школа № 111

«…Да, народ сейчас говорит, что он стал культурным, цивилизованным, уже строит космические корабли дальнего полета,.. разрабатывает новые виды оружия. Дать атомную бомбу народам Земли — это все равно, что сунуть в руки трехлетнему малышу пистолет и объяснить, как нажимать на курок.».

Александр Филиппов. 7 кл., школа № 39

«Хранилище мечты и воспоминаний, слияние чувств и мыслей, дарование и безумие. Все это – человек. Все это – мы, люди.

Делая удивительные открытия, строя невероятные гипотезы, каждый день узнавая что-то новое, мы проживаем свою жизнь… В каждом обществе свои правила и законы, к которым все привыкают. Свои стандарты, которым все подражают. Хорошо еще, если это что-то стоящее, а если нет? Что тогда?..

А тогда возникает то самое понятие «массовой культуры» и ее фальшивых ценностей, над которыми не нужно задумываться, где все и так понятно, доступно любому, где все на виду. Хорошим считается то, что популярно и модно. Существует мода на взгляды и суждения, мода на жизнь, на поступки и мысли. Популярностью пользуются песенки со стандартным набором из 20-30 слов, где нет ни смысла, ни мнения. Популярны телешоу, где выставляются на всеобщий суд надуманные проблемы... Повсюду окружает нас примитивизм, предельное упрощение личности и человеческой сущности. А все потому, что большинству так жить проще…»

Дарья Семенова. 9 кл., лицей № 95

«Пристрастия народа – фантастика (фэнтези), детективы, газеты… Сгодится какая-нибудь история, отвлекающая от мирских проблем. Пленники дешевой, ни к чему не обязывающей литературы… Вот они, фальшивые ценности «массовой культуры». Бесполезные, ненужные и загрязняющие русскую литературу...

Вот только такие ли они "бесполезные"?».

Мария Белышкина. 11 кл., школа № 551

«…человек постоянно находится между истиной и ложью, он каждую секунду должен выбирать между добром и злом, а в наше время сделать это особенно трудно, ведь сейчас ложь умело маскируется под правду, а грани между добром и злом для современной молодежи почти совсем не существует.

Как же не затеряться сегодня среди всех этих фальшивых ценностей, как найти единственно верную дорогу, то есть Истину? И существует ли она вообще? Можно прожить долгую жизнь, ища ее, и так и умереть, в сомненьях. Но она существует, на ней изначально был построен весь мир задолго до нас. …Красота спасет мир, но красота, идущая от человека, его творений, светлая и радостная».

Варвара Вдовина. 10 кл., гимназия № 61

«…Что значит быть культурным? – на этот вопрос можно ответить по-разному, с разных позиций. Культура состоит из множества направлений. Также это стремление человека к самосовершенствованию, к познанию мира в самом себе. Очень много споров и вопросов порождает она. Философы теперь все чаще спрашивают: «Что делать с человеком?». Мне же кажется более важным, чтобы каждый задал вопрос: «Что мне делать с собой?».
Мария Соколова. 10 кл., школа № 270

«Юность – это прекрасный, но очень непростой период в жизни любого человека, так как в это время происходит формирование его личности. Мы, старшеклассники, пытаемся понять, какие качества нужно развивать в себе, чтобы потом смело идти с ними по жизни и приносить пользу обществу. Каждый из нас рано или поздно осознает, что только тот может считать себя достойным человеком, кто соответствует высокому уровню современной культуры».
Марина Суворова. 9 кл., лицей № 95

«Если говорить простым языком – каждый должен быть человеком, быть способным учитывать интересы другого. И с этой способностью человек не рождается, эта способность формируется в обществе, воспитывается, культивируется, а не приобретается наследственно, как дар природы. Это не отречение от самого себя , своего Я…»

Екатерина Корышева, школа № 270

«Думаю, что культура, истинная культура – это не только вежливые слова, бережное отношение к памятникам и чистоте улиц, а нечто более глубокое и духовное, … патриотизм в душе, чувство гордости за самих себя и свою родину, за всех великих людей, родившихся здесь, за все те величественные, красивые архитектурные сооружения, созданные нашими предшественниками… Думаешь о России, и на ум приходят сбивчивые слова, они превращаются в фразы, а фразы в стихи:

...И снова в утренней прохладе,

На спевке птичьих голосов

Россия в розовом наряде

Поет осинником без слов...

Евгения Баньковская. 10 кл., школа № 128

«Сколько вокруг слова цивилизация кроется тайн! Мы до сих пор не знаем, сколько их было, не знаем о других цивилизациях многого. А главное: почему они так недолговечны? Почему они уходят в прошлое, не оставив о себе следа? Кто строил загадочные пирамиды и как?.. Была ли на самом деле Атлантида? Как на старинные карты попала Атлантида, открытая в наши дни? Откуда древние знали, что это был зеленый континент? Как созданы великаны на острове Пасхи? А гигантские рисунки в долине Наска? А древняя цивилизация на Дальнем Востоке, якобы уничтоженная монголами?

Можно приводить до бесконечности тайны древних цивилизаций и – ничего не узнать! Одни догадки и предположения, Что происходит? Почему цивилизации вымирают бесследно?»

Павел Фирфаров . 7 кл., гимназии № 73

«Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Что хотим передать нашим потомкам? Что они действительно получат от нас? Мне кажется, что поиски ответов на эти вопросы и приводят нас к понятиям культуры и цивилизации... Культурный человек с уважением относится к окружающему миру, бережет и охраняет его. А человек цивилизованный эксплуатирует этот мир, ради нужд технического прогресса губит его».

Олег Передельский. 7 кл., школа № 307

Быть может, меня обвинят за консервативный взгляд на вещи, но, кажется мне, что в настоящее время это одна из главнейших проблем: если раньше жизнь шла размеренно, своим чередом, то теперь, в цивилизованную эру, мы мчимся все вперед и вперед и теряем культуру. Хочется верить и надеяться, что однажды кто-нибудь трезво посмотрит на происходящее и остановит нас... Необходимо воспламенить людей, воскресить в них дух культуры. Как это сделать?

Ася Мамедова. 9 кл., школа № 468

«Мне кажется, что технический прогресс, который способствует развитию культуры и даже появлению новых видов искусства, снижает общий культурный уровень людей… Интернет и другие средства массовой информации практически полностью вытесняют настоящее искусство. Детективы в ярких обложках, которые штампуются немыслимо огромными тиражами, можно найти повсеместно. Самое интересное, что их раскупают с огромной скоростью. Теле- и радиоэфиры забиты низкопробным творчеством сотен коммерческих проектов, цель каждого из которых – зарабатывание денег. Рынок диктует свои правила. Многие талантливые люди вынуждены оставить свои идеи и задумки и заниматься тем, что приносит прибыль. Сейчас скандал и эпатаж ценятся гораздо дороже, чем ум и талант. Многие политики бьются над тем, как разрешить эту проблему, как заставить школьников поменять компьютерные игры на чтение Достоевского, Мне не кажется, что в ближайшее время этого удастся добиться…Возможно, скоро начнется новый этап развития человечества…»

Милана Дзгоева. 9 кл., 73 гимназия

В результате... воздействия массовой культуры человек освобождается от забот и трудов, продиктованных любовью и состраданием, долгом чести или исканием таланта. Погибая от полного порабощения и удушения в бездуховной атмосфере массовой культуры, личность однако испытывает иллюзию полного освобождения. Увы, это всего лишь освобождение от жизни, открывающее путь к духовной смерти.

В чем же выход? Вероятно, в том, чтобы не становиться рабом технических средств, а быть их хозяином, разумно используя их лишь для помощи в работе. Кроме того, конечно, не следует становиться рабом поступающей информации, стараясь объективно осмыслять и критически оценивать все сообщения СМИ. А для этого, конечно, необходимо приобрести истинно духовную культуру, воспитать в себе творческую активность и непрерывное стремление к духовному самосовершенствованию, никогда не позволяя себе очерстветь сердцем, НО всегда сохраняя в душе способность и потребность отзываться на боль и страдания ближних, оставаясь всегда живым человеком среди людей.

Олег Малинин, Екатерина Андреева. 11 кл. школа № 468

​