«Человек будущего – человек нравственный»

Методические материалы для педагогов и организаторов Дня Культуры в 2010 году


Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием,
без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести
из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание.
Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться.
Л.Н. Толстой

Известно, что каждому обществу свойственно стремиться к развитию, совершенствованию; человек – часть общества, и ему также характерно это стремление. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания многим поколениям лучшие представители человечества, определяя направления развития общества. Знание и нравственность, духовность и красота – это те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания.
Помочь молодому поколению осознать духовные ценности, духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога и ученого, преподавателя, каждого воспитателя и родителей. Стремясь к самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в других, они помогают человеку устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места девиациям и унынию, и тогда любой человек в свое будущее может смотреть легко, приветствуя его и не опасаясь за свою судьбу, как это наблюдается в большинстве случаев.
В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, безуспешно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и при этом тщетно надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни. Но утверждающийся Новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
"Культура в основе своей есть Эволюция", - писала выдающийся философ ХХ века Елена Ивановна Рерих, автор многих трудов, посвященных темам эволюционного развития общества, его культурного совершенствования. Об особенностях морально-нравственного, духовного развития человека говорится в ее работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)»*. Этапы этого развития, о которых говорится в статье, можно пояснить следующим образом.
Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения (см. рис.), соответствуя животному плану развития (животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов /Сл. русск. яз./). Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда мы становимся нравственными – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.
Духовность заключается в совершенстве моральном, нравственном.

shema
Если темы духовного совершенствования личности станут естественными в образовательном процессе (можно в каждом научно-предметном цикле уделить им время, понимая их значимость) – они станут частью профилактической деятельности в большой и важной работе по нравственному оздоровлению общества, и это может решить многие психологические и другие его проблемы.


Без темы духовного, нравственного здоровья – нет будущего.
____________________________________
* Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) //Новая Эпоха. – 1999. – № 1/20. – С.57-63.