День Культуры 2000 год

«К миру и ненасилию через Культуру»

 
Emblema_2000День Культуры в школах Санкт-Петербурга под девизом «К миру и ненасилию через Культуру» был согласован и одобрен Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, что позволило провести это мероприятие под эгидой этой международной организации.

 В 2000 году День Культуры в Санкт-Петербурге проводился в пятый раз. В связи с тем, что этот год ЮНЕСКО был объявлен Международным годом культуры мира (резолюция 52/15 от 20 ноября 1997 г.) и соглашаясь с важностью постановки такого вопроса, понимая, что только через осознание важнейшей роли Культуры в развитии всего общества возможно продвигаться к всеобщему миру и сотрудничеству – в 2000 году День Культуры было решено провести под девизом: «К миру и ненасилию через Культуру». Культурно-воспитательная работа в этом направлении должна способствовать расширению сознания детей, воспитанию у них основ мирного сосуществования, опирающихся на высоконравственные принципы взаимоотношений между людьми, на стремление к общему благу и справедливости.

Человечество подошло к необходимости решения проблемы взаимоотношений, к формированию нового понятия – КУЛЬТУРЫ МИРА, как основы достойного, мирного сосуществования, подготовки почвы для лучшего будущего.

Ибо все те проблемы, которые так ярко предстали в последние годы перед странами и людьми, их населяющими, уходят корнями в мировоззрение человека – в его сознание, мотивы его поступков и поведения. Только изменив самого человека – его отношение к окружающей действительности, образ жизни и действия – можно рассчитывать на построение на планете целостной, прогрессивной цивилизации, считают ученые.

Наука вплотную подошла к доказательству существования взаимосвязи человеческого бытия с законами мироздания. Основы миропонимания новой эпохи, несмотря на кажущуюся сложность темы, могут вполне конкретно и кратко выражаться в единой формуле:

согласно древним учениям и теперь уже современным исследованиям ученых: человек – это часть одухотворенной энергетической системы космического мироздания, и он развивается по законам, внутренне присущим этой системе.

От того, насколько осознана человеком космичность бытия и ответственность людей за эволюцию на планете зависит, проявляет ли он активную, созидательную роль в жизни общества или предпочитает слабовольный уход от действительности, отгородившись иллюзиями обывательского существования.

К такому же выводу пришли участники Международной конференции "Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России", которая состоялась в октябре 1999 года в Москве. Обращаясь к Генеральной Ассамблее ООН, Генеральной конференции ЮНЕСКО, правительствам, парламентам и педагогической общественности стран мира с проектом КОНВЕНЦИИ о миротворческом воспитании они приводят следующее определение:

часть 1. Статья 1. В настоящей Конвенции "миротворческое воспитание" понимается как организация деятельности человека и образовательно-воспитательных структур, направленной на сознательное саморазвитие и самореализацию личности в процессе ее разносторонней жизнедеятельности, обеспечивающей осознание человеком:

– целостности мира как единства природной, социальной и духовной среды его обитания;

– жизненной необходимости плодотворного сотрудничества народов и государств для сохранения планеты, цивилизации и культуры;

– согласия между людьми и народами как основы любых действий во имя процветания и прогресса человечества.

Миротворческое воспитание формирует духовные предпосылки безопасного и гуманного будущего для всех, активного участия каждого человека в созидании будущего.

Культура мира является одной из граней Культуры. Бессмысленно пытаться воспитать в человеке культуру мира, не заботясь о его общем культурном уровне. О каком сотрудничестве и взаимопонимании может идти речь без культуры мышления? Также без культуры чувств невозможно воспитать доброжелательность и терпимость, сострадание и взаимопомощь. Только повышение культурного уровня людей может приблизить нас к решению проблемы культуры мира.

При этом необходимо четко разделять понятия культуры и цивилизации. Видный деятель мировой культуры Николай Константинович Рерих считал, что продвижение человечества и каждой личности к Культуре осуществляется следующими этапами: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры»[1].

Следовательно, проблемы культуры мира тесным образом связаны с темами воспитания и самовоспитания, с важнейшим вопросом о смысле жизни.

Познать, постичь духовные начала бытия призван каждый учитель, каждый воспитатель, чтобы помочь вступающему в эту сложную жизнь подрастающему поколению не заблудиться в ней в самом начале.

Для чего живет человек на свете? – Чтобы стать лучше. Чтобы подняться к вершинам своего «Я», чтобы отдать обществу, миру лучшие свои достижения, тем самым выполняя свою главную жизненную задачу, внести свой вклад в эволюцию человечества.

Если бы такие истины мог услышать, познать, осознать каждый, кто ежедневно садится за школьную парту – иная была бы статистика по количеству правонарушений, и вряд ли сегодня так остро стоял бы вопрос о наркомании.

Кто может указать вступающим в жизнь молодым людям эти истины, указать на цели и задачи существования человека на земле? – только тот, кто сам их осознал, глубоко усвоил и устремился к их достижению.

Когда говорят о культуре мира, как правило, речь идет о воспитании терпимости и доброжелательства.

Но сами по себе эти высокие нравственные качества не могут возникнуть в характере человека, если не проявлена воля к саморазвитию, а до этого – если не осознана необходимость самого совершенствования. Поэтому так важно в самом начале ставить вопрос о цели и смысле человеческого существования, о постижении особого Знания – духовных законов бытия, ведущих человека к необходимости самосовершенствования.

Таким образом, задачи самосовершенствования являются сутью проблемы формирования культуры мира.

Сложнейший процесс становления нового человеческого сознания через современное миропонимание – к преобразованию себя и мира – призваны облегчить и в большой мере осуществить педагоги, а также ученые, деятели культуры и все те, кто своим устремлением к общему благу прокладывают путь к формированию высокой культуры мышления членов общества.

В соответствии с выбранным девизом Дня Культуры для достижения поставленных целей в воспитании детей, педагогам было рекомендовано проведение различных культурных мероприятий, активизирующих учащихся к решению следующих вопросов:

- Что такое Культура? Что лежит в ее основе? Каково ее значение в жизни общества?

- Почему сегодня Культуру нужно защищать?

- Красота как универсальный критерий оценки деятельности человека

- Чем различаются понятия «культура» и «цивилизация»?

- Какие ценностные установки, мировоззренческие взгляды, типы поведения и образы жизни способствуют разрешению проблем и споров мирным путем, в духе уважения человеческого достоинства и терпимости?

- Культура мира – как часть общечеловеческой Культуры – направлена на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике взаимного уважения и любви.

- Объединение людей в защиту мира, в защиту Культуры – насущная необходимость для выхода из «цивилизованного кризиса».

Подготовка ко Дню Культуры может осуществляться весь год, и Дни Культуры превратятся в повседневные часы и минуты, в течение которых будут жить и применяться основы Культуры, складываться Этика будущего – созидание мира как основы жизни.

Такая высокая задача ко многому обязывала и педагогов, и всех тех, кто в сотрудничестве с детьми готовил этот Праздник. Во избежание профанирования великой идеи, каждому участнику этого благородного процесса культурного созидания необходимо было осознать ответственность за качество своей деятельности, ибо Культура означает высшее служение совершенствованию, а значит, накладывает обязательство по отношению к бытию.

В феврале - марте был проведен Фестиваль детского творчества , лауреаты и участники которого были награждены 15 апреля дипломами, грамотами, памятными значками, бесплатными приглашениями в Государственный Русский музей, Государственный Этнографический музей, Филармонию, Капеллу, детский музыкальный театр «Зазеркалье», Театр Юношеского Творчества городского Дворца творческого юных и на торжественный концерт, посвященный Дню Культуры, с участием детских творческих коллективов. Награждение лауреатов конкурса рисунков проходило 15 апреля в художественном училище им. Н.К. Рериха, где для гостей был организован концерт с участием воспитанников музыкального училища им. М.П. Мусоргского.

Более 60 школ из пяти районов Санкт-Петербурга приняли активное участие в проведении 15 апреля Дня Культуры по теме Культуры Мира.

Для расширения и популяризации движения по объединению в воспитании детей через проведение Дня Культуры, в Санкт-Петербурге в 2000 году, оргкомитетом совместно с СПб Государственным Университетом педагогического мастерства и районными комитетами образования было организовано показательное для педагогов проведение Дня Культуры.

Детская Галерея Мира

gallermira
С 11 по 14 апреля 2000 года в рамках Дня Культуры в Международной детской Академия Художеств была открыта Детская Галерея Мира где проходили мастер-классы, уроки мира и спектакли для детей. Уроки мира – это уроки высших общечеловеческих ценностей, творчества, приобщения детей с ранних лет к Культуре мира. Темы некоторых из них: "Мама", "Земля – наш Дом", "Солнце мира", "Город мира", "Человек мира", "Цветок мира", "Птица мира" и др..

Главная цель Детской Галереи мира – утверждение необходимости мира и ненасилия на Земле как основы существования и дальнейшей эволюции человечества, воспитания и образования детей через Культуру, Красоту и Творчество, укрепление международного сотрудничества посредством творческих контактов детей разных городов и стран ради мира и подъема Культуры на планете.

Детская Галерея мира создана из рисунков, которые родились в процессе различных уроков мира на базе Школы мира "Семицветик" г Троицка Московской обл. (инициаторы и организаторы – педагоги Школы мира "Семицветик" С.Г.Ашикова, В.И.Ашиков – авторы Российской программы воспитания и развития дошкольников "Семицветик", утвержденной Минобразованием РФ).

gorodmira2 gorodmira1 gorodmira3

В собрание рисунков детей из Троицка гармонично влились детские работы из Дагестана, Краснодарского края, Индии, Германии, Тибета, Японии и других стран.

*   *   *

Городские мероприятия 15 апреля, посвященные Дню Культуры:

Гимназия 116, Приморского района – показательное проведение школьного Праздника Дня Культуры для педагогов города

Детский музыкальный театр «Зазеркалье» – торжественный концерт детских творческих коллективов, посвященный Дню Культуры.

Художественное училище им. Н.К. Рериха – награждение Лауреатов конкурса детских рисунков, посвященного теме защиты Культуры, экскурсия по экспозициям училища, концерт муз. училища им. М.П. Мусоргского.

Театр Юношеского Творчества – Спектакль, посвященный Дню Культуры, по пьесе А. Володина «Ящерица».

________________________________

[1] Н.К. Рерих. Держава Света; Священный дозор. – Рига, 1992, с. 74.

​