Особенности школьного Дня Культуры (цели, задачи, формы организации)

335_3

Идея проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга возникла из стремления общественности оказать помощь школьным учителям и другим педагогам в воспитании подрастающего поколения, когда в трудное переходное время смены эпох наше общество столкнулось со многими проблемами, в том числе и духовно-нравственного воспитания. Необходимо было найти средство, которое способствовало бы скорейшему просветлению сознания, его качественному росту, актуализации духовной активности. На одно из таких действенных средств спасения указывал в свое время Н.К. Рерих. «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»[1].

Опыт работы по проведению школьного Дня Культуры позволяет выделить организационные моменты, которые начинаются, как это принято, с определения цели и задач.

Целью школьного Дня Культуры является: установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.

      В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, связанные с тем, чтобы способствовать:

• пониманию обществом истинного значения Культуры – как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии – всего священного, познавательного и прекрасного;

• осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

• признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

• воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утончённого, расширенного сознания, что может осуществляться путём:

– ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях мирового искусства и литературы, в достижениях науки, а также в различных этических, философских, религиозных учениях;

– создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества;

– воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека;

• а также способствовать объединению людей в устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

КАК ПРОХОДИТ ЭТОТ ДЕНЬ?

Прежде всего, в такой День (по замыслу его вдохновителя – Н.К. Рериха) вместо обычных уроков должны прозвучать вдохновенные поэтические рассказы о лучших достижениях человеческого творчества, которые могут «светлой вестью зажечь молодые сердца».

Далее следует отметить, что в процессе подготовки и проведения этого Праздника используются самые разнообразные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, беседы и лекции, дискуссии и диспуты; творческие и музыкальные вечера; проведение различных тематических выставок; организация конкурсов, викторин, концертов классической музыки, театральных постановок; просмотр видео- и слайдпрограмм; посещение театров, музеев; автобусные и пешеходные экскурсии по городу, области, другим регионам и т.п.

                

Годы практики выявили некоторые характерные черты и особенности организации этого Праздника, которые заключаются в следующем.

1. День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения и, в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе.

2. Праздник Дня Культуры проводится в один день (в данном случае – 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.

3. День Культуры как сознательное объединение людей в защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира; это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» Знамя Мира – Знамя Культуры – было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей. (Амарантовый цвет – особый красный цвет амарантового дерева)

4. Праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет день «когда во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»[2], т.е. этот праздник провозглашает торжество Знания, подвига и Красоты.

5. В основе Дня Культуры заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, «насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало, как жизнедатель». Следовательно, День Культуры не должен быть превращен, как предостерегал Н.К.Рерих, в лицемерные лжеторжества, «когда нет истинной радости, но только подделка под радость», когда нет убежденности в правильности и крайней необходимости собственной деятельности.

6. Организационно День Культуры разделяется на два главных этапа: подготовки и проведения. Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию различных мероприятий, способствующих воспитанию у подрастающего поколения высоких эстетических чувств, развитию художественного вкуса, углубленного понимания мира. Второй этап – проведение самого Праздника – отличается тем, что здесь на первый план выходит особая торжественность момента: когда всех участников Праздника объединяет возвышающее чувство единства в мыслях о Культуре, в делах по защите светоносного значения Знаний и Красоты.

Необходимо отметить, что школьные библиотеки и музеи могут стать лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры.

Библиотека в школе – это центр Культуры, и библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания.

Выставки книг о Культуре и репродукций по искусству в течение учебного года – прекрасное продвижение к целям Дня Культуры.

Тематические подборки литературы для школьников: по различным видам искусства, по отраслям науки, по истории религии, а также этических и философских учений; выставки методических материалов по теме нового мировоззрения для учителей – все это неоценимая помощь педагогам и организаторам Дня Культуры в подготовке сознания детей к этому Празднику.

              

Заниматься воспитанием вкуса, распространением чувства Прекрасного, всеми родами искусства – вот основная задача музеев, и остается только сожалеть, что «многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение»[3].

Музей – обитель всех родов Прекрасного. И не только в смысле сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего их применения. Пора уходить от ограниченного понятия Музея как хранилища, а возвращаться к первоначальному его значению: Музейон – это прежде всего Дом Муз, и сама школа может стать таким Музейоном.

Однако, как в любом большом и важном деле, при подготовке Дня Культуры могут возникнуть свои проблемы, и надо ожидать что трудности эти сообразны размеру самого дела. Как выясняется, за последние полвека проблемы эти мало изменились, и вот как о них писал Н.К. Рерих в статье «Постоянная забота».

«За годы подготовительных действий наши разнообразные комитеты могли убедиться, что осознание Культурных ценностей совсем не так легко проникает в разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди интеллектуаль-ных слоев было встречено немало враждебности и непониманий.

Таким путем и впредь нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие будут истерически вопить о Культуре и в то же время не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти. Будут продолжаться дни Культуры, на которых будет внешне повторяться это слово, но никаких действенных последствий не будет происходить»[4].

И еще: «Если вы где-либо услышите о каких-то торжествах культуры, о праздничных днях, культуре посвященных, а затем узнаете, что на следующий день там же творилось и допускалось нечто антикультурное, то не верьте в эти торжества. Они были лишь суесловием и лжесловием. Они лишь опоганивали светлое понятие культуры. Теперь много где бывают объявленные дни культуры, на которых люди клянутся друг другу в том, что не допустят более некультурных проявлений... Как было бы хорошо, если бы все эти клятвы были искренними и неизменными... Нельзя зря или злоумышленно произносить большие слова... Необходимо вспомнить о принципах культуры и не для лжедней культуры, но для внесения ее основ в жизнь каждого дня.

Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни культуры. Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточными. Ведь одно повторение слова "культура" еще не значит основание и применение этого понятия... Также невозможно профанировать и то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования»[5].

Тому, кто хочет помочь делу культурного строительства проведением Дней Культуры, необходимо также учитывать следующее.

Для того, чтобы успешно начать осуществлять эту деятельность в соответствии с ее высокими целями, необходимо прежде всего проявить внимание к тем, кто будет непосредственно решать культурно-воспитательные задачи, утончая и облагораживая дух человеческий. Как мудро изрек поэт:

«Красу не оценить неискушённым глазом –
Алмазы огранить возможно лишь алмазом».

Кто сможет утончать сознание своих воспитанников? Только тот педагог, кто сам осведомлен и опытен в деле духовного совершенствования, кто позаботился о своем духовном росте, кто владеет основами передового мировоззрения. Иначе – неизбежна профанация (когда великие идеи искажаются неправильным, невежественным к ним отношением, что совершенно недопустимо), иначе – может получиться, что любой выход в кинотеатр или посещение любого театрального спектакля уже будет восприниматься как выполнение задачи культурного воспитания.

Подготовка сознания детей к восприятию Прекрасного требует от самого педагога предварительной работы по собственному усвоению истинного понимания Культуры в духовном её значении – как синтеза Знания и Красоты, единства Познавательного и Прекрасного.

              

Практика проведения ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области за последние годы подтверждает, что именно так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем:

с невежеством – противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте;
с пошлостью – являя юным прекрасные примеры духовного творчества;
с косноязычием – показывая, как творили великие деятели, поведав об утончённой простоте их языка, которая приходит лишь с чувством гармонии.

День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди которых:

– доступность этого средства для всех участников воспитательного процесса;
– вместимость по содержанию;
– разнообразие форм;
– неограниченность по широте охвата;
– гибкость применения в меняющейся обстановке.

*  *  *

Многое можно сделать полезного таким путем для мира, для Культуры, дать толчок к развитию, к росту и «вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал»[6].

___________________________

[1] Знамя Мира – М: МЦР, 1995.с.68.
[2] Там же, с. 106.
[3] Н.К. Рерих. О Вечном. – М.: Политиздат, 1991, с. 14.
[4] Знамя Мира – М: МЦР, 1995.с. 129.
[5] Н.К. Рерих. О Вечном. – М.: Политиздат, 1991, с.114.
[6] Знамя Мира – М: МЦР, 1995. – с. 83. 

​