День Культуры как метод приобщения юного поколения к культурным ценностям

Анализируя затянувшееся кризисное положение современного российского общества, исследователи указывают на возникшую в последнем десятилетии тенденцию к снижению человеческого потенциала, к анархизации общества и массового сознания; отмечается безусловное и резкое снижение общественной морали и нравственности. «Личная выгода все чаще ставится выше доводов совести, неуклонно падает авторитет закона и права, вульгаризируется повседневная массовая культура» – пишут ученые [1]. Так, проводя обстоятельный анализ сложившейся ситуации, академик Т.И.Заславская делает вывод о том, что социальная политика государства должна ориентироваться не на отдельные тактические, а на стратегические общенациональные цели, достижение которых требует значительного времени, но определяет будущее страны. В работах автора подчеркивается мысль о том, что сегодня поиск критериев движения вперед, поиск новых социальных координат необыкновенно важен для России.

Спасение общества от кризисов, от деградации, как сегодня многим становится понятно,– в культуре, в ее этической и эстетической основе, в осознании каждым членом общества духовных ценностей, которыми жило и живет человечество, – всего священного, познавательного и прекрасного, что составляет культуру, что лежит в основании творческого, мирного созидания. Культура, как известно, выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии общества, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным; она в состоянии урегулировать возникшие противоречия между человеком и техникой, т.к. разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьезную нравственную проблему.

В научной литературе также отмечается, что успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций в обществе. Ценностные ориентации (как элементы сознания, отграничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого) задают общую направленность интересам и устремлениям личности; создают иерархию индивидуальных предпочтений и образцов. Это проявляется и раскрывается через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций. Из этого видно, что ценностные ориентации, установки имеют определяющее значение в развитии личности.

Среди общечеловеческих ценностей, основу которых составляют ценности природы и культурные ценности, на первое место выдвигаются высшие духовные ценности, проявляющиеся в формах духовного, нравственного, эстетического развития человеческих индивидов [2].

Общечеловеческие цели и ценности суть культурные ценности, – отмечается в специальных исследованиях по этому вопросу. Критерием культурной ценности явлений выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание». Они находят свое воплощение в предметах, идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции; это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность.

В сложные периоды социального переустройства общество характеризуется так называемой «революцией в умах», что связано с переоценкой ценностей, и это может выразиться, в результате, вполне позитивно – при одном условии, что в эти времена по-новому засияют изначальные ценности, основанные на правилах взаимоотношений людей: добро, долг, истина, красота, совесть, справедливость, честность и т.п. Выраженные в универсалиях культуры, эти ценности выступают как этические нормы – гуманистические, духовные основы жизни. В наше время все эти понятия заново осознаются обществом и предстают в качестве жизненной необходимости как условие выживания и прогресса. Однако, все это пока имеет отражение лишь в научных изысканиях, и требуется большая просветительская работа для того, чтобы вывести вечные, изначальные ценности на уровень общественного массового сознания, где, к сожалению, укоренено представление о ценностях лишь с точки зрения золотой валюты.

Проблемы эти в последнее время всё более усиливаются, и это можно объяснить тем, что в настоящий период общественных преобразований Культура (то, на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества) подвергается большой опасности: ее бесцеремонно теснит, занимая передовые позиции в средствах массовой информации, так называемая «массовая культура», или, как ее определяют ученые, эрзац-культура – подделка, суррогат.

«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью многих и многих людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные, духовные ценности – ценности культуры – на фальшивые, пользуясь мишурой. Ловко манипулируя этой подменой и являясь, действительно, массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию через СМИ, хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в нравственных, этических Основах жизни. Именно в подмене ценностей Искусства, Науки, Религии, в подмене моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры»[3].

Человек, как известно, не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем самым лучшим и возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры»? Потребительская психология, подобная потребности животного – поесть и развлечься, – затрагивает неокрепшие умы, что является опасным для будущего развития юного человека.

Спасение от саморазрушения и самоистребления, как многим сегодня становится понятно, заключается, конечно, прежде всего, в подъеме культуры, освоении духовных ценностей как важных стимулов к духовному восстановлению и возрождению. Воспитание и образование, базирующиеся на осознании культурных ценностей, позволяют выработать молодому человеку стойкий иммунитет к отрицательным формам жизни, умение отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного – как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей.

Таким образом, охраняя культурные ценности, мы обладаем возможностью возрождать и укреплять духовное здоровье человека. В этом заключается неоценимое значение движения в защиту Культуры.

Правильное понимание природы целей, уяснение взаимосвязи понятий «цели» и «ценности» имеет особое значение для выбора способов направленности социальных действий – в первую очередь, это важно в отношении управляющих воздействий, осуществляемых как в целом в системе управления, так в образовании.

Цели образования и цели общества соотносятся между собой в соответствии с иерархией целей, где превыше всего, наряду с ценностями жизни, стоят цели-ценности культуры, духовные ценности [8]. Все это требует незамедлительного осмысления в обществе.

В наше время объективно возникает необходимость выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых, поскольку, в целом, от образования, системы его организации в направлении культурного формирования личности, зависит успех развития общества.

Цели образования, – по определению выдающегося ученого, философа и педагога С.И. Гессена, – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек[4].

В современном обществе культурная политика должна стать решающим моментом в развитии общества, определяющим фактором любой политики, в том числе и экономической. Стабильность политической системы, экологическая, демографическая ситуация в значительной мере обусловливаются культурными факторами. Под культурой в данном случае понимается весь комплекс духовных достижений общества, как в материальной, так и в духовной, интеллектуально-нравственной, сфере деятельности людей. Культура есть исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый как инструмент беспрерывных преобразований, как человека, так и окружающей среды, обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях.

Образование представляет собой основу духовности, но чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на мировую и национальную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Определение и понимание ценностей имеет решающее значение при понимании и определении культуры. Именно от понимания культуры, – как пишут ученые-социологи, – зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология; «понимание культуры становится задачей и обязанностью общества» [5].

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – писал в свое время, опережая события, выдающийся деятель мировой культуры Н.К. Рерих, который не только мыслил дальновидно, но и умел решительно действовать, организовав международное движение в защиту культурных ценностей.

Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию.

* * *

Для утверждения в жизни духовных начал, для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира – в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого заключается в том, чтобы путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живет человечество. Так было положено начало новой традиции – проведения Праздника возвышенной и утонченной Культуры, особенно необходимой в трудные времена. «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем», – писал инициатор этой идеи выдающийся художник и мыслитель Н.К. Рерих. «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»[6]

Ежегодный школьный праздник День Культуры в Санкт-Петербурге имеет уже более чем десятилетнюю историю и приурочен к 15 апреля – дате подписания в 1935 году Международного Договора по охране и защите культурных ценностей человечества – Пакта Мира, который в дальнейшем лег в основу Гаагской конвенции (1954 г.).

Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.

banner-3
День Культуры как сознательное объединение людей в защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира; это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые[7] сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» Знамя Мира – Знамя Культуры – было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей.

Оргкомитет[8] по проведению Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга ежегодно предлагает проводить этот городской праздник под определенным девизом – не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии.

Темы Дня Культуры по годам:

«Россия, Русь – Отечество мое» – 1999 год

«К миру и ненасилию через Культуру» – 2000 год

«Познание мира через искусство» 2001 – год

«Родина в сиянии подвига и красоты» – 2002 год

«Культура – Врата в будущее» – 2003 год

«Совершенство – цель земных путей» – 2004 год

«По ступеням человечности – к ценностям Культуры» – 2005 год

«Ориентир высоты задается Культурой» – 2006 год

«Книга – символ культуры и образованности» – 2007 год

«Путь Культуры лежит через сердце» – 2008 год

«Осознание Красоты преобразит жизнь» – 2009 год

«Человек будущего – человек нравственный» – 2010 год

«Земля в мерцании космических миров» – 2011 год

«Помоги земле Русской!» – 2012 год

«Любовь, Красота, Знание - основа жизни в мироздании» – 2013 год

«Лишь культурными ценностями живо человечество» – 2014 год

«Мир через Культуру» – 2015 год

Как показывают результаты, темы эти находят отклик у школьников – убедиться в этом нетрудно, познакомившись с их творческими работами ежегодного городского конкурса сочинений, который стал традиционным в период подготовки ко Дню Культуры.

К примеру:

«Стать лучше и совершеннее – что это значит?», «Для чего живет человек?» – на такие вопросы предложено было ответить школьникам в 2004 году в преддверии праздника под девизом «Совершенство – цель земных путей». К общей радости педагогов и организаторов конкурса, учащиеся явили высокие примеры красоты и культуры мышления – они четко обозначили духовные ориентиры своего совершенствования, указав на необходимость нравственного, культурного развития всего общества. Заметим, что сама по себе способность браться за решение мировоззренческих вопросов говорит о зрелости личности, и эта характеристика вполне соответствует современному школьнику. Необходимо подчеркнуть, что такую способность проявили не только старшеклассники, но и подростки младшего возраста. Их творчество о многом заставляет задуматься взрослых и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то – и в целом на поколение юных.

В 2005 году, когда отмечалось 70 лет со дня подписания Пакта Мира, День Культуры в школах Санкт-Петербурга проводился под девизом: «По ступеням человечности – к ценностям Культуры». В соответствии с девизом школьникам было предложено высказаться по следующим темам: «Лишь духовными ценностями живо человечество», «Почему нужно защищать культурные ценности?» и «Человек, будь человечнее!» Около 400 сочинений, отобранных педагогами 78 школ из 15-ти административных районов Санкт-Петербурга, показали, что темы нравственных основ бытия, жизненных смыслов, глубокого философского содержания не чужды юному поколению.

 

Анализируя опыт проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга, руководитель центра теории и практики воспитания Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Е.Н. Барышников заключает: «Человека воспитывает среда, в которой он проживает, люди, с которыми он встречается, события, в которых он участвует. Во многих образовательных учреждениях Санкт-Петербурга складывается годовой круг школьных событий, которые оказывают на учащихся определенное воспитательное влияние. В качестве школьного события можно рассматривать проведение в школе Дня Культуры. Опыт проведения Дня Культуры показал их неоспоримый воспитательный потенциал. Методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач» [9].

* * *

Несмотря на сложные процессы, происходящие в обществе, не будем забывать, что забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, об их здоровье как физическом, так и духовном, является самой главной задачей, так как они – дети, подростки, все молодое поколение – вместе со взрослыми остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.

На пути осознания Прекрасного, почитания духовности и Культуры нет разрушений и пороков общества. Будем надеяться, что стремление к творческому единению людей доброй воли получит дальнейшее развитие, и культурная общественность России, других стран широко присоединится к движению Культуры.

Прислушаемся к словам великого Николая Константиновича Рериха: «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»[10].

_________________________________

[1] Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // ОНС – Общественные науки и современность. – 2005. – № 4. – С.20.
[2] Общечеловеческие и национальные ценности в изменяющемся обществе [Р.К. Кадыржанов, К.Ж. Нугманова, А.Г. Косиченко и др.] – М-во науки, Акад. наук Респ. Казахстан, Ин-т философии. – Алматы, 1997.– 219 с.
[3] К «массовой культуре» относятся такие направления и проявления, как: СМИ, транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика; индустрия досуга и имиджа – система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и другие формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных услуг в самоцель существования – подробнее см. Энциклопедию «Культурология. XX век» (СПб.: Университетская книга – «Алетейя», 1998. – Том 2 – С. 22).
[4] Гессен С.И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс, 1995. – С.36.
[5] Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС, 2006, № 12. – С.65.
[6] Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 71, 83.
[7] Амарантовый цвет – особый красный цвет амарантового дерева.
[8] Оргкомитет (в него входят работники системы образования и культуры, представители общественности, в том числе из Международной Лиги защиты Культуры), выполняя объединительную функцию, задает тему праздника, разрабатывает методические пособия, проводит конкурсы творческих работ и т.п.
[9] Уварова Л.И., Полякова Т.И. День единения в Культуре: Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – С. 114.
[10] Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 68.

 

​