День Культуры 15 апреля 2017 года

«Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность»

(пояснительный материал для педагогов и организаторов)



I. В труде – эволюция

Памятник Петру I («Царь-плотник») на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге

Включение темы эволюционной роли труда в перечень обсуждаемых сегодня вопросов можно считать чрезвычайно актуальным, поскольку прежде всего необходимо определить именно те основы и ценности, опираясь на которые человечество получает возможность развития и отрицая которые оно впадает в хаос, разложение и самоистребление. При этом развитие понимается не просто как любое качественное или иное изменение, но прогрессивное изменение, т.е. совершенствование, которое невозможно определить без ответа на вопрос о цели и смысле человеческого существования. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания людям лучшие представители человечества на протяжении всей истории, определяя направления развития общества. В материалах, издаваемых в помощь участникам движения Культуры, неоднократно подчеркивалось, что Знание и Нравственность, Духовность и Красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. И именно труд лежит в основе достижения всех вершин культуры, будь то результат творческой деятельности человека или усилия по самосовершенствованию личности.

Смещение на периферию всеобщего сознания активно-позитивного отношения к труду как важнейшей духовной ценности и потребности личности привело к тому, что в российском обществе, в том числе у выпускников большинства школ, отсутствует ориентация на трудовой образ жизни. Необходимо вернуться к пониманию того, насколько значим труд в жизни человека и общества. В своих научных публикациях выдающиеся социальные мыслители современности «бьют тревогу, связывая с кризисом труда самые негативные последствия для общественного развития» [1].

В последнее время все более становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования ведет общество к хаосу и саморазрушению, и это требует обратить особое внимание на укрепление в сознании людей нравственных установок, в том числе осознанного отношения к труду.

Рассматривая эту проблему с точки зрения историко-культурологического подхода, необходимо отметить, что обязанность трудиться, этика труда утверждается и обосновывается всеми религиозными положениями и работами крупнейших мыслителей. «Все вещи – в труде», – говорил Экклезиаст (Еккл. 1.8).  Апостол Павел вспоминал, что ни у кого не ел хлеба даром, но «занимался трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Фес.3.11). Ориген подчеркивал, что «Бог создал человека существом, нуждающимся в труде», св. Иоанн Златоуст писал: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, но праздность», св. Василий Великий приравнивал труд к выполнениям заповедей Господних.

На Руси отношение к труду считалось одной из важнейших мерок нравственного здоровья человека, его способности к жизни в обществе. Труд оценивался в моральных категориях, ибо воспринимался как «подвиг», составная часть аскезы, формирующей и совершенствующей душу, воспитывающий самодисциплину. Поэтому преподобные Кирилл Белозерский и Иосиф Волоцкий были простыми работниками, кололи дрова; до нас дошли рабочие инструменты преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Патриарх Никон во время строительства Новоиерусалимского монастыря подносил кирпичи на своды храма вместе с каменщиками. Не случайно в древнерусских источниках «трудниками» называли подвижников.

В XVII веке чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский, ставший основоположником научной педагогики, утверждал, что «особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде». Он считал, что дети должны уметь переносить всякий честный труд, чтобы не стать «нелюдимыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем земли» ("Великая дидактика", гл.23, VII).

Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в. в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Эта работа имеет огромное значение для понимания не только его педагогических, но и социально-философских позиций. В этой статье К.Д. Ушинский приводит яркие исторические примеры того, что труд «действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится».

Труд становится стержневым фактором для развития отдельного человека. К.Д. Ушинский утверждал, что если у человека не окажется своего личного труда в жизни, то он теряет саму возможность человеческого существования:

«Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь».

Советский педагог, писатель и публицист В.А. Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям» также отмечал духовную составляющую процесса труда:

«Труд, в котором человек достигает совершенства, утверждает личность, является могучим источником воспитания. Чувствуя себя творцом, человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть.

Трудно переоценить значение того, что уже в годы детства, на пороге отрочества человек осознает свои творческие силы и способности. В этом осознании – самая сущность формирования личности».

В свою очередь, и выдающийся советский педагог А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» утверждал, что человек должен получать удовольствие от труда, «относиться к работе с любовью», труд должен быть «основной формой проявления личности и таланта». Он считал, что человек получает духовное развитие от труда, что труд должен быть творческим, «в трудовом усилии воспитывается ... нравственная подготовка», и что труд является необходимым фактором воспитания в педагогической системе.

В контексте этого вопроса невозможно обойти вниманием уникальный педагогический опыт Заслуженного учителя России, академика Российской академии образования М.П. Щетинина:

«В юности, отрочестве остро ощущается стремление к самоутверждению. Осознание своей сущности открывает путь к реализации своего «я». Надо, чтобы каждый ребенок усвоил сердцем и умом, увидел в конкретных делах, существом своим почувствовал, что его рост, признание, расцвет сил, ума, таланта – в масштабах его труда на общую пользу, в преобразовании общественной жизни. Быть человеком – значит не потреблять, а творить жизнь, созидать для других. ... Вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок не готовился жить, а жил. Лёгкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас. … Поэтому единственное, в чём мы можем ребёнку помочь – мы помогаем ему реализовать себя, со всей его безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность, свой космизм проявить. Сегодня, как в вечности.

Умение работать. Причём крайне важно работать "за так". Ни в коем случае не за деньги. Дети должны расти в системе добротворения, они должны отдавать – не получать, а отдавать. Мы сами много строим не потому, что мы бедные. Да, у нас нет денег, да, мы нуждаемся в них. Но мы строим и стараемся строить как можно красивее. Это строят дети: они и каменщики у нас, они и монтажники, и кровельщики. Они делают всю работу. Не с рукой протянутой ребёнок должен стоять, напротив, он должен быть в процессе «даяния» тому, кто нуждается. Если ребёнок отдаёт, тогда он растёт. Ведь отдавая себя, обретаешь в себе всё». (Кольцов Ю.В. Школа академика М.П. Щетинина. Попытка встретиться.)

К сожалению, в социуме чаще встречается отношение к труду как к обременению и даже как к наказанию, бытует страх перед трудностями. Людям трудолюбивым, труженикам даются пренебрежительные прозвища, подчас граничащие с цинизмом. Так сложилось в веках, что труд был опозорен рабством, и многие еще воспринимают труд как проклятие. И как следствие, сегодня, наряду с добровольным трудом, существует труд принудительный и труд вынужденный. И если в случае с принудительным трудом о гуманистической функции его говорить не приходится, то вынужденный труд может быть все же облагорожен правильным к нему отношением, где возможно творчество, так же, как и в труде добровольном.

Тема Труда так же необъятна, как и тема Культуры.

В общепринятом понимании, труд характеризуется как целесообразная деятельность человека, как работа, требующая умственных и физических усилий, напряжения. В некоторых источниках добавляется: «…целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей», – в таком контексте речь идет об общественно полезном труде. Лишь посредством труда можно осуществить эволюционные преобразования в обществе и в самом человеке.

Сегодня, когда в обществе и в мире происходят качественные преобразования, необходимы новые подходы к осознанию многих понятий, особенно таких фундаментальных, которыми являются Культура и Труд. Самоотверженный труд на Благо общее лежит в основе культуры и эволюции. Всем усилившимся разрушительным тенденциям в современном мире противопоставить можно только сознательный целеустремленный труд и самые активные действия по утверждению в жизни принципов культуры. Об этом говорилось в свое время при подготовке международных документов по утверждению принципов Знамени Мира. «Мы строим Культуру, – писал инициатор Пакта о защите культурных ценностей Н.К. Рерих. – В чем же строительство Культуры, как не в самоотверженном, просвещенном, прекрасном труде?» [2]

Отношение человека к труду определяет качество его сознания, вырисовывает круг его нравственных ценностей и, в конечном итоге, может служить характеристикой его миропонимания.

Воспитание в гражданах правильного отношения к труду создаст предпосылки успешного решения социальных и других проблем государства. Поэтому в российских нормативах образования Труд и Творчество, уважительное отношение к труду обозначены как базовые ценности, которые должны быть положены в разработку образовательных программ. Однако, для того, чтобы вошло в жизнь углубленное понимание труда – в его эволюционной, космической значимости, что соответствует современному научному мировоззрению, необходимы новые знания, содержащие представления о духовных законах развития человечества, о проявлениях психической энергии в процессе труда. Труд заключает в себе огонь жизни, или жизненно важную энергию. В этом состоит его спасительная функция. Отнимите у человека труд – и он неминуемо впадёт в психическое расстройство, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Труд приносит радость и дополнительную жизненную силу –  в том случае, когда труд для человека стал естественным состоянием. Ежедневная работа со сменой видов деятельности есть накопитель жизненно важной энергии, поскольку именно смена занятий, но не бездействие приносит отдых. Об этом необходимо знать каждому человеку, поскольку эти знания облегчают жизнь и, в итоге, могут сделать человека счастливым.

Труд является насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности.

И замечательно, когда с малых лет труд устанавливается как основа жизни, как самосовершенствование. Всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – в области развития чувств и развитии воли (когда требуется дисциплина в организации собственного труда), а также в области развития мышления: добиваясь качества выполняемой работы, человек тренирует свой мыслительный аппарат, утончая и обостряя мысль, развивает творческое воображение. И усвоив полезность труда в детстве, пронеся любовь к труду через всю жизнь, труженик в зрелом возрасте спасен от многих проблем со здоровьем и, в частности, от распространенных в наше время болезней мозга. Нужно отметить, что долгожители – как правило, люди трудолюбивые.

Чем более целенаправленно и согласованно люди будут мыслить, действовать, трудиться, творить, тем большего успеха достигнут в улучшении жизни и раскрытии своей человеческой и личностной природы, в познании самого себя.

В своей статье «Труд» Н.К. Рерих призывал: «Пусть будет печать нашего века широкое и справедливое осознание труда. Пусть не будет забыт каждый полезный, творящий работник. Пусть во всех государствах вопросы образования, просвещения, труда будут на первом месте».

_________________________________________

[1] Сидорина Т.Ю. Труд: его кризис и будущее в контексте трендов мирового цивилизационного развития. – ОНС (Общественные науки и современность). – 2016. – № 3. –  С. 23

[2} Рерих Н.К. Держава Культуры // Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – С. 194.