Где же зарождается в человеке мир? В его мыслях и сознании, но также и в его сердце. С помощью сердца человек различает добро и зло. О сердце надо говорить, поскольку оно есть тот нравственный стержень, на котором держится все бытие человека, а также бытие мира. Без сердца нет нравственности, нет духовности, нет культуры, значит, не будет и мира. Все связано с сердцем. О его великой роли в бытии человека говорит вся русская религиозная философия, которая черпала свое вдохновение в святоотеческой литературе прошлых веков. О сердце говорит мифология, фольклор. Синтез знаний о сердце дает Живая Этика. Необходимо изучать способность сердца распространять мир, передавать свой духовный опыт чувствам и мысли, облагораживать их.

Возвращаясь к миротворчеству, надо отметить, что оно несет в себе два смысла – «мир» и «творчество», т.е. творение мира, а за этим просматривается и со-творение мира, и человек в этом уподобляется Богу-творцу. Не зря в Евангелии миротворцы названы «сынами Божиими» [1]. С веками утратился исконный смысл миротворчества, и его необходимо восстанавливать, поскольку оно связано с таким высоким предназначением человека на земле – творить мир.

Но как правильно творить мир? Как распознать, творит человек мир или нет? Первым условием миротворчества будет стремление к созиданию, а не к разрушению, к единению, а не разладу, к дружелюбию, а не вражде. В отношении человека, творить мир – это значит, помогать ему перейти от звериной жизни с ее инстинктами, к человеческой жизни, которую отличает культура, т.е. творить в человеке Человека. Есть такие понятия, как помощь ближнему, бережливость к человеку, любовь и сострадание, терпение и терпимость, честь и честность, отсутствие раздоров, труд и творчество, сотрудничество, осознание красоты, и объединение всех этих положительных элементов, которые немыслимы без сердца, ведет к миру. Так, через сердце связаны понятия мира и культуры, и сердечная открытость будет одним из главных условий мира.
______________________
[1] Евангелие от Матфея. Гл.5, 9.

Дьяченко И.Ю.
«Миротворчество как основа культуры»