К вопросу об информационной культуре

 

Для развития подрастающего поколения очень важно, чтобы в каждой школе была не только библиотека, в которой собраны лучшие произведения отечественных и зарубежных авторов, но и современный Информационный центр. В этом центре, как и в библиотеке, должны трудиться специалисты, широко просвещенные в сфере Культуры. Знания из области педагогики помогут им строго отнестись к критериям отбора информации, поступающей детям.

Разумеется, забота об организации работы таких центров должна решаться на государственном уровне, поскольку это требует немалых материальных затрат. Однако, и руководители школ не должны отстраняться от решения этого вопроса, крайне важного для развития детей.

В последнее время все больше накапливается научных знаний в области «Информационной культуры», необходимость в развитии которой возникла в связи с усиливающимся процессом информатизации общества. «Информационная культура» и «Культура чтения» во многом дополняют и взаимно расширяют сферы своих знаний.

Информатизация образования и компьютеризация обучения как часть упомянутого процесса – это разворот в сторону цивилизации. И здесь определяющим моментом успешного развития общества является то, насколько в системе образования, а также в науке (в частности, в общественных науках) отдается предпочтение Культуре как ведущему, духовному началу в тандеме Культура–цивилизация19. Вопрос этот чрезвычайно важный, поскольку без понимания ведущего начала Культуры с ее духовной составляющей развитие общества лишь по цивилизационному руслу (с упором на развитие технических средств и технологий) может привести к катастрофическим результатам. Нельзя забывать, что все технические изобретения, достижения цивилизации, должны служить культурному развитию общества, личности.

В связи с этим, информационная культура в школе – это процесс организации поступления информации, предназначенной для учащихся, которая должна соответствовать основным требованиям, предъявляемым Культурой. Из них важнейшими являются: достоверность сведений (соответствие истине, точность), их научная обоснованность, а также адекватность и широта, отражающая весь спектр культурных достижений. В любом случае, принципом отбора является Познавательное и Прекрасное в единстве (то, что позволяет развивать воображение и сознание учащихся в лучшую сторону) – это должно составлять основу для формирования критерия, которым руководствуются взрослые при отборе материалов, предлагаемых для чтения юному поколению.